Инновационная технология визуальных дидактических регулятивов
учебно-методическое пособие (4 класс)

Гюзель Салаватовна Гайнетдинова

Для достижения успеха в наше время  человеку необходимо обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. В наши дни происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Именно сейчас как никогда использование инновационных технологий очень перспективно.             Надеюсь, что этот материал поможет учителю организовать свою работу так, чтоб она была еще интересной, доступной ,чтобы школа стала для детей по- настоящему Школой Радости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko-smyslovoe.docx308.86 КБ

Предварительный просмотр:

     

Инновационная технология визуальных дидактических регулятивов

Методическое пособие для учителей начальных классов

Гайнетдинова Гюзель Салаватовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 МОБУ СОШ д.УлукулевоКармаскалинского района РБ,

Победитель республиканского конкурса «Педагог-Исследователь-2010»,

Победитель конкурса « Лучшие Учителя России-2020».

Уфа-2022

Содержание

      Введение……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1МНОГОМЕРНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ  КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

   

      1.1Описание технологии………………………………………………………….…4

     1.2 Содержательная характеристика технологии…………………………………5

                           

  1. Преимущества технологии………………………………………..……………..6

      1.4Многомерная дидактическая технология в структуре урока……………..........9

     Заключение………………………………………………………..…15

      Список использованной литературы…………………………….16

Введение

              Для достижения успеха в наше время  человеку необходимо обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. В наши дни происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Именно сейчас как никогда использование инновационных технологий очень перспективно.

                Понятие «инновация» в литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов. Большинство людей определяют понятие «инновация» как процесс внедрения новшеств. Инновации внедряются во всех сферах жизни человека, в том числе и в образовании.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Она предполагает внедрение в профессиональную деятельность не только цифровых технологий, но и новых дидактических и воспитательных программ.

Применение на уроках логико-смысловых моделей (ЛСМ) помогает структурировать изучаемый материал, представлять его в понятной и наглядной форме. Еще Конфуций говорил: «Я услышал и забыл.  Я увидел и запомнил.  Я сделал и понял» и психологи утверждают, что в памяти откладывается лишь 10% услышанной информации.

Все мы на уроках так или иначе работаем с информацией: видео -, аудио -,текстовой. Но большую часть времени мы конечно работаем с текстом и знания получаем в основном из текста услышанной информации.

Практика способствует более глубокому изучение материала урока, учит ребят выделять самое главное, определять связи между понятиями, структурировать материал. ЛСМ относятся к понятийно-графическим средствам наглядности и их легче запомнить по сравнению с текстовой информацией, при помощи такой модели можно быстро вспомнить изученный ранее материал. Ученые уже несколько лет говорят о том, что современные дети обладают клиповым мышлением, что также является дополнительным преимуществом для использования ЛСМ на уроках. ЛСМ позволяют сформировать у обучающихся «умение учиться». ЛСМ можно выполнять на бумаге или при помощи компьютерных программ, что также способствует изучению ИКТ-технологий учащимися, развивает их творческие способности.

             Надеюсь, что этот материал поможет учителю организовать свою работу так, чтоб она была еще интересной, доступной ,чтобы школа стала для детей по- настоящему Школой Радости.

ГЛАВА 1

МНОГОМЕРНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ  КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

                                                 1.1Описание технологии

Доказано, что обучение только тогда становится для учащихся успешным и привлекательным, если они умеют учиться: умеют читать, осознавать, сравнивать, исследовать, систематизировать и рационально запоминать. Достичь этого можно благодаря использованию многомерной дидактической технологии.

Многомерная дидактическая технология – новая современная технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления, восприятия, переработки, усвоения, запоминания, воспроизведения и применения учебной нформации; это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти.

Данная технология была разработана в 90-е годы ХХ века доктором педагогических наук Валерием Эмануиловичем Штейнбергом. Сам автор определяет дидактические многомерные инструменты как универсальные образно-понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний во внешнем и внутреннем планах учебной деятельности. Такие инструменты используются в качестве основных инструментов дидактической многомерной технологии [9, с. 20].

Главная цель введения многомерной дидактической технологии

  • снижение трудоёмкости и повышение эффективности деятельности учителя и учащихся через использование многомерных дидактических инструментов: логико-смысловых моделей и интеллект - карт (карт памяти). Их использование повышает качество образовательного процесса, способствует формированию у учащихся интереса к познанию, расширяет их кругозор.

Данная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема содержит 2 компонента: логический – в виде системы расстановки координат и узлов и смысловой – в виде закодированных понятий, названий координат и узлов.

