Организация учебного процесса в рамках личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения .
статья на тему
Приёмы организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_oblastnoy_nauchnoy_konferentsii.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А. Романова,
учитель начальных классов, МБОУ «Киреевский лицей», Тульская область
Организация учебного процесса в рамках личностно-ориентированного
обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения
В 2010–2011 учебном году наш лицей вступил в эксперимент по внедрению ФГОС второго поколения. Это направление работы стало приоритетным для педагогического коллектива. Новые жизненные условия выставили свои требования к воспитанию и обучению, изменились принципы и цели обучения. Приоритетной целью образования становится формирование свободной, творческой, универсальной личности. Достичь этого в работе мне помогает внедрение в учебный процесс принципов личностно–ориентированного обучения.
Система работы учителя и школы в целом, которая обращена на раскрытие и выращивание личностных качеств любого ребёнка–это и есть личностно–ориентированное образование. При таком обучении учитель–организатор учебной деятельности, он выбирает форму работы: работа в парах, группах, индивидуальная работа, а ученик–субъект деятельности учителя, ведущий самостоятельный поиск. Учитель сознательно создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет. При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся. Личностно–ориентированный урок включает в себя следующие этапы: мотивационно– целевой, операционный, этапы итоговой рефлексии и выбора домашнего задания. Весь учебный процесс разделён на два блока–лекционный и практический. В начальных классах лекция носит проблемно–развивающий характер. На уроках учителем ведётся объяснение нового материала, по ходу ставятся проблемы, в результате решения которых ученики при помощи учителя приходят к нужному выводу. На практической части занятия учитель фактически организует работу каждого, формируя условия для развития личностных возможностей ученика, включая развитие его рефлексивного мышления и собственного мнения. На протяжении всего урока осуществляется обратная связь «ученик–учитель». В практической части могут быть предусмотрены задания разных уровней. Например, на уроке русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи» после усвоения теоретического материала детям были предложены задания разных уровней. В 1 уровне (репродуктивном) работа выполнялась по вариантам с последующей взаимопроверкой по контрольному листу и оцениванием результатов. Из предложенных словосочетаний требовалось выписать словосочетания, соответствующие схеме сущ. + прил., у прилагательных определить число и род, выделить окончания. Во 2 уровне (алгоритмическом) предлагалось к данным прилагательным подобрать существительные, выделить окончание. Задание проверялось и оценивалось учителем. В 3 уровне (творческом) с помощью опорных слов нужно было описать сегодняшний день. Записать 5 предложений и выполнить синтаксический разбор одного из них. При выполнении заданий разрешалось за помощью и проверкой обращаться к консультантам. В дополнительном задании предлагалось заменить предложенные предложения сочетанием прилагательного с существительным. После выполнения задания каждого уровня проводится рефлексия на выявление эмоционального состояния и уровня усвоения знаний. В процессе такой работы создаются условия для движения по коллективному маршруту сообразно индивидуальным особенностям.
На своих уроках я применяю групповую форму работы. Делю детей на группы, учитывая характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначаю старшего, эксперта– консультанта, которые руководят работой рядовых, помогают ребятам и контролируют выполнение заданий. Также использую работу в парах, когда задание дети выполняют либо вариативно, потом проверяя, либо вместе в паре. Этот вид работы хорош на уроках гуманитарного цикла, когда дети, прослушав товарища, поддерживают его в беседе, либо задают ему вопросы. В процессе обучения на разных этапах работы применяю игры в парах, группах, коллективно: «защита проекта»-ученик готовит материал, затем, используя наглядность и доску, выступает в роли учителя; «любознательный»-назначается ребёнок, который задаёт как можно больше чётких и вразумительных вопросов.
Освоив принципы организации учебно–познавательной деятельности, учу детей самостоятельности в мышлении и познании, формирую умение целенаправленно работать самим и оказывать помощь товарищам. Размышляя и решая проблемы, ученики постоянно находятся в познании и поиске. Неотъемлемой составляющей личностно–ориентированного образования является развивающее обучение, успех которого определяется поисково–исследовательской деятельностью.
В рамках личностно–ориентированного подхода учитель может использовать способы, повышающие учебную мотивацию и качество учения: создание ситуаций выбора и успеха. Педагогические ситуации ставят ребёнка в позицию субъекта и оказывают развивающее влияние на его личность. Например, на уроке окружающего мира по теме «Куликовская битва» учитель предлагает ученику составить план Куликовской битвы. В поисках ответа он может пользоваться: а) учебником; б) учебным пособием «Очерки истории»; в) картой со схемой исторического события. Ситуация выбора предоставляет ученику свободу действий, внутренний комфорт и защищает от внутренних ошибок. Ситуация успеха снимает внутренний страх, вносит в учебную деятельность мотив и позволяет выполнять задания с опорой на индивидуальные и возрастные особенности. «Снять страх» помогут подобные фразы учителя:
-Для тебя это просто, но если не получится…
-Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому…
-Не нужно бояться пробовать, ведь только так может что–то получиться.
С уверенностью могут сказать, что личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников является действенным методом в системе повышения качества образования. Из практики следует, что принципы такого обучения очень эффективны при внедрении федерального образовательного стандарта начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....
Роль заместителя директора по учебно – воспитательной работе в профессиональном развитии учителя в условиях реализации ФГОС второго поколения
В презентации показаны направления в работе с учителями начальных классов, формы организации деятельности, результат....
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...
Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...
Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...
«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Актуальность данной проблемы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...