«Работа над проектом как способ обучения младших школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»
материал (2 класс) по теме
На основе работы ученицы 2 класса показано как можно организовать работу с информацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Работа над проектом как способ обучения мл.школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»
Наш современный ребенок живет в век информационных технологий, учится пользоваться дополнительной информацией и справочной литературой, приобретает навыки сбора и обработки этой информации и, конечно, он может это делать во внеурочное время под руководством взрослых.
Сегодня наблюдается возрастание объема программного материала, его содержание модернизируется в соответствии с современными условиями. Однако, у учащегося наблюдается дефицит умений:
- работать с текстом;
- давать развернутые ответы;
- обращать внимание на детали;
- сопоставлять, сравнивать материал разноплановых текстов (удерживать информацию, реферировать ее);
- осуществлять поисковый вид чтения;
- анализировать материал.
Я считаю, что это связанно с неумением работать с информацией, что это несформированность у младших школьников коммуникативной компетенции.
Основная коммуникативная функция языка – передавать информацию. Уже младших школьников надо учить воспринимать и создавать тексты разных типов. Следовательно, необходимо научить их использовать информационную среду. Информационная среда обширна и богата. В качестве современных источников и носителей информации можно выделить:
- ресурсы Интернета: библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, сведения об авторах, прототипах героев, об исторических событиях, о знаменитых людях, о представляемой эпохе, о природных явлениях;
- электронные обучающие программы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, видео и DVD-фильмы;
- книги (литературные произведения, биографии, очерки, статьи, энциклопедические справочники, словари);
- произведения музыкального и изобразительного искусства;
- устное и письменное общение со сверстниками, друзьями, родителями и педагогами.
Передо мной как и перед всеми учителями начальных классов стоит задача: научить школьников осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации.
При организации деятельности по использованию различных источников информации необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Поэтому тему для поиска информации выбираю из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Бесспорно, что работа с любым источником информации невозможна без исследовательского метода. Всю познавательную деятельность строю на поиске смыслового богатства текста, на открытии и исследовании причинно-следственной связи, на проблемном изложении ситуации. При этом использую объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы словесные, игровые, практические методы, наблюдение и проектный метод.
Информационная среда должна находить свое применение при изучении всех учебных предметов и во внеклассной деятельности.
В 1 классе я вела кружок «Проектная деятельность». В своей работе использовала специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований, рассматривали методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии проводила подготовительный этап, в который включала: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учились анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, расширила рамки работы над проектом и включала сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с детьми.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
В 1 классе был объявлен конкурс проектов «Моя родословная», отрадно, что идею поддержали родители. Практически все ученики совместно с родителями составили древо своей семьи(поместили в свои портфолио), но в конкурсе приняли участие 5 учащихся. Я провела консультацию, где составили примерный план по созданию проекта по этапам:
- Подготовительный.
- Ориентировочный.
- Организационный.
- Продуктивный.
На подготовительном этапе конкретизировали тему проекта.
Ориентировочный этап-это этап определения целей и задач проекта, выбор предмета или объекта проектирования. Дети должны четко представлять ,что они будут проектировать, для чего и зачем он будет делать.
Организационный этап самый трудоемкий, нужно организовать работу над проектом: составили план работы, определили поисковые методы (поговорить с бабушками, дедушками, обратиться к семейным фотоальбомам, взять интервью у других родственниках, прочитать письма с фронта,( где они сохранились и т.д.) Т.е. во время поиска информации необходимо было изучить историю своей семьи.
Последний этап – это этап оформления работы, подготовка к защите.
Лучшим в этом конкурсе оказался проект Антоницкой Дарьи. Она его назвала «Листая старый семейный альбом». (в окружном конкурсе детских исследовательских работ «Путь к познанию» проект занял 1место)
Во втором классе предложили работу над проектами уже сами дети. Кого-то заинтересовала тема редких животных - был создан проект «Красная книга Кировской области», кого-то заинтересовало, а смогу ли я увидеть в лесу что-нибудь интересное. Кто скрывается между еловых веток? Чья это норка в земле? Как узнать, чьи это следы на снегу?- в результате был создан проект «По следам Серой шейки» (автор- Голомидова Екатерина, проект занял 1место в районном конкурсе исследовательских работ), при изучении темы «Народные ремесла» по технологии кому-то захотелось выяснить какие из вятских народных промыслов сохранились до наших дней в Вятском крае и в Мурашинском районе - родился проект «Рукам-работа, душе- праздник».
