Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях в условиях ФГОС НОО
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В работе изложены пути и методы формирования читательской математической и компьютерной граммотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_-_molodym.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач, т.е.умение применять знания в жизни.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним из основных направлений является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, эффективно использовать информацию. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Умение работать с информацией ( читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. При посещении библиотечных занятий у детей накапливается опыт ориентирования в мире книг. Ребята убеждаются в том, что читательская деятельность несет радость преодоления трудностей и чувство успеха. Проводятся у нас в школе библиотечные уроки и тесная связь с районной библиотекой. Там работают настоящие профессионалы, раньше мы ходили к ним на занятия, теперь приходят они. Сегодня мы покажем занятие по формированию читательской грамотности в 1 Б классе «Библиотека – мир книг».
Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек. Поэтому обучить учащихся азам финансовой грамотности – важная и нужная задача. Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотности. Сегодня вы сможете побывать на внеурочном занятии по формированию финансовой грамотности в 4 А классе на тему «Прожиточный минимум».
Необходимость формирования компьютерной грамотности в начальной школе обусловлена, прежде всего, тем, что современное общество предъявляет новые требования к человеку, существующему в информационной среде. Речь идёт о знаниях, умениях и навыках взаимодействия с компьютерной техникой, формирование которых необходимо начинать в младшем школьном возрасте с целью дальнейшей социализации ребёнка.
Компьютерная грамотность предполагает не столько усвоение некоторой суммы знаний или закрепление навыков, сколько психологическую готовность успешно осваивать и эффективно использовать все новые компьютерные средства. Другими словами, в основе формирования компьютерной грамотности лежит познавательное развитие учащихся.
Занятия внеурочной деятельности с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Вашему вниманию внеурочное занятие в 4 Б классе «Компьюторная анимация как средство формирования компьюторной грамотности».
Если рассматривать функциональную грамотность достаточно широко, музейная среда
способствует формированию бытовой, информационной, читательской, коммуникативной грамотности, формирует креативное мышление.
Формируется функциональная грамотность, которую можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Внеурочное занятие во 2 А классе пройдет в музее нашей школы по теме «Экспонаты рассказывают».
Мы надеемся, что занятия ,которые вы увидите помогут вам в работе, что-то из нашего опыта вы возьмете для себя.
Наша задача показать учащимся как использовать свои знания во внешней среде.
Мы предлагаем следующие занятия внеурочной деятельности.
1.Внеурочное занятие по формированию финансовой грамотности на тему «Прожиточный минимум».4 А класс Доброходова О.Н. 35 кабинет
2.Компьюторная грамотность 4 Б класс Афанасьева О.Э. Внеурочное занятие «Компьюторная анимация как средство формирования компьюторной грамотности». 33 кабинет
2.Читательская грамотность. 1 Б класс Лепихина А.А. библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на ур...
Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"
Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...
Групповая работа как средство формирования основных компонентов функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности
На данный момент не существует определенной методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации о...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС
В статье раскрываются основные понятия и виды функциональной грамотности, описываются приемы, используемые для развития функциональной грамотности учащихся начальных классов....
Задание по формированию функциональной грамотности на уроках. Уроки чтения и окружающего мира.
1. Блок заданий.1.1. Можар Юлия Эдуардовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 г.Шахты.1.2. Задание для развития функциональной грамотности 3 класс.1.3. Цель — формирование у обучающихся пол...