Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках окружающего мира в 1 классе
проект по окружающему миру (1 класс) по теме

Захарова Оксана Александровна

     В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут

    * осуществлять поиск информации,

   *  выделять и фиксировать нужную информацию,

   *  систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, 

   *  интерпретировать и преобразовывать ее.

 

     Выпускники научатся

   * дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты)

   *  создавать  свои собственные сообщения, небольшие сочинения, графические работы.

 

     Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).

 

     Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

 

     Выпускники получат возможность

   -  научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, 

   - приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_trebovaniy_metapredmetnoy_programmy.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация  требований  метапредметной   программы «Чтение. Работа с информацией» на уроках курса «Окружающий мир» в 1 полугодии 1 класса.

 

Реализация  требований  метапредметной   программы «Чтение. Работа с информацией»

                                                                             на уроках окружающего мира.

                                                 УМК «Школа XXI века» (учебник «Окружающий мир», 1 класс, I полугодие)

Тема урока

Получение, поиск и фиксация информации

Понимание и преобразование информации

Применение и представление информации

Оценка достоверности получаемой

информации

1

Мы и наш мир.

Что такое окружающий мир.

Работа с информацией, представленной в форме рисунка и фотографии

Интерпретировать и обобщать информацию(соблюдение основных правил безопасности по пути из дома в школу и обратно; моделирование и изображение безопасного маршрута от дома до школы)

Практическое задание «Проложи маршрут»; Участие  в диалоге при обсуждении прослушанного

(рассказы о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно)

На основе имеющихся знаний, жизненного

опыта подвергать сомнению достоверность

получаемой информации, пробелы в

информации и находить пути восполнения

этих пробелов

2

Природа.

Работа с информацией, представленной в форме рисунков и фотографий.

Работа со словарём (лексическое значение слова «природа»)

Понимать информацию, представленную в неявном виде (различение объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведенных в учебной литературе)

Выполнение заданий в учебнике и тетради в соответствии поставленной целью; высказывание предположения о том,  что можно отнести к природе

Оценивание эмоционально-эстетических

впечатлений от восприятия природы,

 ценности природного мира во время

экскурсии

3

Неживая и живая природа

Работа с информацией, представленной в форме рисунков, фотографий, текста.

Постановка проблемного вопроса «Что в природе является живым, что неживым?»; работа с разделом учебника «Странички Умного Совёнка»; работа со словарём (лексическое значение слова «жизнь»)

Задание повышенной сложности

Различать и называть объекты неживой и живой природы, классифицировать их, найти в учебнике доказательства приведённого утверждения; приведение примеров объектов каждой группы;  анализировать высказывания в устной форме о значении живой и неживой природы

Уметь приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям); коллективное учебное сотрудничество, работа в паре. Отображение своих предпочтений в рисунке

Адекватно воспринимать информацию

учителя или одноклассника, содержащую

 оценочный характер ответа или

 выполненного действия

4

Культура

(формирование новых знаний; экскурсия)

Работа с наглядно –образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом;

Экскурсия «Окрестности нашей школы»

Сравниваем

Осуществление поиска нужного иллюстративного материала, умение располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале: «раньше-теперь; давно-недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения;

Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей (работа с разворотом учебника и рабочей тетради),  работа в группе: прослушивание записи голосов птиц; сравнение с образом птиц; определение,  из какого материала сделана свистулька, беседа «Из истории свистульки», выделение существенного.

Рефлексия: Где эти знания могут пригодиться?

Оценка впечатлений от восприятия

старинных и современных предметов и

произведений культуры  народов

своего края

5

Культура

(закрепление и совершенствование знаний; комбинированный)

Работа с наглядно –образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом;

Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях

Представление о музыкально-танцевальном искусстве народов края (города)

(Использование цифровых образовательных ресурсов)

Сотрудничество с учителем, одноклассниками (представление своих иллюстраций к сказке (задание 3 в рабочей тетради), чтение отрывка наизусть;  беседа, обобщение «Разнообразие видов культуры»

Индивидуальное сообщение по итогам

 целенаправленного наблюдения (анализ)

6

Природа в творчестве человека

Использование знаково-символических средств представления информации; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов; работа со словарем

Анализ  образа природы в произведениях культуры, понимание того, как мастер преображает природу в своих изделиях;  найти в учебнике доказательства приведенного утверждения

Уметь слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение;

Описание материалов,  из которых человек делает художественные изделия;

Творческая работа: изготовление игрушки из соломы или ниток

Посещение краеведческого музея

 (найти отличительные особенности:

в орнаменте, украшениях, связанных с

народными традициями)

7

Мы - люди

Работа с иллюстрациями в учебнике; рассматривание костюмов разных народов России; прослушивание песен своего края

Сравниваем

Обозначение подходящими словами привлекательных черт в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; называть особенности традиционного костюма, которые удивили и понравились; найти в учебнике доказательства приведенного утверждения, проанализировать информацию

Работа в группах (две группы описывают внешний вид женщин, две группы – мужчин);

Описание национальных костюмов (выделение существенных отличий)

Нахождение источника дополнительной

 информации, чтобы сравнить

национальные костюмы нашего

края и те, что были представлены

в учебнике

8-9

Как мы общаемся с миром.

