Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов.
статья (3 класс)
В статье содержатся требования к выполнению и оформлению проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_obuchayushchihsya_pri_vypolnenii_proektov.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов» .
Колынюк Е.В.
Само понятие функциональной грамотности было введено в 1957 г. ЮНЕСКО.
Это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Так как же научить ребенка работать с текстами?
Это проектная деятельность, которая формирует навыки работы с различными источниками информации.
Действительно, проектная деятельность напрямую способствует формированию функциональной грамотности, но во внеурочную проектную деятельность вовлечены не все учащиеся школы.
Возникает вопрос, какие еще ресурсы можно задействовать? Это урок – проект, на котором дети будут отрабатывать умение составлять не сплошные тексты.
Вообще четко распределить тексты по определенным категориям или критериям невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В проектной деятельности удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они и делят тексты на сплошные и не сплошные.
Сплошные тексты нам хорошо известны. Это тексты-повествования, описания или рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе.
Выбор способа прочтения такого текста напрямую зависит от цели. В соответствии с целью и выбирается просмотровое, ознакомительное, изучающее или поисковое чтение.
Наши дети изучают такие тексты на уроках развития речи.
Работу со сплошными текстами при организации проектной деятельности можно разделить на два вида:
- обработка текста (посредством написания конспекта, составления плана и тезисов);
- поиск ответов на вопросы по тексту, в т.ч. на те, на которые нет прямых ответов.
При работе со сплошными текстами и большими объемами информации в проектной деятельности целесообразно использовать стратегию « пирамида Блума».
Согласно теории Бенжамина Блума процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание
– то есть усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.
Чаще всего пирамида Блума может использоваться при работе с проектами гуманитарного цикла.
Каковы же критерии отбора сплошных текстов для работы?
Еще К.Д. Ушинский говорил: «Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать... Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым». Действительно, первое учебное пособие, которое попадает детям в руки, - это учебник.
Отсюда, требования к текстам для работы:
1. Необходимо учитывать возраст учащихся при подборе текста для работы
2. Текст должен быть понятным и доступным
3. Тексты не должны содержать фактических ошибок.
А каким способом обработки информации можно воспользоваться в случае работы с текстами сравнительно небольших объемов?
Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие элементы во всех предметных областях помогают нам не сплошные тексты.
К не сплошным текстам относят формулы, графики, таблицы, диаграммы, схемы, кластеры – то есть все то, что содержится в разделе «Приложение» в проектной работе и это тот материал, с которым учащиеся работают практически на всех предметах. К не сплошным текстам также относят географические карты и планы помещений, местности, входные билеты и расписание движения транспорта, карты сайтов и т.п.
При работе с не сплошными текстами необходимо, чтобы ребенок научился:
читать не сплошные тексты (то есть извлекать и анализировать информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;
составлять не сплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;
переводить не сплошные тексты в сплошные и наоборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках математики.
Формы и методы для формирования математической грамотности....
Основы формирования функциональной грамотности обучающихся.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизн...
Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области
Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области...
Обмен опытом «Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в рамках логопедического воздействия»
Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.Функциональная грамотность- это отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в обществ...
Использование приёмов ТРКМ на уроках в начальной школе для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Презентация...
Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях.
Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чи...
«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»
Знакомство с цифровыми образовательными ресурсами и сервисами, которые помогут в формировании Функциональной грамотности младших школьников. Презентация...