Его то я и хочу представить вашему вниманию.
1слайд – название работы «Рукам- работа, душе – праздник»
2слайд – искусство народных промыслов является частью культурного наследия народа, связующим звеном прошлого с настоящим, настоящего с будущим. Сохранение этого наследия является вечной проблемой. Отсюда появилась цель нашей работы. Поставили задачи, которые вы видите на экране.
Выдвинули гипотезу, что многие вятские народные промыслы и ремесла сохранились и по сей день, значит умельцы есть и в нашем районе.
Далее определили предмет исследования – вятские ремесла и умельцы Мурашинского района,
формы и методы исследования – поисковая деятельность, изучение периодики: местной газеты «Знамя труда» и областной «Вятский край», изучение краеведческих источников, беседы с мастерами –умельцами.
Далее стали собирать материал. В городской библиотеке нашли альбом –каталог «Вятские народные промыслы: история и современность» Издательство Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области. Откуда узнали о существующих народных промыслах и их историю.
3 слайд- Дымковская игрушка. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.
4-7 слайды- Лес - истинное богатство Вятской земли. Он согревал, одевал и кормил крестьянина. На протяжении веков вятские мастера занимались обработкой дерева, и неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу. Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготавливал шкатулки и табакерки.
На экране Часы из капокорня братьев Бронниковых
5слайд-
Широкое применение нашел еще один природный материал, которым богат наш вятский край, - это береста. Из нее изготавливали бурачки с плетеным рисунком и росписью кистями (фото Приложение 17). Береста, наряду с лозой, соломкой и сосновым корнем, стала материалом для изготовления плетеных изделий: лапти, короба, корзины, сундучки, шкатулки, посуда, мебель. Сейчас этим промыслом занимается предприятие «Умелица». Посетив краеведческий музей в нашем городе девочка узнала, что есть мастера и на нашей Мурашинской земле, которые занимаются вятскими народными ремеслами. Это очень талантливые люди, которые своими руками создают праздник для души.
Геннадий Яковлевич Лопатин (фото Приложение 8) родился в 1949 году в деревне Лавречи Мурашинского района Кировской области. Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, Военную академию тыла и транспорта. Полковник запаса, кандидат военных наук, доцент. Интерес к дереву унаследовал от отца. Изготавливает резную мебель, посуду, детские игрушки. Строит и украшает резьбой беседки, ворота, колодцы, ставни. Среди крупных работ мастера в городе Кирове: новые ворота и колодец для Дома-музея М.Е. Салтыкова-Щедрина, беседка в саду Дома-музея художника Хохрякова. Геннадий Яковлевич является лауреатом общественной премии «Вятский горожанин» и общегородской премии «МЭРИ», победителем областного конкурса «Мастеровые Вятки», народный мастер художественных промыслов Кировской области. Сейчас Геннадий Яковлевич проживает в городе Кирове.
8 слай-
Еще в первом классе Даша обратила внимание, что в нашей школе на дверях классов висят красивые резные таблички из дерева с названиями кабинетов. Оказалось, что их изготовил Пестриков Владимир Вадимович - руководитель кружков резьбы по дереву, выпиливания и моделирования в Доме детского творчества г.Мураши (фото Приложение 9). Я тоже занимаюсь в кружках «Природа и фантазия», «Радуга» Дома детского творчества. Я решила встретиться с Владимиром Вадимовичем и взять у него интервью. Владимир Вадимович рассказал, что родился он в 1958 году, окончил школу №51 г.Мураши
9слайд-
Специальным дипломом областной выставки «Вятская игрушка» была отмечена работа из бересты «Тройка с саночками» жительницы Мурашей Людмилы Павловны Руденко.(сведения нашли в районной газете «Знамя труда»
10 слайд - Большим мастерством отличаются работы по берестоплетению Ивановой Ольги Николаевны (фото Приложение 11) из деревни Шленники. Она сама заготавливает бересту для своих работ.
