Статья "Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности."
статья
В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные креативно мыслить в сложных жизненных ситуациях, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Сейчас креативное мышление – залог успешного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kreativnoe_myshlenie.docx | 46.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Креативное мышление как важный компонент
функциональной грамотности.
Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть, достигнут учащимися за время обучения в школе.
Разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит)
- математическая грамотность
- читательская грамотность
- естественнонаучная грамотность
- финансовая грамотность
- креативное мышление
Актуальность. В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные креативно мыслить в сложных жизненных ситуациях, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Сейчас креативное мышление – залог успешного развития.
Креативное мышление – компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.
Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:
-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),
-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)
Главная цель моей педагогической деятельности – формирование творчески активного ребенка, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и не стандартное, «не наполнить сосуд знаниями, а зажечь факел», то есть научить ребенка учиться, добывать знания, получить удовольствие от учебы и труда.
Для достижения данной цели я определила следующие задачи:
1) поддерживать и развивать интерес к учебным предметам, пространственное воображение, логическое мышление, активность, самостоятельность;
2) раскрывать и развивать способности каждого ученика и приобщить к продуктивной творческой деятельности;
Я решаю эти задачи, используя классно-урочную форму и внеклассную формы работы. Как же научить креативному мышлению?
Креативное мышление можно развить с помощью инновационной педагогической технологии ТРИЗ. Одним из эффективных приемов развития креативного мышления является метод «Мышления противоречиями». На уроках «Окружающего мира» придумываем с учащимися такие противоречия по программному материалу. Вот некоторые из них:
- Если не будет ветра все лето, то будет тепло и уютно, но не будут распространяться семена растений, не будет дождей.
- если уничтожить всех комаров, (то будет хорошо в походе, но стрекозам и рыбкам будет меньше корма);
- если вдеть в иголку длинную нитку, (то не надо часто заменять, но неудобно шить);
- зонтик должен быть большим, чтобы защитить от дождя меня и маму, но при этом должен быть маленьким, чтобы не занимать много места.
Ножницы (должны быть острыми, чтобы резать бумагу, но при этом тупыми, чтобы не пораниться);
К пониманию противоречий можно подвести при помощи игры «Хорошо - плохо». При этом дети должны усвоить, что во всем хорошем можно найти плохое, но во всем плохом, есть хорошее. Например, 100 дней идет снег – хорошо, будет много снега и хороший урожай, плохо – проломит крыши домов, ветки деревьев.
Мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому что может заболеть горло.
Заболеть хорошо – можно не ходить в школу, плохо – дома одному будет скучно.
Ставить оценки – хорошо можно контролировать ученика, плохо, потому что трудно быть добрым и справедливым оценщиком знаний ученика.
Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «лето» может вызвать у человека воспоминания о море, солнце, путешествии. А при слове «мел» в голове сразу же возникают мысли о школьных занятиях, ответе у доски, учителе. Такие воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.
Со времен Аристотеля (считается, что именно он открыл законы образования ассоциаций) известны четыре вида ассоциаций.
1) По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному или пространственному совпадению. Например, улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег...
2) По сходству, по подобию, то есть похожее по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции. Например, мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата...
3) По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Например, добро - зло, гора - равнина, день-ночь, рано-поздно, искры - снежинки...
4) Ассоциации могут быть простыми, если они связывают между собой только два представления, и сложными, если одно представление объединяется со многими другими и образует ассоциативный комплекс.
Применение метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, дети не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении.
Ассоциативный метод может применяться на разных этапах урока: при постановке проблемы на стадии вызова, на этапе осмысления нового материала, при закреплении. Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы.
Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон составляем схему связанных понятий вместе с учениками. При изучении геометрических фигур, можно составить родословную четырехугольников, треугольников, составить паспорта лекарственных, ядовитых растений, животных.
Широко применяю прием ассоциативного запоминания.
Этот прием основан на образности мышления. Например, на уроках русского языка, данный прием используется для запоминания правильности написания словарных слов. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии).
В своей работе при изучении словарных слов использую фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Например, пассажир – пассажир берет билет в кассе, улица – на улице встречаю знакомые лица, запад – на западе солнце падает.
Интересным является упражнение «В слове спряталось другое слово». Например, горизонт – гори, зонт, облако – на облаке лак, пловец – пловец плывет в плове. Детям предлагается нарисовать свой фантастический сюжет.
На практике, при обучении грамотному письму, я прошу детей привлечь аудиальную подсказку. Это значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например, Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.
Часто использую на своих уроках графические ассоциации – мнемотехнику (по схожести изображения). Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
Читать, разговаривать и придумывать
Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения. Во время знакомства с произведениями важно акцентировать внимание детей на моментах, значимых для понимания авторского замысла: спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Так дети становятся вдумчивыми и творческими читателями, способными сопереживать героям, понимать замысел автора и видеть в текстах явления из реальной жизни. Кроме того, такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей, развивают читательскую грамотность.
Детям постарше можно дать проанализировать похожие сказки («Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина и «Спящая красавица» Жуковского): понаблюдать за сходством сюжетов и поступков героев и различиями в языке и стиле повествования.