Работа с рисунками, таблицей «Пять чувств», произведениями отечественных художников;

 работа со справочником

 ( органы чувств)

Словарик «Странички Умного совёнка»

Выделение способов восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств (таблица в учебнике); рассматривание репродукций картин, беседа, анализ

Умение договариваться, приходить к общему решению (работа в паре) – игровой момент «Диалог кукол»;

Опыт и наблюдение: «Угадай вкус», «Определи на слух» , «Узнай по запаху», «Определи на ощупь», «Глазомер»

Наблюдение за природой, передать

свои впечатления в рисунке

10

Люди – творцы культуры

Рассматривание фотографий

Задание повышенной сложности

Осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ; словесная передача красоты человеческого труда и радости творчества – беседа, обсуждение смысла пословиц

Контролирование себя в процессе совместной работы; описывание алгоритма практической работы в рабочей тетради, обсуждение

Просмотр слайдов

«Современные виды транспорта»

11

За страницами учебника «Мы и наш мир»

Экскурсия в парк

Читаем и работаем вместе со взрослыми

Описание  красоты человеческого труда и радости творчества, передача словами красоты мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, выделить главное

Путешествие в городской парк; беседа «Музыка осенней природы», составление осенних букетов из цветов, листьев

Дополнить полученную информацию

(нарисовать рисунок,

провести фотосессию)

12

Наш класс в школе.

ОБЖ. Опасная ситуация в школе.

Работа с рисунками и фотографиями; план эвакуации при пожаре

Читаем и работаем вместе со взрослыми;

сравниваем

Определение предметов природы и культуры в классной комнате; нахождение различий старинных и современных школьных принадлежностей; анализирование образа класса  в разные исторические эпохи

Работа в группах «Предметы и явления природы и культуры в классной комнате», игровой момент «Что такое мел?», работа по учебнику, выполнение заданий в рабочей тетради; формулирование правил поведения при пожаре

Учебная пожарная эвакуация

 

                                                                      Практическая часть

    Покажем методику, виды и формы работы с информацией на материале фрагментов некоторых уроков

Фрагмент урока  №2  

Что такое окружающий мир? Режим дня.

Применение и представление информации.

Групповая работа с разрезными карточками.

Дети по картинкам, на которых записаны основные моменты режима дня, повторяют распорядок дня, выкладывая карточки в нужном порядке. Сравнивают свой ответ с таблицей.

Групповая работа с пословицами. Учитель читает сам или предлагает прочитать пословицы читающим детям из группы, обсуждают и объясняют данную пословицу.

Упустишь минутку – потеряешь час.

Кто поздно встаёт, то дня не видит.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Работаешь сидя – отдыхай стоя.

Кончил дело – гуляй смело.

Фрагмент урока № 21

 Какие бывают животные

Работа в группах

- Познакомимся поближе с животными разных групп. Для этого сами разделимся на четыре группы. Каждая группа рассматривает одну группу животных и готовится выступить с сообщением перед классом. Назовите представителей вашей группы, определите, чем они похожи. Назовите других животных этой группы.

 Дети работают в группах.   Делают сообщения. Учитель дополняет выступления ребят, показывает иллюстрации, слайды, презентации.  Учитель должен обратить внимание детей на зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Фрагмент урока № 15

 Учитель – наставник и друг.

Получение, поиск и фиксация информации.

1. Коллективное «чтение» репродукции картины Николая Богданова-Бельского «Устный счёт»

-Давайте, ребята, попробуем все вместе «оживить» эту картину. Представьте, что каждый из вас вошёл в этот класс.

- Как вы войдёте в этот класс? Что скажете?

- Что вы увидели?

- Что услышали?

- Что вас удивило, что вам было непонятно?

- О чём вы хотели бы спросить тех, кто учится здесь?

2. Просмотр презентации, подготовленной учителем.

  - Всё, что мы с вами сейчас узнали, выяснили, «читая» репродукцию картины, я представила в форме  слайд-фильма  «В народной  школе Сергея Александровича Рачинского» (См. приложение 2)

3.Беседа после просмотра презентации с целью уточнения и обобщения полученной информации.

 - Где, когда, для кого и как была открыта эта школа?

- Что нового узнали мы о героях этой картины? Кто они?(Эти дети каждое утро приходили или приезжали из разных деревень Смоленской губернии)

-   Как зовут учителя?

4. Если вам понравилась наша экскурсия в школу прошлого, расскажите обо всём, что узнали, своим родителям. Можете продолжить нашу игру «Ожившая картина»  Используйте пословицы, данные в учебнике.

5. Работа в парах.

Какое слово «спряталось» в слове «учитель»? Что обозначает слово «наставник»? Откуда мы можем узнать значение этих слов? Заглянем в  «Толковый словарь» С.И. Ожегова (работа со словарём)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы ( тренинги, тесты) по окружающему миру 3 класс по теме «Горизонт. Ориентирование»

Проверочные работы ( тренинговые задания по определению сторон горизонта, тесты) по окружающему миру 3 класс по теме «Горизонт. Ориентирование на местности». Разработано для УМК "Планета зна...

Итоговая контрольная работа за год по окружающему миру, 3 класс

Итоговая контрольная работа за год по окружающему миру,  3 класс...

Формирование Универсальных Учебных Действий через работу с информацией на уроках во втором классе.

Формирование Универсальных Учебных Действий через работу с информацией на уроках во втором классе....

Раздаточный материал для работы в группе по окружающему миру 4 класс по теме "Географическая карта России, полезные ископаемые

Представлен раздаточный материал для групповой работы по окружающему миру 4 класс по теме "географическая карта России, полезные ископаемые"...

Контрольная работа за год по окружающему миру 1 класс

Контрольная работа за год по окружающему миру 1 класс, УМК "Перспектива" (Плешаков А.), соответствует требованиям ФГОС и может быть применима для других УМК....

Комплект самостоятельных работ и тестов по Окружающему миру 4 класс (УМК "Начальная школа 21 века")

Контрольно-измерительные материалы (тесты, самостоятельные работы, итогова контрольная работа) по окружающему миру в 4 классе помогут оценить знания обучающихся....