«Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения».
методическая разработка по чтению (2 класс)
В работе обоснована актуальность темы «Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения», определены конкретные цели и задачи. В современном мире важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya-2022.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУ «Байкаловская СОШ» - «Хмелёвская СОШ»
Тема:
«Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения».
Автор: Халилова Алсу Ахметсафовна
учитель начальных классов.
2022 год
Аннотация
В работе обоснована актуальность темы «Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения», определены конкретные цели и задачи. В современном мире важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.
Введение
«Книга, имеющая столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли».
Константин Ушинский
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Цель моей работы: доказать важность формирования читательской грамотности в начальной школе.
Задачи:
- изучить этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе;
-доказать эффективность выбранных видов работы по формированию функциональной грамотности.
Основная часть
Проблема развития читательской грамотности очень актуальна, так как обучение приемам работы с текстом закладывает основу умения учиться, формирует навык самостоятельной учебной деятельности. Наше общество не стоит на месте: в нашей жизни давно и крепко укрепились всевозможные гаджеты, заменяющие детям и взрослым живое чтение.
Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что ребёнок читает быстро, выполняет нормативы по технике чтения, но совершенно не понимает содержание прочитанного текста и не может его пересказать даже по наводящим вопросам учителя. Особенно трудно таким учащимся в девятом классе при подготовке к устному собеседованию и итоговому изложению. Я уже 5 лет являюсь педагогом-собеседником. По своему опыту знаю, что тексты на собеседовании бывают довольно сложные со множеством фактов из жизни известных людей. Если имена собственные, даты учащиеся могут выписать в поле для заметок, то за две минуты подготовить пересказ, не поняв содержания текста, практически невозможно.
Поэтому так важно начиная с первого класса работать над формированием читательской грамотности.
- В первом классе, начиная с периода обучения грамоте, мы учим детей читать и понимать смысл прочитанного текста. Тексты небольшие, понятные детям. Изначально я формулирую вопросы к данным текстам, которые помогают детям вспомнить его содержание. Применяю выборочное чтение, что подталкивает ребёнка вновь просмотреть текст, чтобы найти нужный отрывок.
-Во втором классе работа над текстом расширяется. На уроках по развитию речи дети делят тексты на части, составляют план, готовят подробный пересказ, выделяют опорные слова («Лисички», «Берёста», «Коля заболел», «Белёк» и др.), на уроках литературного чтения определяют героев, дают характеристики их личностям и поступкам: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», учащиеся заполняли таблицу «Герои басни», в которой должны были охарактеризовать персонажей басни, А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», характеристика положительного и отрицательного героя, приведение примеров из текста произведения. Также, я считаю, что на формирование читательской грамотности нацелены задания вида, «Расшифруй предложения», «Выпиши названия полезных ископаемых», «Выпиши слова, начинающиеся с определённой буквы», когда весь текст написан заглавными буквами и без пробелов, ведь не вникнув в смысл прочитанного, невозможно определить границы слов и предложений.
-В 3 и 4 классах дети находят информацию, дают собственную оценку прочитанному, выделяют главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставляют свои убеждения с жизненными позициями персонажей, самостоятельно формулируют вопросы, сравнивают тексты разных жанров с похожим содержанием (сравнение трёх басен про «Стрекозу и Муравья» И. А. Крылова, Л. Н. Толстого и И. И. Хемницер) что общего между ними и чем отличаются. С 4 классом мы начали работать на сайте ФГ РЭШ. Заданий для начальных классов нет, но тексты по читательской грамотности для 5 класса вполне посильны и для 4 класса («Дело чести», «Милосердие», «Умные собаки» и др.). Интересен прием «Тексты с "хвостами"» - это незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. В учебниках УМК «Школа России» встречаются готовые задания по пословицам. Но подобные задания можно подготовить по любому тексту курса. Данные задания требуют осмысления того, что написано в левом столбце, чтобы подобрать вторую половину из правого столбца.
Заключение
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что применяя на уроках технологию продуктивного чтения можно использовать большое количество методов и приемов. Данная технология может использоваться в большом спектре образовательной деятельности, в том числе способствовать повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС НОО третьего поколения.
Я убеждена, что только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Также большую роль здесь играет семья, заинтересованность родителей в успехе своего ребёнка.
Использованная литература
- Асмолов, А.Г. Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология / А.Г. Асмолов - М: Просвещение, 2010
- Морозова, Г.А. Домашнее чтение как средство семейного духовнонравственного воспитания // Методист. – 2015.
- Сметанникова Н. Н. Через чтение в мировое образовательное пространство.-М.,2001
- Чиндилова, О.В., Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс до и после. – 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской деятельности, как средство повышения грамотности
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют инте...
Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня
Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».
laquo;Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».К. Д. УшинскийПроблема:- дети имеют низкую скорость чтения;- зачастую они не по...
_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»
_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»...
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...
«Формирование положительной учебной мотивации обучающихся, как условие повышения результатов воспитания и обучения»
laquo;Формирование положительной учебной мотивации обучающихся, как условие повышения результатов воспитания и обучения»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД....