«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»
статья
В статье представлены ЦОР И ЦОС, которые помогут учителю формировать функциональную грамотность младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на секции ММО учителей начальных классов | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»
Слайд 1 (на заставке)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вот и наступила пора вновь нам собраться в этом уютном зале. Сегодня мы с вами стоим на пороге нового учебного года. Разрешите поздравить всех вас с этим замечательным событием.
Пожелать, чтобы в вашем труде чаще встречались отзывчивость и понимание, чтобы трудности обходили стороной, а учебный процесс шел легко и непринужденно. Чтобы каждый день радовал вас новыми успехами и достижениями. Здоровья вам, сил, отличного настроения и больших перспектив!
Не так давно в нашу с вами жизнь активно внедрилось такое понятие как ФГ.
Сегодня мы рассмотрим несколько вопросов, (слайд 2) касающихся формирования ФГ в рамках урока и внеурочной деятельности. Познакомимся с новым проектом «Школа Минпросвещения России» и немного поговорим о разном.
Какие будут предложения? (Начать)
Начать мне бы хотелось с оглашения результатов мягкого мониторинга (слайд 3) сформированности трех основных видов функциональной грамотности, (читательская, математическая, естественнонаучная,).который проводился в нашем районе с 25 апреля по 6 мая. В мониторинговом исследовании приняли участие 126 обучающихся четвертых классов из 15 школ Усть-Таркского района.
(слайд 4)
Цель диагностических работ - получить достоверную информацию об уровне сформированности функциональной грамотности обучающихся 4-х классов, а также познакомить с новым форматом диагностических работ педагогов и детей.
Для мониторинга были предложены демонстрационные задания, разработанные ФГБНУ «Институтом стратегии развития образования РАО».
То, что у нас получилось, вы видите на слайде (5)
Виды функциональной грамотности | Качественный показатель выполнения заданий | ||
Менее 60 % | 61-80 % | 81-100 % | |
Читательская грамотность | 26% | 48,8% | 25,2% |
Математическая грамотность | 42% | 46% | 12% |
Естественнонаучная грамотность | 39% | 47,4% | 13,6% |
Общая характеристика комплексных работ
Читательская грамотность (слайд 6)
По читательской грамотности оценивались умения: делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста;
Находить и извлекать одну единицу информации;
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и др.);
Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов;
Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент-контраргумент, тезис-пример, сходство-различие и др.)
Согласно полученному результату, выявлены проблемные зоны сформированности читательской грамотности и отдельных видов читательских умений, на основании которых можно составить реестр затруднений обучающихся.
Наибольшие затруднения вызывали задания:
- устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент-контраргумент, тезис-пример, сходство-различие);
- делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста;
Что касается математической грамотности, то здесь (слайд 7)
оценивались умения: подбирать данные для ответа на вопрос, представлять результат в заданном виде (числовое выражение);
Устанавливать последовательность значений величин (массы), правило, по которому она составлена, дополнять последовательность;
Находить долю числа, выбранного в соответствии с практической ситуацией, выбирать правильные ответы с объяснением.
Наибольшие затруднения вызывали задания:
- Устанавливать последовательность значений величин (массы), правило, по которому она составлена, дополнять последовательность;
- Находить долю числа, выбранного в соответствии с практической ситуацией, выбирать правильные ответы с объяснением.
Естественнонаучная грамотность (слайд 8)
По естественнонаучной грамотности оценивались умения: применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;
Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
Наибольшие затруднения вызывали задания:
- применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;
- анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
Рекомендации: по результатам работы необходимо усилить деятельностную составляющую в обучении, целесообразно используя в работе разнообразные методы, обеспечивающие овладение необходимыми знаниями, и, главное, формирование умений пользоваться этими знаниями, как в стандартной ситуации, так и в измененных условиях. Необходимо на каждом уроке, независимо от предмета, систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников в рамках трёх основных мыслительных процессов читательской грамотности (компетенций) (слайд 9 )– «Находить и извлекать информацию», «Осмысливать и оценивать содержание и форму текста», «Интегрировать и интерпретировать информацию».
В этой работе нам может помочь банк заданий, направленных на формирование ФГ по всем направлениям. Который, мы сами с вами создавали, но почему то благополучно забыли. (слайд 10)
Безусловно в соей работе мы рекомендуем пользоваться демонстрационными материалами «Института стратегии развития образования РАО». (слайд 11)
Различными образовательными платформами. Не могу не напомнить о таком ресурсе как Яндекс учебник. (слайд 12)
На платформе подготовлен
комплекс заданий для развития умений по работе с информацией. ( слайд 13) А именно: А. «Умение ориентироваться в источнике информации», Б. «Умение извлекать информацию», В. «Умение работать с недостающей информацией» Ии множество заданий на обобщение. |
Нам с вами достаточно выбрать ячейку с подходящим навыком и выдать ученикам задания. |
Все задания собраны в одну Карту умений, которая упростит вам навигацию по умениям и уровням сложности (они соответствуют годам обучения). |
Задания метапредметные, поэтому их можно выдавать на любых удобных вам уроках. Задания каждого класса отличаются по уровню сложности: вы можете выбрать подходящий и выдавать задания поэтапно. Задания предыдущего класса можно использовать как подготовительные. Кроме того, на данном ресурсе есть замечательный курс «Развиваем в школе ФГ» (слайд 14) Подробнее о курсе (слайд 15) В процессе обучения разбирается методика формирования основных типов функциональной грамотности: В чем заключается цель курса? Помочь педагогу освоить методику формирования функциональной грамотности учеников — для последующего применения на практике в работе с детьми. Чему вы научитесь — создавать задания для оценки каждого конкретного типа функциональной грамотности, Кроме Яндекс Учебника существует еще множество образовательных платформ, которые можно использовать в своей работе, но для нас с вами должен стать приоритетным верифицированный контент, Цифровой образовательный контент на сайте edu.cont. (слайд 16) Это единый бесплатный доступ к материалам В рамках проекта педагоги могут пройти оценку цифровых компетенций и курсы повышения квалификации по применению цифровых учебных материалов в педагогической деятельности. На слайде представлен курс повышения квалификации ««Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов». Программа обучения включает изучение основных понятий, теоретических основ и выполнение практико-ориентированных заданий по 6 составляющим/направлениям функциональной грамотности. Дмитрий Чернышенко Заместитель председателя Правительства РФ «Для Правительства важно повышать доступность образования, создавать условия для получения дополнительных знаний по интересующим направлениям. Благодаря этому сервису студенты и школьники получили расширенный выбор верифицированного образовательного контента, а преподаватели — возможность освоить ключевые компетенции цифровой образовательной среды. Так же известно, что к 2024 году пройдут регистрацию и получат бесплатный доступ к материалам все образовательные организации. Поэтому, уважаемые коллеги, если вы еще не знакомы с данным контентом, то пора начинать его осваивать и активно внедрять в образовательный процесс.
Если говорить о формировании ФГ, то нужно отметить, что данный ресурс нам в помощь. Например: (слайд 18, 19) на «Новом диске « мы найдем На платформе ЯКласс (слайд 20) можно заниматься подготовкой к ВПР, а это позволит формировать ЧГ младших школьников. На платформе Глобаллаб (слайд 21) мы найдем проектные, исследовательские, творческие задания предназначенные для организации и проведения проектной деятельности как в системе общего образования при изучении предметов, так и в системе дополнительного образования. Интерактивный курс по развитию читательской грамотности для младшей школы. (слайд 22) так же представлен на интерактивной платформе Учи.ру. Здесь ребята научатся осмысленному чтению и анализу текста. Уважаемые коллеги, на самом деле Цифровой образовательный контент очень богат. Я настоятельно рекомендую всем познакомиться с ним и внедрить в свою практику. Тем более, что это действительно упрощает нашу с вами работу и способствует повышению мотивации к обучению наших деток. Ну и, конечно же, помогает нам формировать ФГ у обучающихся. |
Вот, пожалуй, это все рекомендации по работе в данном направлении. Какие ко мне будут вопросы?
Если вопросов нет, (слайд 24) то мы переходим к следующему вопросу «Формирование ФГ в рамках урока». Своим опытом с нами поделится …(выступления коллег)
Благодарю всех за внимание и активное участие. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов.
В статье содержатся требования к выполнению и оформлению проектов....
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках математики.
Формы и методы для формирования математической грамотности....
Основы формирования функциональной грамотности обучающихся.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизн...
Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области
Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области...
Обмен опытом «Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в рамках логопедического воздействия»
Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.Функциональная грамотность- это отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в обществ...
«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»
Знакомство с цифровыми образовательными ресурсами и сервисами, которые помогут в формировании Функциональной грамотности младших школьников. Презентация...
Интернет - ресурсы - помощники формирования функциональной грамотности обучающихся
Функциональная грамотность – это умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, праве, политике, культуре.Наряду...