Логико- смысловая модель(ЛСМ) – конкретная реализация дидактического многомерного инструмента, представление знаний на естественном языке в виде образа- модели – предназначена для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала и учебной деятельности [9, с. 22].

Модель - любой мысленный или знаковый образ представляемого объекта (оригинала). К моделям, выполняющим инструментальные функции в образовании, предъявляются следующие требования: чёткая структура и логически удобная форма представляемого знания,

«каркасный» характер – фиксация наиболее важных, узловых моментов; универсально – инвариантные свойства – пригодность к широкому спектру задач; психологическая поддержка пользователя – вывод на режим самоорганизации аутодиалога [9, с. 23].

«Смысловая гранула» - значимая порция информации, которую помещают в опорный узел модели.

Количество координат в логико – смысловой модели равно восьми, что соответствует эмпирическому опыту человека (четыре основные направления: “вперед – назад, вправо – влево” и четыре промежуточные направления), а также научному опыту (четыре основные направления: “север – юг – запад – восток” и четыре промежуточные направления). Нужно отметить, что число восемь всегда привлекало внимание людей, например: магическое колесо индейцев, которое символизирует вселенную, имеет восемь сторон-направлений; большая игра – шахматы, события игры разворачиваются по законам восьмерки: шахматное поле четырёхугольное, на каждой стороне восемь клеток и т. д.

Использование логико – смысловой модели дает возможность учащимся с любым типом мышления чувствовать себя комфортно. Если доминирует левое полушарие, то легче воспринимается материал частями, а если правое, то необходимо видеть картину деятельности полностью.

Не всегда логико - смысловая модель состоит из 8 векторов. Существует эффект упрощения логико – смысловой модели. В некоторых ситуациях возможно и усложнение модели. Все зависит от объема учебного материала и от уровня подготовленности учеников.

Основная идея использования логико – смысловой модели – идея многомерности окружающего мира, человека, его мышления, образовательного процесса, познавательной деятельности. Содержание учебной информации многомерное, а форма обучения – одномерная.

1.2 Содержательная характеристика технологии Конструирование моделей:

  • в        центр        будущей        системы        координат        помещается        объект:

тема, проблемная ситуация и т.п.;

-определяется набор координат – «круг вопросов» по теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы изучения;

-определяется набор опорных узлов – «смысловых гранул» для каждой координаты;

-опорные узлы ранжируются и расставляются на координатах- осях, начиная от центра в логической последовательности в соответствии с их содержанием;

-осуществляется перекодирование путем замены информационных блоков ключевыми словами или словосочетаниями.

Таким образом, формируется системное представление знаний в виде многомерного смыслового пространства.

                           

                        1.3 Преимущества технологии

Эффективность использования многомерных дидактических инструментов связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Она обрабатывается правым и левым полушарием одновременно.        Таким образом, использование дидактических многомерных инструментов способствует координации первой и второй сигнальных систем человека. Кроме того:

  • она        соединяет        отдельные        параграфы        наших        учебников        в укрупненные темы;
  • логически        выстраивает        материал, дает        возможность правильно отобрать информацию;
  • позволяет        выделить        причинно        –        следственные        связи        и закономерности;
  • выделяет основные термины и понятия, развивает предметную речь учащихся;
  • вооружает ученика и учителя необходимым инструментарием для анализа;
  • соединение        вербального        и        визуального        каналов        информации приводит к резкому повышению усвояемости материала.

Логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику двух явлений, событий, установить причинно-следственные связи, выявить основную проблему и найти ее решение.

Используя логико-смысловые модели, я убедилась, что они могут применяться в каждом классе. Рассмотрим возможности представленной технологии в структуре урока для обучения в 1, 2 , 3, 4 классах.

С 1 класса эффективно использование карт памяти. Они активизируют исследовательскую деятельность детей, помогают им приобрести первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Карта памяти – хороший наглядный материал, с которым легко и интересно работать. Запомнить его проще, чем печатный текст из учебника. В центре карты памяти находится понятие, отражающее её ключевую тему или предмет. От центрального понятия расходятся цветные ветви с ключевыми словами, рисунками и местом для добавления деталей. Ключевые слова тренируют память, а рисунки концентрируют и развивают внимание ребёнка. Учащиеся могут отобразить на         бумаге свои мысли, обрабатывать полученную информацию, вносить        изменения. Рисование карт памяти можно отнести к игровым  видам        деятельности. Он особенно эффективен в 1-2          классах, поскольку у детей этой возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление. Способность детей делать краткие записи и находить соответствующие знаки (символы) свидетельствует об уровне развития творческих способностей и ассоциативного мышления. Таким образом, интеллектуальные карты наглядно демонстрируют тему в целом, помогают ребенку быть не просто учеником, а исследователем.

