Обмен опытом «Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в рамках логопедического воздействия»
консультация по логопедии (3 класс)
Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.
Функциональная грамотность- это отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в обществе -это психологическая способность школьника для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.g._pedsovet.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ
в рамках логопедического воздействия»
1 слайд:
Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.
Функциональная грамотность- это отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в обществе -это психологическая способность школьника для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.
Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.
2 слайд:
- общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, подбирая точные слова;
- бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;
- коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности
- информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию через чтение.
3 слайд:
Чаще всего учащимся с ОВЗ мешают формированию грамотной устной и письменной речи, такие дисфункции которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:
- неустойчивое внимание,
- недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
- недостаточное развитие способности к переключению,
- скрытое левшество, леворукость ,
- недостаточное развитие мелкой моторики,
- снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела,
- нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,
- отсутствие чувства ритма,
- снижение слуховой и зрительной памяти,
- особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,
- дефекты произношения
- недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
- слабо развитое словесно-логического мышления,
- пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
- неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
Именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма и полноценного формирования функциональной грамотности у этой категории учащихся.
4 слайд:
Поэтому свою работе стараюсь развивать все компоненты речи ребёнка и другие познавательные психические процессы, тесно связанных с речью и организую упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.
5 слайд:
В процессе логопедической работы целесообразно рассматривать функциональную грамотность, как способность обучающегося вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть, в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками), через прочтение определённого материала
Другими словами формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, уроке и в общении с окружающими.
6 слайд:
В работе с учащимися с ОВЗ использую 2 этапа формирования грамотности:
элементарная грамотность – умении читать и писать в пределах ограниченного словарного запаса, отражающую реальность повседневной жизни.
элементарная грамотность – это способность составлять слова из знаков родноязычного алфавита, умение правильно произносить их и строить из них простейшие (состоящие в основном из нераспространенных предложений) связные тексты и излагать их в письменной форме.
2 Уровень функциональной грамотности
Для реализации второго уровня – уровня формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях использую:
- дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающихся;
- на занятиях диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;
- вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?» при выполнении заданий ребёнок вербализует (оречевляет) свою мыслительную деятельность и др.
Если мы развиваем у ребенка те или иные качества, то правильно будет относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть. Следует всегда помнить, что все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой деятельности проходят следующие стадии: не понимают, что от них хотят; понимают, но не получается; кое-что начинает получаться; получается с каждым разом всё лучше и лучше.
«Формирование функциональной грамотности у
Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях с учащимися с ОВЗ является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов.
В статье содержатся требования к выполнению и оформлению проектов....
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках математики.
Формы и методы для формирования математической грамотности....
Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"
Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....
Выступление на педагогическом совете "Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)"
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершен...
Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность младш...
Обобщение опыта работы по теме семинара «Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности и на уроках математики в начальной школе»
Детей надо учить тому,что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...
Технологическая карта урока. Использование интегрированных технологий в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках преподавания физкультуры в начальной школы», 4 б класс
В технологической карте урока отображена функциональная грамотность. Виды грамотности: естественно-научная, математическая, читательская, креативное мышление, финансовая и ПДД. Обучающиеся определяли ...