Актуальность развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов
методическая разработка
Выступление на ШМО учителей начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление
ШМО
Октябрь 2021г.
Молодкина Л.Е.
«Актуальность развития орфографической зоркости у младших школьников».
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность.
Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение,
тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – формирование грамотного и образованного выпускника.
Учителей начальных классов, и меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять.
С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами в том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Новизна опыта состоит в том, что я подобрала эффективные современные педагогические технологии, которые использую в работе при формировании орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…»
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.
Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения. Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяю себя».
Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. На этом этапе могут быть использованы следующие упражнения.
Упражнения:
• ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе;
• постоянно показывать образец анализа звучащего слова;
• использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр, сы-ы-ы-ы-р;
• на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля;
• прием трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?);
• при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать);
• подбор слов к звуковым моделям;
• использовать задания ловушки (сколько звуков в слове «два», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?)
Игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Шифровальщики» с пропусками «опасных» мест сразу по слуху. «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».
Наиболее эффективное упражнение: поиск орфограмм в «чистом» тексте. Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:
• развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
•самостоятельно проверить результат работы;
• видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
• если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «подглядеть» их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки – самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки. Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается 2-3 проверочных карточки.
Виды приемов развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
В традиционной методике русского языка выделяют следующие виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.
1.Списывание.
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в «Прописи». В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.
Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально организованного обучения списыванию необходимо как можно раньше познакомить учеников с наиболее общими признаками орфограмм.
Выделение орфограммы в каждом слове обязательно должно включать в себя определение ударногослога.
2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Внешне навык фонемного письма – это быстрое письмо с пословной орфографической самодиктовкой и написанием в такт их проговаривания.
Слабые учащиеся не всегда исполнительные, не уверенные в своих способностях, часто не усвоившие твердо буквы и графический навык, стараются запомнить написание букв зрительно. Поэтому они или не диктуют себе при письме или диктуют формально, вне связи с написанием слогов. Поэтому них не формируется орфографическая зоркость.
Вот поэтому и важно научить детей данному приему – письму с проговариванием.
3. Комментирование (объяснение написания).
объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;
комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить; комментирование слов по коллективке (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка); комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова объясняют написание того или иного знака); комментированный диктант.
4. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
5. Орфографические минутки (в начале или в конце урока).
Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.
6. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
7. Письмо буквенной дробью.
На местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук (вада; крожка; крук; питак…).
8. Звуковой анализ слов.
9. Использование словарей.
10. Использование таблиц, схем.
По моему мнению систематическое и последовательное использование данных приемов на уроках русского языка позволит развить орфографическую зоркость у всех детей.
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам.
Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Словарный диктант.
Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
1.Прочитайпословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
3. Часто провожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить , какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.
4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
5. Провожу различные игры.
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды.
Объясни , почему вставили такие буквы.
Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала«огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:
Имена, фамилии - Начинает буква
Клички, города – Важные слова:
Все с заглавной буквы Иванова Анна,
Пишутся всегда. Шуя и Москва.
Правописание ЖИ – ШИ
Лыжи. Мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Мягкий знак – показатель мягкости.
Мягкий знак, мягкий знак ,
Без него нельзя никак!
Станут «пенками» - «пеньки»,
«Уголками» - «угольки»,
Без него не написать.
Тридцать, двадцать, десять, пять
«Банька» в «банку» превратится,
Вот, что может получиться,
Вместо «шесть» получим «шест»,
Вместо «есть» получим «ест»,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.
В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий.
Вот некоторые из них:
1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.
2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).
4. Выписать слова отвечающие на вопросы кто? (что?).
5. Выписать слова в которых два слога.
6. Выписать слова на тему «Животные».
7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
8. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.
9. Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей)
10. Отгадать загадку:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)
Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово».
Например, я предлагаю детям следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:
1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;
2.Суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;
3.Тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;
4.Сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный);
5.Чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные.
6.Карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх.
Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание. Сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова .нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.
Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды. Состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка У. Урожай – род с приставкой –у.
Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.
Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание.
Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок.
Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению.
Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.
А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные....
"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"
Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Ум...
Родительское собрание "Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов".
В современном понимании орфография - это система правил написания слов.Формирование орфографического навыка в начальных классах является одним из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное...
Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»
Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»...