Существует ряд правил, которых необходимо придерживаться при составлении карт памяти:

                 Всегда используйте центральный образ.

         Стремитесь к оптимальному размещению элементов.

          Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами карты было соответствующим.

          Как можно чаще используйте графические образы.

          Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами карты или логико – смысловой модели.

          Используйте цвета.

          Стремитесь к ясности в выражении мыслей.

          Размещайте ключевые слова над        соответствующими

линиями.

          Делайте главные линии плавными и более жирными.

          Следите за тем, чтобы ваши         рисунки        были        ясными

(понятными).

Например, во 2 классе на уроке человек и мир по теме «Азбука питания» для формирования у детей представления об основных группах пищевых продуктов и стимулирования стремления питаться рационально ученики, под руководством учителя, смогли разделить продукты питания на 4 группы. В результате получилась карта памяти «Пища» (Рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 – Карта памяти «Пища»

В 3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логически-смысловые модели. Они основываются на тех же принципах, что и карты памяти, но не содержат рисунков. Использование логико – смысловых моделей позволяет рационально распределить время при изучении нового материала, помогает учащимся высказывать собственные мысли, анализировать и делать выводы.

С помощью учебной литературы учащиеся могут самостоятельно составлять логико – смысловые модели после первоначального знакомства с темой. Работа по составлению моделей может проводиться в группах или парах, где обсуждаются и уточняются все детали. В зависимости от темы урока логико – смысловая модель составляется на одном уроке или выстраивается поэтапно – от урока к уроку – в соответствии с изучаемым материалом.

Использование логико-смысловых моделей помогает детям устанавливать соответствия между понятиями, учит их формулировать выводы, осознанно отвечать на вопросы.

Но, необходимо придерживаться определённого алгоритма построения логико- смысловых моделей:

  1. В центр листа (страницы) поместить овал или треугольник с названием темы – объекта изучения. (Рисунок 1.2)

http://yunail.ru/yunail/images/m5f4aea47.jpg

Рисунок 1.2 – Логико-смысловая модель

                      2.Определить круг вопросов, аспектов изучаемого объекта для определения числа и набора координат.

                3.Отразить все оси координат на рисунке, определяется их последовательность, присваиваются номера К1,         К2       К3 и т.д.

  1. Отобрать основные факты, понятия, принципы, явления, правила, соотносящиеся с каждым аспектом темы, и ранжируются (основания для ранжирования выбираются составителем).
  2. На координатах для каждой смысловой гранулы отметить опорные узлы (точками, крестиками, кружками, ромбами).
  3. Рядом с опорными узлами сделать надписи, при этом происходит кодировка или сокращение информации при помощи опорных слов, словосочетаний, символов.
  4. Штриховыми линиями обозначить связи между смысловыми гранулами различных осей координат.

Технология многомерных дидактических инструментов способствует формированию целостного восприятия любой информации, значительно повышает эффективность обучения. Таким образом, постоянное использование на уроках дидактических многомерных инструментов позволяет:

  • усилить интерес учащихся к предметам;
  • развивать навыки работы с дополнительной литературой;
  • формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • повысить качество знаний.

Исходя из результатов использования в образовательном процессе младших школьников технологии многомерных дидактических единиц, можно утверждать, что урок будет результативным, если в его основу заложено сотворчество учителя и ученика. В результате это будет обеспечивать получение более глубоких и качественных знаний. Повысится уровень понимания и применения полученной информации.

1.4Многомерная дидактическая технология в структуре урока

Работать с логико – смысловыми моделями я начала в 2019/2020 учебном году. Использование логико – смысловых моделей на первом этапе требовало значительных усилий. При использовании данных моделей на уроке необходимо было предусмотреть все возможные варианты оформления и отбора материала. Такая работа включала несколько этапов:

  1. Знакомство с теоретическими аспектами многомерной дидактической технологии и создание логико – смысловых моделей, а также их возможности.
  2. Составление логико – смысловых моделей для определенных уроков. В результате работы были составлены логико-смысловые модели по многим темам.
  3. Разработка, проведение и анализ уроков различных типов, на которых использовала логико – смысловые модели. Корректировка составленных моделей.