11 слайд - Мурашинские мастерицы хорошо освоили и технику лоскутного шитья. Постоянной участницей областных выставок «Чудо лоскутное» является Иванова Елена Артуровна
12 слайд - В Мурашинском историко-краеведческом музее работала выставка «Куклы для души». Автор – жительница Мурашей Татьяна Анатольевна Ивонина (фото Приложение 13). В экспозиции более 100 работ.
13слайд - Очень многие женщины занимаются вышиванием. Постоянными участницами и призерами областных выставок являются Ножка Лидия Петровна(г.Мураши) (фото Приложение 15), Игошина Анна Григорьевна(г.Мураши) и Денисова Людмила Аркадьевна(п.Октябрьский). Какие прекрасные картины вышиты гладью и крестом. Изюминкой работ Ножки Лидии Николаевны являются вышитые рушники.
Изделия мурашинской мастерицы Перминовой Елены Павловны(г.Мураши) , связанные крючком и на спицах, были экспонатами ее персональной выставки в местном краеведческом музее. Фантастические ажурные салфетки вяжет крючком Лопатина Марина Викторовна (г.Мураши).
14 слайд -
Профессионально занимается росписью по дереву Капустина Наталья Викторовна. Она имеет художественное образование и владеет многими техниками этого ремесла.
15 слайд
Татьяна Анатольевна Ивонина увлеклась обереговыми куклами совсем недавно, увидев материалы в музее славянской куклы. Стала изучать славянскую культуру, историю создания национальных костюмов. При изготовлении кукол-оберегов Татьяна Анатольевна соблюдает определенные правила, ведь это целый ритуал. Все куклы разные по назначению. Когда Татьяна Анатольевна начинает работу над куклой, она вкладывает в это душу, знания, фантазию. Меня очень заинтересовали обереговые куклы и я решила сама попробовать сделать такую куклу. Вот что из этого получилось (Приложение 14).
Исследовательская деятельность способствует формированию:
Личностных УУД
- адекватная самооценка;
испытывая чувство радости знавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
- формируется мотивационная основа учебной деятельности;
- вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивных УУД:
- дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Познавательных УУД:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
Коммуникативных УУД:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Т.о.результатом моей работы является то, что у младших школьников развивается навык поиска информации: умение работать с литературой, Интернетом и др. Дети учатся обширно мыслить, последовательно действовать, добиваться поставленных целей. Ученик уже более или менее четко представляет всю структуру поиска, у него формируется мотивация к изучению новых неизвестных тем и фактов. Неоценимым следствием развития такого навыка является то, что младший школьник становится на новую ступень развития и может успешно реализовать себя в учебе в среднем и старшем звене. Ведь главное, что у ребенка вырабатываются навыки самостоятельной работы при поиске и обработке информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по самообразованию на тему "Схематическое моделирование как способ обучения младших школьников решению текстовых задач".
Автор: Пономаренко Л.Н. Описание: данный материал предназначен для учителей начальных классов....
Классный час по профориентации:" Рукам работа-душе праздник".
Материал помогает в доступной занимательной форме систематизировать и обобщить знания детей о труде взрослых, формировать интерес к профессиям, дать представление о том, что любая профессия важна и ну...
«Обучение младших школьников работе с информацией».
По итогам мониторинговых исследований в городе создана творческая группа по теме "Обучение младших школьников работе с информацией". На заседаниях рассматривались вопросы: "Формирование умения р...
Технология компетентностно-ориентированного способа обучения младших школьников
Публикация содержит теоретические и практические сведения для внедрения данного способа обучения в педагогическую практику...
статья обучение младших школьников работе с информацией в сети Интернет
В статье проводится анализ сервисов для учащихся начальной школы. Также раскрыты способы работы детей с информацией в сети Интернет....
«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления
В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах. Сре...