Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.
статья по русскому языку по теме
Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Орфографическая зоркость – важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся»
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи объясняется тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.
Перестройка обучения орфографии помогает вооружить учеников прочными и осознанными навыками правописания, способствует решению речевых задач. Наилучшее условие для формирования орфографического навыка создаётся, если вначале оно складывается как действие полностью осознанное.
Письмо на основе правил не обеспечивает орфографической системы в целом, не раскрывает взаимосвязи между правилами, не создаёт предпосылок для самоконтроля. Для преодоления этих недостатков необходимо опереться в обучении на обобщения более высокого уровня – понятие о ведущем принципе орфографии.
Понять принципы орфографии – значит, увидеть её систему и воспринять каждое отдельное правило. В теории орфографии обычно указываются 1)морфологический, 2) фонетический, 3) традиционный и принцип 4) дифференциации слов.
Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное одинаковое написание морфемы независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих в родственных словах.
Морфологический принцип не может быть осознан до того, как обучающийся научится членить слово по составу, и накопит значительный запас сведений по грамматике, лексике, т.е. осознание морфологического принципа возможно в итоге изучения правописания. А не как отправная его точка.
Второй принцип – фонетический. Фонетические написания не вызывают у пишущего затруднений, поэтому обычно их просто не замечают, а сам принцип не дооценивается, тем более, что фонетические написания не противоречат морфологическому принципу. Они не ведут к неодинаковому написанию морфем. Написание следует за произношением (рассыпать, раздать).
Традиционный принцип - написание слов обычно заимствованных по традиции. Без правил. Эти написания усваиваются на основе запоминания, в порядке словарно-орфографической работы (словарные слова, жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Принцип дифференциации применяется, когда пишущий средствами орфографии хочет выразить определённую мысль (кампания-компания, ь знак после шипящих, по Московской улице, по московской улице, т.е. в Москве). С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы был предложен новый – фонематический принцип, как основной принцип орфографии; он гласит: «Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции».
В отличие от морфологического ознакомление с фонематическим принципом орфографии можно связать с самым началом в обучении правописанию. При фонематическом подходе устраняется большая часть недостатков традиционного обучения орфографии: орфографическая слепота подавляющего числа обучающихся, непонимание связей между отдельными правилами, отсутствие способов самоконтроля. Использование в качестве основного фонематического принципа русского письма обязывает несколько иначе, чем при морфологическом принципе, строить обучение орфографии.
На первый план ставится задача развития у детей фонематического слуха. Фонематический принцип во многом сходен с морфологическим, охватывает те же случаи. Так, по фонематическому принципу согласные и гласные в слабых позициях проверяются соответствующими звуками в сильных позициях: безударные гласные – ударяемыми, сомнительные звонкие и глухие согласные проверяются их вариантами, стоящими перед гласными. Фонематический принцип не связывает проверку слабых позиций фонем с морфемным составом слов, но и не противоречит морфологическому принципу, дополняя и углубляя его; он не охватывает тех случаев, которые объясняются фонетическим принципом (приставки на з и др.), традиционным принципом; случаи с историческими чередованиями звуков также не облегчаются для обучающихся. Если последовательно идти за фонематическим принципом, то можно орфографический материал подавать в другой системе - отказаться от рассмотрения правил с морфемами, т.е. учить действовать: слабая позиция – проверяю сильной.
Важнейшее условие формирования орфографической зоркости является знание признаков орфограмм. Орфограмма – это буква или другой письменный знак (слитное и раздельное написание, перенос, прописная буква), который по слуху однозначно не определяется, по звуку не устанавливается. Орфограмма есть там, где есть при неизменном произношении выбор написания.
Потребность узнать какую букву писать в том месте слова, где один и тот же звук может быть обозначен разными буквами (может «представлять» разные фонемы), - это и есть то, что принято называть орфографической зоркостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-369457-1387296595.jpg)
«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»
Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/11/picture-435542-1397234665.jpg)
Доклад "«Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников»
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-439860-1423303060.jpg)
Опыт работы на тему: «Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку»
В работе поэтапно описывается опыт работы, которая проводится по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-439860-1423303060.jpg)
Описание опыта работы на тему "Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку"
Побробное описание работы со свеми методами и технологиями....
Развитие орфографической зоркости как средство повышения грамотности письма.
Тема, над которой я работаю в течение последних четырёх лет «Развитие орфографической зоркости как одно из средств повышения грамотности письма обучающихся».Актуальность темы предопределена тем,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-318739-1415457619.jpg)
Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития
Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...