Решать головоломки и ребусы
Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.
Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника и Учи.ру
Перевоплощения и театр жестов и мимики
«Перевоплощения в вещь». Один из участников получает указание от ведущего перевоплотиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее характер. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, как она живет, что чувствует.
«Перевоплощения в животное». Ведущий задает вопрос, с каким животным участники могут сравнить себя и свою жизнь. Например, один из ответов — «Я как лошадь, все время пашу, чтобы другим было хорошо».
Игры, направленные на развитие мышления
«Составление предложений».
Берутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например: озеро, карандаш и медведь. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Ответы могут быть банальными (Медведь упустил в озеро карандаш), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов (Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил в озере рыбу) и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь).
«Поиск общего».
Берутся наугад два мало связанных слова, например: кастрюля и лодка. Следует выписать в столбик как можно больше общих признаков этих предметов. Ответы могут быть стандартными (изделия человеческих рук, имеют глубину), и небесполезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете (найти примеры предоставим вам самостоятельно); их не так уж и мало. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
Игра учит в разрозненных друг с другом предметах и событиях находить множество общих моментов, «состыковок», выделять такие связи, которые обычно не лежат на поверхности.
«Исключение лишнего слова».
Берутся любые три слова, например: собака, помидор, солнце. Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим для них признаком, следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую остающуюся пару слов и не присущих исключенному лишнему.
Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не «зацикливаться» на них. Игра учит и одновременно удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов, сравнивая их между собой.
«Цепочки».
На уроках литературного чтения использую тематические ассоциативные цепочки. Учащиеся выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке. Например, тема «Весна». Дети выстраивают линейную цепочку ассоциаций: тепло, ручьи, трава, птицы, солнце, праздники, каникулы. То есть каждый ученик предлагает свое ассоциативное слово к заданной теме. На следующем этапе работы создается общая цепочка ассоциаций по заданной тематике. Можно дать задание использовать в ассоциативной цепочке только прилагательные, только существительные, только глаголы. Так же в работе использую задания по восстановлению пробелов в ассоциативной цепочке. Учитель задает первое и последнее слово, а дети должны восстановить середину. Например, первое слово «самолет», а последнее «яйцо». Дети восстанавливают цепочку: самолет – небо – птица – яйцо. Объясняют свои ассоциации так: самолет летит в небе, в небе так же летают птицы, а птицы несут яйца.
Для учащихся начальной школы часто бывает трудным запоминание математических терминов и компонентов действий: сложение, вычитание, умножение и деление. Ассоциативные цепочки помогают учащимся ориентироваться в названиях компонентов и быстрее их запоминать. Так на уроках математики можно использовать ассоциативную игру. Например, дается слово «сложение», детям предлагается выстроить цепочку ассоциаций. У них может получиться следующий результат: плюс – компоненты сложения – первое слагаемое – второе слагаемое – сумма – результат сложения. Так же в игровой форме можно работать над восстановлением логической цепочки «величины», «решение уравнений» и т.д.
Данный прием можно использовать и на уроках окружающего мира при изучении специальной терминологии, природных зон, при работе с картой, при изучении животного и растительного мира и т.д..
«Нарисуй настроение».
А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.
«На что это похоже?».
Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.
Таким образом, в результате целенаправленной работы у учащихся развивается:
1) умение разрешать противоречия;
2) умение создавать творческие задания;
3) умение анализировать различные проблемные ситуации;
4) оригинальное, творческое, нешаблонное мышление.
Диагностический инструментарий позволил отследить реализацию поставленных целей.
Мониторинг наблюдений проводила по двум направлениям: психологическая диагностика; диагностика знаний. Одним из показателей успешности является позитивная динамика качества знаний учащихся: 2019 – 2020 учебный год – 76,5% , 2020 – 2021 учебный год – 79,5%, 2021 – 2022 учебный год – 81,3%.
В период работы по данной теме проводилось изучение уровня развития креативного мышления (тест креативности Торранса).
Результаты представлены в диаграмме:
Анализ данных позволяет сделать вывод о положительной динамике развития креативного мышления у школьников. Показателем развития креативного мышления учащихся являются достижения обучающихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня, где проявляли незаурядные творческие способности и занимали призовые места. Мои ученики являются победителями муниципальной научно-исследовательской конференции для учащихся начальных классов «Шаги в науку», а так же победителями и призёрами дистанционных олимпиад Учи.ру, Яндекс Учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.
Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка....
«Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения».
Описание опыта работы учителя начальных классов МАОУ "КСОШ-ДС" г.Пыть-Ях С.П.Барабановой "Формирование логического мышления- как важный фактор успешного обучения"...
Роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности учащихся начальных классов
Описание опыта работы....
Орфографическая зоркость - важнейшее условие грамотного письма.
орфографическая зоркость...
Выступление на РМО«Финансовая грамотность –важный компонент функциональной грамотности в начальной школе в условиях ФГОС»
Значение финансовой грамотности в начальной школе для современного школьника....
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности: проблемы и пути их решения
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности: проблемы и пути их решения ...