Статья «Проектная технология как приоритетная инновационная технология в образовании»
статья
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Проектная технология как приоритетная инновационная технология в образовании»
Учитель начальных классов Игнатьева Ольга Павловна,
г.Симферополь, МБОУ СОШ-Д/С №6
А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
И действительно, метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем и связывали с именами американского философа и педагога Джона Дьюи.
В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Основная ценность метода проектов
Ориентирует обучающихся не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.
Задача учащихся – решить самостоятельно научную, техническую или иную проблему или задачу.
Преимущества метода:
- Проект не ограничен рамками урока
- Ученики видят конечный результат
- Учитываются индивидуальные способности учеников
- Способствует развитию творческих способностей
- Выявляются деловые качества
- Развивает социальный аспект
Цель проектного обучения
- Стимулирование мотивации учения
- Развитие разнообразных способностей (познавательных, аналитических, коммуникативных, организаторских)
- Формирование навыков сбора и обработки информации
- Обучение планированию
Реализация на практике метода проектов ведет к коренному изменению позиции преподавателя. Он из носителя знаний превращается в организатора познавательного процесса:
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
• ЭНТУЗИАСТ, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
• СПЕЦИАЛИСТ, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
• КОНСУЛЬТАНТ, организующий доступ к информационным ресурсам;
• РУКОВОДИТЕЛЬ; КООРДИНАТОР группового процесса;
• ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты выполненного проекта.
Проект — это «шесть П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио(папка с рабочими материалами)
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ:
- По доминирующей деятельности учащихся:
• Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
• Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
• Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении
с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
• Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
• Ролевой проект участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или
деловых отношений через игровые ситуации.
- По количеству участников: личностные, парные, групповые
- ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
• МИНИ-ПРОЕКТЫ могут укладываться в один урок или часть урока.
• КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняются в рамках внеклассной деятельности и дома.
• СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются в течение 30-40 часов. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели.
• ДОЛГОСРОЧНЫЕ (ГОДИЧНЫЕ) ПРОЕКТЫ могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время.
- По характеру контактов:
- Внутриклассные
- Внутришкольные
- Региональные
- Международные
- По предметно - содержательной области:
• МОНОПРОЕКТЫ реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.
• МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
- По характеру координации
- непосредственный- с открытой (явной) координацией
- скрытый — с неявной координацией
Учебный проект это….
Для учителя- дидактичкское средство
Для ученика- это деятельность, направленная на решение проблемы и возможность проявить себя.
В процессе выполнения любого проекта формируются следующие компетенции:
- Поисковые (исследовательские): генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
- Коммуникативные умения: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;
- Информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
- Презентационные: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;
- Рефлексивные: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- Менеджерские: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
- Оценочные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1) Подготовка
а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;
б) выдвижение гипотезы их решения;
в) обсуждение методов исследования;
2) Планирование
а) определение источников информации;
б) определение способов сбора и анализа информации;
в) определение способа представления результатов;
г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.
3) Исследование/решение проблемы - «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения, получив реальный и ощутимый результат
а) сбор информации;
б) решение промежуточных задач.
4) Презентация/ выводы - результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.
а) анализ полученных данных;
б) формулирование выводов.
в) презентация
5) Оценка результатов и процесса;
а) оформление конечных результатов;
б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.
Теперь я хочу рассказать о проекте, который мы делали недавно: Проект состоял из 2 блоков-создание книги о здоровом питании и открытие школы кулинаров.
Основные характеристики проекта:
Проект «Книга о здоровом питании» это монопроект, выполненный в рамках одного предмета —окружающий мир, по количеству участников- групповой (4 группы по 7-8 человек), по продолжительности выполнения это мини-проект — выполнялся в рамках 2 уроков, по доминирующему виду деятельности-практико-ориентированный с элементами исследования.
Тематика проекта «Книга о здоровом питании» касалась теоретического вопроса учебной программы с целью углубления знаний по данной теме. Ученики должны были самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Поэтому 2 блок был практический -мы открыли школу кулинаров и дети непосредственно сами готовили блюда из своей книги.
В процессе выполнения проекта у учащихся формировалось представление о здоровом питании как одной из составных частей здорового образа жизни. Они убеждались в необходимости и важности соблюдения режима питания, учились выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.
Таким образом , дети смогли пережить ситуацию успеха, радости, удовольствия, что способствует формированию у ребенка положительной самооценки: «Я сам !», «Я смог!», «Я знаю!».
Самооценка на данном уроке проходила через оценочный лист:
Всё получилось хорошо | |
Было трудно | |
Проект нравится | |
Проект нравится, но можно сделать лучше | |
Все работали одинаково | |
Работал только один член группы | |
Кто-то работал больше, кто-то меньше | |
Мы можем поставить себе оценку |
В ходе реализации проекта решались следующие задачи:
Деятельностная: формирование способности учащихся к творческому способу действия- создание готового продукта проектной деятельности : книга о здоровой пище
Образовательная: обобщение и систематизация знаний о пищеварительной системе, и отработка умения применять полученные знания на практике
Развивающая: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки
Воспитательная: Формирование позитивного отношения к работе, уважение к товарищам по классу.
«Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность». Бернард Шоу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в образовании
Образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данныетехнологии в инновационном обучении,учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей е...
Инновационные технологии в образовании.
Инновационные технологии в образовании....
Инновационные технологии в образовании
выступление по теме "Инновационые технологии в образовании"...
"Современные инновационные технологии в образовании"
Инновация появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация ...
Март 2020г. Статья Семинар-практикум для родителей «Инновационные технологии, используемые в обучений и воспитании детей с ЗПР»
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Ушински...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Собран материал по теме....
Статья "Проектные технологии в дополнительном образовании"
Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной ст...