Механизм организации внеурочной деятельности
статья по теме

Халина Евгения Анатольевна

Описание механизма организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 39 города Ставрополя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Механизм организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в МБОУ  СОШ № 39 города Ставрополя

Халина Е.А.

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 39 города Ставрополя

          Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

          В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.

В рамках внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 39 г. Ставрополя  реализует учебный план, отдельную часть которого составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. В настоящий момент в учреждении разработана система внеурочной деятельности обучающихся 1-х классов.

         Исходя из этого, в школе были проведены ряд мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

      изменение учебного плана начальной школы;

      разработка Положения о внеурочной деятельности;

      составление перечня программ внеурочной деятельности;

      подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

      разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

      материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

      информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

      составление расписания внеурочной ной деятельности учащихся 1 класса.

          Основными  задачами реализации внеурочной  деятельности в МБОУ СОШ № 39 города Ставрополя  стали:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

оказание помощи в поисках «себя»;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

расширение рамок общения с социумом.

Вариантов организации системы внеурочной деятельности в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех ее разделов (программа формирования УУД, программа духовно-нравственного развития и воспитания, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т. д.). Кроме того, на наш взгляд, следует изучить запросы семей обучающихся, кадровый состав, материально-технические возможности  школы.

        В нашей школе созданы педагогические условия развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности. В образовательном учреждении 25 учителей (58% от общего числа преподавателей) являются педагогами дополнительного образования, из них 15 человек – преподаватели МБОУ СОШ № 39, 10 – педагоги других образовательных учреждений. 21% имеют I квалификационную категорию как педагоги дополнительного образования. 58% - доля педагогов образовательного учреждения в системе дополнительного образования школы. 40% - доля педагогов учреждений-партнёров в дополнительном образовании школы.   

        Одним из условий реализации ФГОС НОО является материально-техническая база образовательного учреждения в соответствии  с действующими санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда .

В школе кроме традиционных предметных кабинетов дополнительно оборудованы:

Центр Содействия Здоровью (кабинет врача, процедурный кабинет, стоматологический кабинет, физиотерапевтические кабинеты, массажный кабинет, кабинет ЛФК, кабинеты психолого-логопедической службы, кабинет психологической разгрузки);

3 спортивных зала с душевыми комнатами, тренажёрный и хореографический залы, на пришкольной территории - зоны отдыха для младших школьников и старшеклассников, а также  спортивные площадки для баскетбола, волейбола, большого и малого  тенниса,  футбольное поле, 2 спортивно-игровых комплекса;

научно-исследовательские лаборатории по химии, физике, биологии, библиотечно-информационный центр, 4 кабинета информатики, 5 лингафонных кабинетов,  мастерские по обработке металла, древесины, лаборатории по обработке ткани и пищевых продуктов;

2 студии изобразительного искусства, музыкальный кабинет, театральный зал на 600 мест с костюмерными и артистическими, фото-телестудия и радиостудия с современным оборудованием, кабинет технической графики, кабинет художественного труда;

уголки отдыха для учащихся, столовый зал на 330 посадочных мест.

Для обучения информатике и ИКТ выделены два специализированных кабинета информатики, оснащенных современным оборудованием, соответствующим требованиям действующего СанПина, кроме того в помещении конференцзала дополнительно  оборудованы моноблочными компьютерами  20 рабочих мест для проведения занятий  со школьниками и учителями. В рамках реализации проекта «Модернизация общего образования» интерактивным и лабораторным оборудованием оснащены 18 предметных кабинетов, в том числе  оборудование для организации занятий по началам программирования и робототехники, фотовидеостудии, издательской деятельности,  осуществления проектно-исследовательских работ на базе лаборатории «Архимед», метеостанции и виртуальных лабораторий.

С целью обеспечения методической и информационной поддержки учителей формируется фонд медиатеки школы, фонд насчитывает более 220 наименований (более 800 экземпляров).  Кроме того, в библиотеке оборудована зона свободного доступа к компьютерной и оргтехнике, ресурсам сети Интернет.

Школа  имеет в распоряжении современные средства связи: телефонную линию с возможностью коммутирования через виртуальную мини-АТС, выход в сеть Интернет через высокоскоростную оптоволоконную  линию  с возможностью распределения канала средствами локальной сети с целью обеспечения доступа с любого рабочего места.

Компьютерами оборудованы 35 предметных кабинета, мультимедийными проекторами - 44 кабинета, оргтехникой, в том числе многофункциональными устройствами, – 17 рабочих мест учителей. В учебном процессе используются 17 интерактивных досок.

