Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках окружающего мира в 1 классе
проект по окружающему миру (1 класс) по теме
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут
* осуществлять поиск информации,
* выделять и фиксировать нужную информацию,
* систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию,
* интерпретировать и преобразовывать ее.
Выпускники научатся
* дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты)
* создавать свои собственные сообщения, небольшие сочинения, графические работы.
Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).
Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность
- научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации,
- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_trebovaniy_metapredmetnoy_programmy.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация требований метапредметной программы «Чтение. Работа с информацией» на уроках курса «Окружающий мир» в 1 полугодии 1 класса.
Реализация требований метапредметной программы «Чтение. Работа с информацией»
на уроках окружающего мира.
УМК «Школа XXI века» (учебник «Окружающий мир», 1 класс, I полугодие)
№ | Тема урока | Получение, поиск и фиксация информации | Понимание и преобразование информации | Применение и представление информации | Оценка достоверности получаемой информации | |
1 | Мы и наш мир. Что такое окружающий мир. | Работа с информацией, представленной в форме рисунка и фотографии | Интерпретировать и обобщать информацию(соблюдение основных правил безопасности по пути из дома в школу и обратно; моделирование и изображение безопасного маршрута от дома до школы) | Практическое задание «Проложи маршрут»; Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (рассказы о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно) | На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | |
2 | Природа. | Работа с информацией, представленной в форме рисунков и фотографий. Работа со словарём (лексическое значение слова «природа») | Понимать информацию, представленную в неявном виде (различение объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведенных в учебной литературе) | Выполнение заданий в учебнике и тетради в соответствии поставленной целью; высказывание предположения о том, что можно отнести к природе | Оценивание эмоционально-эстетических впечатлений от восприятия природы, ценности природного мира во время экскурсии | |
3 | Неживая и живая природа | Работа с информацией, представленной в форме рисунков, фотографий, текста. Постановка проблемного вопроса «Что в природе является живым, что неживым?»; работа с разделом учебника «Странички Умного Совёнка»; работа со словарём (лексическое значение слова «жизнь») | Задание повышенной сложности | Различать и называть объекты неживой и живой природы, классифицировать их, найти в учебнике доказательства приведённого утверждения; приведение примеров объектов каждой группы; анализировать высказывания в устной форме о значении живой и неживой природы | Уметь приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям); коллективное учебное сотрудничество, работа в паре. Отображение своих предпочтений в рисунке | Адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия |
4 | Культура (формирование новых знаний; экскурсия) | Работа с наглядно –образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом; Экскурсия «Окрестности нашей школы» | Сравниваем | Осуществление поиска нужного иллюстративного материала, умение располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале: «раньше-теперь; давно-недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения; | Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей (работа с разворотом учебника и рабочей тетради), работа в группе: прослушивание записи голосов птиц; сравнение с образом птиц; определение, из какого материала сделана свистулька, беседа «Из истории свистульки», выделение существенного. Рефлексия: Где эти знания могут пригодиться? | Оценка впечатлений от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края |
5 | Культура (закрепление и совершенствование знаний; комбинированный) | Работа с наглядно –образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом; Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях | Представление о музыкально-танцевальном искусстве народов края (города) (Использование цифровых образовательных ресурсов) | Сотрудничество с учителем, одноклассниками (представление своих иллюстраций к сказке (задание 3 в рабочей тетради), чтение отрывка наизусть; беседа, обобщение «Разнообразие видов культуры» | Индивидуальное сообщение по итогам целенаправленного наблюдения (анализ) | |
6 | Природа в творчестве человека | Использование знаково-символических средств представления информации; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов; работа со словарем | Анализ образа природы в произведениях культуры, понимание того, как мастер преображает природу в своих изделиях; найти в учебнике доказательства приведенного утверждения | Уметь слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение; Описание материалов, из которых человек делает художественные изделия; Творческая работа: изготовление игрушки из соломы или ниток | Посещение краеведческого музея (найти отличительные особенности: в орнаменте, украшениях, связанных с народными традициями) | |
7 | Мы - люди | Работа с иллюстрациями в учебнике; рассматривание костюмов разных народов России; прослушивание песен своего края | Сравниваем | Обозначение подходящими словами привлекательных черт в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; называть особенности традиционного костюма, которые удивили и понравились; найти в учебнике доказательства приведенного утверждения, проанализировать информацию | Работа в группах (две группы описывают внешний вид женщин, две группы – мужчин); Описание национальных костюмов (выделение существенных отличий) | Нахождение источника дополнительной информации, чтобы сравнить национальные костюмы нашего края и те, что были представлены в учебнике |
8-9 | Как мы общаемся с миром. | Работа с рисунками, таблицей «Пять чувств», произведениями отечественных художников; работа со справочником ( органы чувств) | Словарик «Странички Умного совёнка» | Выделение способов восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств (таблица в учебнике); рассматривание репродукций картин, беседа, анализ | Умение договариваться, приходить к общему решению (работа в паре) – игровой момент «Диалог кукол»; Опыт и наблюдение: «Угадай вкус», «Определи на слух» , «Узнай по запаху», «Определи на ощупь», «Глазомер» | Наблюдение за природой, передать свои впечатления в рисунке |
10 | Люди – творцы культуры | Рассматривание фотографий | Задание повышенной сложности | Осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ; словесная передача красоты человеческого труда и радости творчества – беседа, обсуждение смысла пословиц | Контролирование себя в процессе совместной работы; описывание алгоритма практической работы в рабочей тетради, обсуждение | Просмотр слайдов «Современные виды транспорта» |
11 | За страницами учебника «Мы и наш мир» | Экскурсия в парк | Читаем и работаем вместе со взрослыми | Описание красоты человеческого труда и радости творчества, передача словами красоты мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, выделить главное | Путешествие в городской парк; беседа «Музыка осенней природы», составление осенних букетов из цветов, листьев | Дополнить полученную информацию (нарисовать рисунок, провести фотосессию) |
12 | Наш класс в школе. ОБЖ. Опасная ситуация в школе. | Работа с рисунками и фотографиями; план эвакуации при пожаре | Читаем и работаем вместе со взрослыми; сравниваем | Определение предметов природы и культуры в классной комнате; нахождение различий старинных и современных школьных принадлежностей; анализирование образа класса в разные исторические эпохи | Работа в группах «Предметы и явления природы и культуры в классной комнате», игровой момент «Что такое мел?», работа по учебнику, выполнение заданий в рабочей тетради; формулирование правил поведения при пожаре | Учебная пожарная эвакуация |
Практическая часть
Покажем методику, виды и формы работы с информацией на материале фрагментов некоторых уроков
Фрагмент урока №2
Что такое окружающий мир? Режим дня.