Изначально логико – смысловые модели состоялись только мною. На уроках ученики знакомились с этими моделями, учились их читать и применять при выполнении различных заданий. Ученики знакомились с требованиями к составлению логико-смысловых моделей (каждый вектор заполняется одним цветом, надписи делаются печатными буквами, заполнение происходит от центра, по стрелке часов и т. д.). Затем стала предлагать ученикам задания по завершении логико – смысловых моделей, выборе координат для составления новых моделей. На следующем этапе мы начали вместе создавать их.

Используя логико-смысловые модели, я убедилась, что они могут применяться на уроках любого типа и на любых этапах урока.

Для подготовки к уроку я использую следующую структуру урока

усвоения новых знаний:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка цели и задач урока.
  5. Изучение нового материала.
  6. Закрепление и коррекция знаний, умений и навыков.
  7. Рефлексия. Домашнее задание

                          Некоторые этапы уроков я хочу привести в пример.

Организационный этап.

   Этот этап очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. На этом этапе можно предложить детям составить модель настроения. (Рисунок 1.3)

http://festival.1september.ru/articles/642908/img1.jpg

Рисунок 1.3 – Модель настроения

Дети, выбрав прилагательное-настроение, закрашивают его, либо подписывают свой вариант. И напротив стрелочки дорисовывают рисунок, соответствующий настроению.

На этапе актуализации и проверки знаний использую следующие приемы:

  • предлагаю для слабоуспевающих учащимся на карточках для индивидуальной проверки или на слайдах при фронтальном опросе логико-смысловые модели, где на координатах заменены местами несколько опорных узлов. Задача учащихся исправить “ошибки” и восстановить логику рассмотрения вопроса;
  • учащиеся готовят вопросы по любым заполненным координатам модели;
  • учащиеся восстанавливают недостающие ключевые слова опорных узлов;
  • на логико – смысловых моделях удаляется несколько узлов, и располагаются отдельно. Учащийся или группа учащихся должна найти их первоначальное месторасположение;
  • учащимся предлагается использование логико – смысловые     модели     как        ориентировочной основы для комментирования ответов.

Постановка цели и задач урока. Этап целеполагания включает каждого обучающегося в процесс целеполагания. На данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения:   узнать,   найти,   доказать.   На уроках не останется равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляю возможность высказать свое мнение и поставить учебную задачу в соответствии с его собственными способностями и намерениями. В этом мне помогает логико – смысловая модель.

Так, на уроке русского языка по теме “Изменение имен существительных по падежам” учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знаю ответ. Одновременно с объяснением “Что я знаю” дети ориентируются на логико – смысловую модель: “Имя существительное”, которая выстраивалась постепенно из урока в урок соответственно порядку изучаемых тем. (Рисунок 1.4)

“Свернутая” информация на схеме может быть с легкостью воспроизведена учениками, так как они сами непосредственно ее составляли, структурируя основные понятия. Ребята делают вывод, что понятие “падеж” им не известно.

Рисунок 1.4 – Логико – смысловая модель «Имя существительное»

При изучении нового материала иногда предлагаю готовую модель, которая служит своеобразным планом темы, помогает сосредоточить внимание учащихся на ключевых понятиях. Также сокращается время на изучение теоретических сведений, что позволяет больше внимания уделить отработке практических навыков.

Можно создавать логико – смысловые модели в процессе изучения темы вместе с учениками. Ученики обсуждают основные вопросы и проблемы, ищут пути решения проблем, обсуждают возможности применения материала в практической деятельности, с интересом выполняют задания. Так мы работали над созданием логико-смысловой модели по разделу “ Глагол”. Во время акутуализации знаний ученики, пользуясь векторами К1 К2 К3 рассказали про общее значение глагола, его морфологические признаки. Далее самостоятельно, в группах, заполнили таблицу на векторе К5. Для этого надо было обратиться к материалу учебника и таблице. На доске коллективно продолжалось заполнение вектора. Выполнение дальнейших заданий направляло учеников на то, чтобы они неоднократно возвращались к модели.

В результате получилась модель, которая отражает основные теоретические сведения о глаголе как самостоятельную часть речи. (Рисунок 1.5)

Рисунок 1.5 – Логико – смысловая модель «Глагол»

Как показали мои наблюдения, такой способ деятельности является наиболее эффективным.