      Школа располагает  современным библиотечно-информационным  центром, в состав которого входят читальный зал, абонемент и книгохранилище, общая площадь помещений - 172 кв.м. Материально-техническая база  центра полностью соответствует требованиям современной библиотеки. Библиотека оснащена автоматизированным рабочим местом (моноблочный компьютер, многофункциональное устройство, сканер штрихкода, принтер этикеток штрихкода, специализированное ПО,) дополнительным  оборудованием для  демонстрации  мультимедиаматериалов, выходом в Интернет. В составе книгофонда  (более 11 тыс. экземпляров) 11% книг - литература для учащихся 10-11 классов, 30%  -  для учащихся 5-9 классов, 27% - для учащихся 1-4 классов,  в том числе 20% приходится на общественные и гуманитарные дисциплины,  11% - на естественные и прикладные.

       Материально-технические и кадровые условия позволили на базе нашей школы      реализовать  «Модель школы полного дня ».  Основой для модели "Школы полного дня" является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

       С помощью «Модели школы полного дня» в школе созданы условий для полноценного пребывания ребенка в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств, сохранения единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

 создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

        Работа школы в условиях полного дня позволила использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого  упорядочена жизнь и деятельность учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. При этом  учитываются познавательные потребности детей, а также возрастные особенности младших школьников: приём пищи (в школе организовано трёхразовое питание), прогулки на свежем воздухе. Для работы в режиме «Школы полного дня»  составлено единое расписание, как первой, так и второй половины дня.

       

       

РЕЖИМ РАБОТЫ ШКОЛЫ

для учащихся 1-х классов

на 2011-2012 учебный год

8.00-8.15 – приём детей в школу

8.15-8.25 – зарядка

8.25-8.30 – подготовка к уроку

8.30-9.05 – 1 урок

9.05-9.20 – завтрак

9.20-9.55- 2 урок

9.55-10.15 – динамическая пауза

10.15-10.50 – 3 урок

10.50 – 11.10 – динамическая пауза

11.10 – 11.45 – 4 урок

11.45 – 12.30 – прогулка на свежем воздухе

12.30-13.00 –обед

13.00-13.10 – подготовка ко сну

13.10-14.10 –сон

14.10- 14.20 –подготовка к занятиям внеурочной деятельности

14.20- 15.40 – занятие внеурочной деятельности (курсы, кружки, секции)

15.40-16.00 – полдник

16.00 – 16.45 – прогулка на свежем воздухе

16.45 – 18.00 – клубные часы, занятия по интересам

       Для организации внеурочной деятельности в школе действуют 25 кружков и  секций по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.

Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ № 39  включает в себя:

1. Спортивно-оздоровительное направление представлено секциями по спортивным играм (баскетбол, футбол, волейбол), «Кудо», «Тхэквандо», «Тайский бокс» и занятиями по программам «Планета здоровья», «Шахматы». Целью данного направления является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Занятия проходить в специально оборудованных помещениях.

2. Общекультурное направление представлено кружками «Бусинка», «ИЗО - студия, «Музыкальные нотки», театральная студия, «Чудеса аппликации» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества. Педагоги дополнительного образования осуществляют свою работу в форме групповых, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок.

3. Общеинтеллектуальное направление реализуется на занятиях клуба «Детской риторики», «Знакомство с английским»

        Педагоги учат видеть красоту в человеке, обществе, природе и, наоборот, видеть, оценивать безобразное, бороться с негативными явлениями в жизни. Активизации деятельности младших школьников в кружках способствует разнообразие форм работы: экскурсии в музей, на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.

4. Духовно-нравственное направление представлено работой кружков по краеведению «Край, в котором я живу».    Деятельность кружков направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами, тематические праздники, концерты, просмотры фильмов.

 5. Социальное (проектная деятельность) представлена реализацией проекта ОПД "Росток”, целью которого является воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям труда. Формами занятий по данному направлению являются: трудовые акции, экскурсии, тематические беседы, экологические акции, проекты.

   Ожидаемыми результатами механизма введения внеурочной деятельности в нашей школе по средствам «Модели школы полного дня» являются:

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

формирования у детей социокультурной идентичности;

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

     В своем идеале вся работа  внеурочной деятельности учащихся основывается на достижении ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, а вследствие этого достижение ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЭФФЕКТА внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Механизмы интеграции при организации внеурочной деятельности в начальных классах

В статье проанализированы механизмы интеграции общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности по новым образовательным стандартам. Показана успешная работа всех механизмо...

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...

Механизм организации учебной деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России....