Применение и представление информации.
Групповая работа с разрезными карточками.
Дети по картинкам, на которых записаны основные моменты режима дня, повторяют распорядок дня, выкладывая карточки в нужном порядке. Сравнивают свой ответ с таблицей.
Групповая работа с пословицами. Учитель читает сам или предлагает прочитать пословицы читающим детям из группы, обсуждают и объясняют данную пословицу.
Упустишь минутку – потеряешь час.
Кто поздно встаёт, то дня не видит.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Работаешь сидя – отдыхай стоя.
Кончил дело – гуляй смело.
Фрагмент урока № 21
Какие бывают животные
Работа в группах
- Познакомимся поближе с животными разных групп. Для этого сами разделимся на четыре группы. Каждая группа рассматривает одну группу животных и готовится выступить с сообщением перед классом. Назовите представителей вашей группы, определите, чем они похожи. Назовите других животных этой группы.
Дети работают в группах. Делают сообщения. Учитель дополняет выступления ребят, показывает иллюстрации, слайды, презентации. Учитель должен обратить внимание детей на зависимость строения тела животного от его образа жизни.
Фрагмент урока № 15
Учитель – наставник и друг.
Получение, поиск и фиксация информации.
1. Коллективное «чтение» репродукции картины Николая Богданова-Бельского «Устный счёт»
-Давайте, ребята, попробуем все вместе «оживить» эту картину. Представьте, что каждый из вас вошёл в этот класс.
- Как вы войдёте в этот класс? Что скажете?
- Что вы увидели?
- Что услышали?
- Что вас удивило, что вам было непонятно?
- О чём вы хотели бы спросить тех, кто учится здесь?
2. Просмотр презентации, подготовленной учителем.
- Всё, что мы с вами сейчас узнали, выяснили, «читая» репродукцию картины, я представила в форме слайд-фильма «В народной школе Сергея Александровича Рачинского» (См. приложение 2)
3.Беседа после просмотра презентации с целью уточнения и обобщения полученной информации.
- Где, когда, для кого и как была открыта эта школа?
- Что нового узнали мы о героях этой картины? Кто они?(Эти дети каждое утро приходили или приезжали из разных деревень Смоленской губернии)
- Как зовут учителя?
4. Если вам понравилась наша экскурсия в школу прошлого, расскажите обо всём, что узнали, своим родителям. Можете продолжить нашу игру «Ожившая картина» Используйте пословицы, данные в учебнике.
5. Работа в парах.
Какое слово «спряталось» в слове «учитель»? Что обозначает слово «наставник»? Откуда мы можем узнать значение этих слов? Заглянем в «Толковый словарь» С.И. Ожегова (работа со словарём)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные работы ( тренинги, тесты) по окружающему миру 3 класс по теме «Горизонт. Ориентирование»
Проверочные работы ( тренинговые задания по определению сторон горизонта, тесты) по окружающему миру 3 класс по теме «Горизонт. Ориентирование на местности». Разработано для УМК "Планета зна...
Итоговая контрольная работа за год по окружающему миру, 3 класс
Итоговая контрольная работа за год по окружающему миру, 3 класс...
Формирование Универсальных Учебных Действий через работу с информацией на уроках во втором классе.
Формирование Универсальных Учебных Действий через работу с информацией на уроках во втором классе....
Раздаточный материал для работы в группе по окружающему миру 4 класс по теме "Географическая карта России, полезные ископаемые
Представлен раздаточный материал для групповой работы по окружающему миру 4 класс по теме "географическая карта России, полезные ископаемые"...
Контрольная работа за год по окружающему миру 1 класс
Контрольная работа за год по окружающему миру 1 класс, УМК "Перспектива" (Плешаков А.), соответствует требованиям ФГОС и может быть применима для других УМК....
Комплект самостоятельных работ и тестов по Окружающему миру 4 класс (УМК "Начальная школа 21 века")
Контрольно-измерительные материалы (тесты, самостоятельные работы, итогова контрольная работа) по окружающему миру в 4 классе помогут оценить знания обучающихся....