«Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность – как одна из инновационных технологий».
проект на тему

 «Цель начального обучения –

общее развитие школьников»

            В современном обществе бурно развиваются новые образовательные технологии, отовсюду идёт большой поток информации. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентироваться, уметь ставить цели, добывать и применять свои знания должен каждый учащийся на выходе из школы.

Для начальной школы одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность детей к овладению современными технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_proekt.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

 «Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность – как одна из инновационных технологий».

 «Цель начального обучения –

общее развитие школьников»

Л.В.Занков

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Определяющими факторами в образовании и развитии личности считаются ее внутренняя активность, её потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. В современном обществе бурно развиваются новые образовательные технологии, отовсюду идёт большой поток информации. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентироваться, уметь ставить цели, добывать и применять свои знания должен каждый учащийся на выходе из школы.

Для начальной школы одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность детей к овладению современными технологиями.

Творчески работающий учитель понимает, что без современных образовательных технологий не выстроить личностно-ориентированный образовательный процесс.

Цель современного образования – обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Достичь этой цели помогают такие инновационные педагогические технологии как:

Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение.

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Игровые  методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр.

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии.

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет.

Здоровье сберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио».

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Из перечисленных, особо хочется выделить вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.

Под проектной деятельностью понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектная деятельность

1) отвечает современным требованиям времени, позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе;

4) приучает умело использовать ИКТ в учебном процессе;

Исходя из этого, одним из направлений по внеурочной деятельности я выбрала «Проектную деятельность. Мои первые проекты». Данная Программа   предназначена  для  работы  с  детьми  1-4  классов  во  внеурочной    деятельности. 

Целью  программы я выделила:   Развитие  познавательной  активности  младших  школьников,  их  творческих  способностей   через  приобщение  к  проектно-  исследовательской  деятельности,   создание условий для    организации   этой  деятельности  и  получения  ее  результатов. 

Реализуя данное направление, использую активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, способствует активизации мыслительной деятельности, формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций.

Работу по внедрению ПД я разбила на несколько этапов:

1 этап. Погружение в проект.  На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе  проектной   деятельности  учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.

2 этап. Организационный. Выбираются  участники проекта, определяются направления работы (выбор темы), При этом необходимо учитывать интересы  школьников. Формулируются задачи для каждого участника, указываются способы источников информации по каждому направлению.

 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач:  изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта.  На этом этапе определяются способы обработки полученных данных - защита проекта. Это не сухой отчёт – а, напротив, красочное действие. Ребята представляют свои проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Здесь учителю важно помочь детям оформить проекты и их защитить. На этом этапе  используется индивидуальная работа  с учащимися.

5 этап. Обсуждение полученных результатов. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс. Эта работа требует много сил и времени и от учителя,  от ученика, и от родителей.

В 1 классе принять участие в проектной деятельности изъявили желание  три человека, что составляет 12% из 100%.

А в этом году представить свои работы пожелали 6 человек. Это 24% от 100%.

Проектную деятельность в этом учебном году, в отличие от прошлого, я включаю не только во внеурочную деятельность, но и использую на уроках окружающего мира (Проект «Красная книга» представлен в виде рисунков, сообщений, докладов и презентаций), литературного чтения (творческие тетради), технологии (Африканская савана). Данные работы носят творческий характер.

  В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей, и для самого себя. Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, начинают мыслить творчески, повышается и  мотивация.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.

Литература

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
  2. Дикова Е.А. Интеграция материальных и информационных технологий в проекте, Научно-методический журнал Школа и производство, 2008, №7, с.33.
  3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, М.: 5 за знания, 2007.
  4. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию, М.: 5 за знания, 2008.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
  6. Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.//Москва. НИИ школьных технологий. - 2005.
  7. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.//Москва, «Народное образование». – 1998.
  8. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2 за 2006 год.
  9. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера.//Начальная школа плюс До/и После. – 2007. - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: организация деятельности и обучения на занятии"

laquo;Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее богатого короля», — писал Шопенгауэр....

Использование инновационных технологий в начальной школе, как средство активизации учебной деятельности

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная де...

Проектная деятельность как одна из современных инновационных технологий в начальной школе

проектная технология является не просто эффективным педагогическим инструментом, но и современной инновационной технологией. Она помогает готовить учеников к реальной жизни, учит их быть активн...