Я убедилась, что использование логико – смысловых моделей эффективно и на этапе закрепления или контроля знаний, так как помогает закрепить смысловую информацию по теме. Для этого я раздаю ученикам модели, которые представлены только названиями векторов и координат, из которых заполнен только первые. (Рисунок 1.6)

В конце изучения темы, а также на этапе контроля предлагаю ученикам заполнить модель полностью. Ученики с высокой мотивацией представляют и свои собственные модели.

Всегда использую логико – смысловые модели на уроках обобщения, при подготовке к самостоятельным и контрольным работам. В этом случае они выполняют роль опорного конспекта и своеобразной шпаргалки.

Последним      этапом      методической      структуры       урока является рефлексия.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно не только в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, но и в конце деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

На листе бумаги я предлагаю детям обвести свою ладошку (Рисунок1.7)

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо

высказать свое мнение.

  • большой – “что мне было интересно”.
  • указательный –“что я узнал нового”.
  • средний – “мне было трудно”.
  • безымянный – “моё настроение”.
  • мизинец – “хочу узнать”.
  • http://festival.1september.ru/articles/642908/img8.jpg

Рисунок 1.7. – Модель рефлексии

В конце урока мы подводим итоги,   обсуждаем то, что узнали, и то, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. На уроке по теме “Глагол” предложила охарактеризовать свою деятельность с логико- смысловой моделью с помощью глаголов. Модель помогла усвоить, понять, запомнить, выучить.

Так логико – смысловые модели можно использовать для решения различных дидактических задач при изучении нового материала, отработке умений и навыков, обобщении и систематизации знаний.

Технология многомерных дидактических инструментов способствует формированию целостного восприятия любой информации, значительно повышает эффективность обучения.

Заключение

Представленные в сборнике учебно-методические свидетельствуют о выполнении основных задач инновационной технологии:

-оптимизировать деятельность по внедрению инновационной технологии визуальных дидактических регулятивов как основы развития когнитивных способностей школьника;

-повысить профессиональную компетентность педагогов;

  - создаются благоприятные условия для активного, личностного включения в          учебный процесс;

- достигается экономия учебного времени, что бесспорно облегчает учителю подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала;

- алгоритмизируют учебно-познавательную деятельность, делает оперативной обратную связь;

- позволяет определить уровень усвоения нового материала обучающимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Список литературы

  1. Добриневская, А. И. Многомерное пространство учебно- познавательной деятельности и качество образования учащихся / А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2017. – №11.
  2. Дирша, О.Л. Учим добывать знания/ О.Л.Дирша, Н.Н.Сычевская// Пачатковая школа. – 2013. - №7. – С. 56-58.
  3. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2020. – 256 с.
  4. Мансурова, Л. А. Использование логико-смыслового моделирования на уроках химии / Л. А. Мансурова [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru/articles/579165/
  5. Новик, Е.А. Использование многомерной дидактической технологии/ Е.А.Новик// Пачатковая школа. – 2018. - №6. – С.16-17.

              6.Остапенко, А. А. Моделирование  многомерной педагогической реальности: теория и технологии / А. А. Остапенко. – М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2020, 384 с.

            7.Потапова, С. Н. Многомерная дидактическая технология как средство повышения эффективности урока / С. Н. Потапова [Электронный ресурс] http://oprb.ru/data/partner/6/message/7tI28Gq_66486.pdf.

              8.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.,

2019.

             9.Штейнберг,        В.        Э.        Дидактические        многомерные        инструменты:

теория, методика, практика / В. Э. Штейнберг. – М.: Народное образование, 2021. – 304с.

              10.Штейнберг, В. Э. Теория и практика инструментальной дидактики / В. Э. Штейнберг // Образование и наука. – 2019. – №7.

УДК82.05+374.8

ББК82.05+76.25

Рецензент:

Штейнберг Валерий Эмануилович, Руководитель лаборатории, д-р пед. наук, канд. пед. наук, канд. техн. наук, профессор , БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа

Подписано в печать  16.01.2022.Формат60*84 1/16

Усл. печ.л.4,19 Тираж100. Заказ №1921770

Отпечатано с готовых материалов

В КП РБ Издательство « Мир печати».

450076,г. Уфа, ул  Аксакова, 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Инновационных Технологий в обучении

Целью моей педагогической работы является формирование образованной, социально-адаптированной личности, совершенствующей себя, способной самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, нахо...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

«Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность – как одна из инновационных технологий».

laquo;Цель начального обучения –общее развитие школьников»            В современном обществе бурно развиваются новые образовательные технологии, о...

Статья «Проектная технология как приоритетная инновационная технология в образовании»

         Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пол...