Механизм организации учебной деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания.
методическая разработка

Цимбалюк Марина Викторовна

 Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Механизм организации учебной деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания.

 Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в образовательных организациях. Среди главных, названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года. Подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.

Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.

Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в коррекционной школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании обучающихся коррекционной школы остается такой же и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в коррекционной школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе».

Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.

Формирование высших духовных чувств у умственно отсталых детей происходит с опозданием. Это обусловлено следующими причинами:

1.Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий (Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, Л.С.Рубинштейн, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др).

2.Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.

Исходя из этого, основная роль в воспитании патриотических качеств личности у школьников умственной отсталостью с (интеллектуальными нарушениями) принадлежит учителю.

Поэтому воспитание детей с интеллектуальными нарушениями представляет наибольшие трудности по сравнению с другими категориями детей с особыми образовательными потребностями. * Но, по словам Г.М. Дульнева нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении.

При определении направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей с умственной отсталостью, мы опираемся на программу духовно-нравственного развития, предложенную в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (вариант 1).

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно=историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Основной задачей гражданско-патриотического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах является формирования личностной культуры.

Включающей в себя:

Формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

Формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

Формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и Это обусловливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей. Между субъектами складываются определенные отношения при осуществлении различных форм взаимодействия: уроков, внеурочной деятельности, собраний, внеклассных мероприятий и пр. В соответствии с этим каждый из субъектов несет определенную ролевую функцию.

С педагогическим коллективом:

Ø обобщение опыта, использования коммуникативных методик обучения (педагогические чтения);

Ø использование современных информационных технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования (педсоветы);

Ø интерактивные методики в учебной и внеклассной работе (обучающие семинары);

Ø участие в конкурсах, всероссийских акциях по гражданско-патриотическому воспитанию;

Ø освоение и апробация новых технологий обучения и воспитания.

С учащимися:

Так уроки чтения, речевой практики, мира природы и человека, изобразительного искусства, музыка, ручной труд, физическая культура дают возможность проводить беседы на тему гражданско-патриотического воспитания

Программы уроков чтения в начальной школе включает произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу. О жизни детей и взрослых, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле. О труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.

  Одной из дисциплин, направленных на патриотическое воспитание детей в школе, является русский язык. Чтобы сформировать у младшего школьника чувство патриотизма (любовь к своей Родине и своему народу, гордость и  уважение к событиям исторического прошлого), необходимо показать богатство и разнообразие языка, на котором он говорит, привить любовь к родному языку, научить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи. Здесь важное место отводится изучению лексики.                                                                                                                                                                                Так, например, тексты упражнений по русскому языку кратко рассказывают нам о великой России, о неповторимой столице нашей Родины, о красоте городов нашего государства. На уроках мы часто используем пословицы о труде, Родине, дружбе.         На уроках русского языка работу по патриотическому воспитанию начинаю проводить уже с минуток чистописания. Например: прописываем заглавную и строчную букву Ж, затем записываем пословицу Ж..ть-Родине служ..ть.                                                                                     Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого, переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даю задание списать, вставить пропущенные буквы.                                                                                                                                                   При изучении новых словарных слов, например: Родина, Москва предлагаю детям объяснить лексическое значение этих слов, записать, составить предложения. На этапе закрепления нового материала по теме « Разделительный мягкий знак» после сопоставления разделительного мягкого знака и ь знака- показателя мягкости дети получают задание: сначала выписать слова с разделительным ь знаком, а потом пословицы с ь - показателем мягкости1.Любовь к Родине сильнее смерти.                                                                            2.Ручьи сольются - река, люди соединятся - сила.                                                               3.Береги землю родимую как мать любимую.                                                                            

 «Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом,  вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.» (К. Д. Ушинский).                                                                                                                                     Сначала работаю  над содержанием, над понятиями  «Отечество», «Родина», «Россия». Затем, включаю задания по русскому языку.       

Так, изучая предмет “Мир природы и человека”, в первом-втором классах на уроках больше провожу  очные экскурсии “Вот и осень пришла”, “Как из зерна получилась булка”,  и заочные, используя презентации, “Наша страна-Россия”, “Жизнь животных зимой”, “День космонавтики” и другие.                                                                                                            На уроках  музыки  включаю музыкальные произведения, которые раскрывают величие подвига народа, его любовь к родине.  Изучаем колыбельные и  народные песни, разучиваем красивые движения , используя русские  народные песни.           Использование  на уроках произведений изобразительного искусства: репродукций работ известных художников отражающие подлинные исторические события, помогают учащимся в конкретизации и углублении знаний.                                                                                                                                 Сделанные «продукты» с уроков ручного труда, ИЗО мы представляем на выставки, конкурсы(муниципальные, региональные, всероссийские, международные). Дети становятся победителями и призерами.   

С родителями:

Ø участие родителей в социально значимой деятельности

Используемые технологии и формы работы по гражданско - патриотическому воспитанию позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт умственно отсталого ребёнка- это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.

Но успешность и результативность патриотического воспитания обучающихся во многом зависит от единства целей и задач начального, среднего и старшего образования. И напрямую зависит от профессиональной педагогической компетентностью педагога в области гражданско-патриотического воспитания. Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Все педагоги, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Презентация по теме "Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в 1 классе.

Данная презентация может быть исполбзована для выступления на ШМО или на педсовете....

Механизм организации внеурочной деятельности

Описание механизма организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 39 города Ставрополя...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Материал предоставит  ВАМ возможность пользоваться  рабочими программами некоторых клубов , кружков , объединений  для организации внеурочной деятельности  по нескольким направлени...

Организация учебного процесса в рамках личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения .

Приёмы организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС второго поколения....

Организация учебного процесса в рамках ФГОС

Презентация будет полезной для личностно-ориентированного обучения в условиях современного учебного процесса,...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности

Доклад на тему"Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности"...