«Эффективные приемы смыслового чтения по формированию читательской грамотности у первоклассников»
статья по чтению (1 класс)
Сообщение по теме
«Эффективные приемы смыслового чтения по формированию читательской грамотности у первоклассников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Эффективные приемы смыслового чтения по формированию читательской грамотности у первоклассников»
Свое выступление я бы хотела начать с убеждения Константина Ушинского , что развить дар слова может только одно чтение книг. Чтение без упражнений может только развить ум, но не привьет способность ясно, последовательно и красиво излагать мысли.
Начальная школа – этап в жизни ребёнка, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. «Чтение - вот лучшее учение», «Будешь читать, будешь много знать» - высказывания старые, но очень точно выражают современную идею обучения смысловому чтению.
В педагогике хорошо известны основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование навыков смыслового чтения - это бедный словарный запас ребёнка, низкий уровень развития восприятия, оперативной памяти, внимания, возвратное чтение и др.. Варианты решения некоторых проблем я предложу, опираясь на собственный педагогический опыт. В работе перечислены основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование навыков эффективного смыслового чтения и приёмы обучения учащихся начальной школы, помогающие преодолеть эти препятствия. О пользе чтения известно всем. Чем больше мы читаем, тем больше расширяем эрудицию, запас слов, закрепляем навыки письма и орфоэпические навыки.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической и смысловой.
Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Новые образовательные стандарты (ФГОС НОО) заставили педагогов начальной школы изменить традиционную систему обучения. Задача современной школы научить ребенка учиться, научить саморазвитию и самопознанию. Сегодня мало владеть техникой чтения: читать быстро, правильно и выразительно, нужно еще освоить приемы работы с текстом, понимать прочитанное и прослушанное произведение. Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения.
Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе имеет очень большое значение, потому что сегодня через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
- понимать текст;
- анализировать;
- сравнивать;
Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО должно осуществляться поэтапно, учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения с самого начала обучения ребенка в школе :
1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия:
- практическое отличие текста от набора предложений.
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- озаглавливание текста (подбор заголовков).
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.
В прошлом учебном году я взяла первый класс, в котором из 16 учащихся 4 ученика умели читать по слогам, 7 детей знали буквы, 5 детей букв не знали вообще. Как мотивировать таких разных детей?...
Чтение — очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление.
Хорошо известны основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование этого навыка. Варианты решения некоторых проблем я предложу из собственного педагогического опыта.
Первая и самая существенная проблема - бедный словарный запас ребёнка.
Способы устранения – обучающие игры:
1.«Начиналка» - назови слова на определённый звук, покажи букву и объясни значение слова (1класс),
2. «Пирамиды» - назови слова, которые начинаются с определённого слога (1 класс),
3.Запоминание текстов (заучивание стихотворений по желанию)
Следующей проблемой, затрудняющей формирование навыка смыслового чтения, является низкий уровень развития восприятия прочитанного текста. Для того чтобы устранить эту проблему, полезно чаще использовать следующие приёмы чтения:
1.чтение «шторкой» (закрываем прочитанную часть текста линейкой или листом бумаги),
2.Прием «Следопыты» - найти в тексте слово или слова (состоящие и одного, двух или трех слогов. Найти в предложение слово, где первый слог ударный.
Ещё одна проблема формирования навыка смыслового осознанного чтения - низкий уровень развития оперативной памяти. Для развития оперативной памяти можно использовать следующие приёмы:
1.«Слово потерялось» – при повторном чтении намеренно пропускаем или заменяем слова, дети восстанавливают текст. (На доске предложение )
Следующая причина сложности формирования осознанного смыслового чтения - низкий уровень развития внимания. Для преодоления этой проблемы использую в своей практике такие приёмы:
1..«Ручеёк»: один из вариантов - взрослый начинает читать предложение, следующее предложение продолжает читать ребенок и так далее,друг за другом.
2.чтение по ролям «Голоса» (с читающими учениками)
3. Прием «Точки потерялись» - найди границы предложений.
Приёмы, позволяющие сформировать навык смыслового чтения-понимания:
1.«Прочитал - перескажи другому» (брату, сестре, игрушке) - предложить ребёнку подробно пересказать текст,
2.«Секретное послание автора» - учим во время чтения выявлять основную тему и идею, замысел автора, осваиваем приём подбора пословиц и поговорок, сжато выражающих суть текста.
3.«Найди имя тексту» - озаглавить рассказ
Чтобы проследить динамику каждого ребенка, строю индивидуальные графики техники чтения. Со второй четверти,проверяла технику чтения у каждого ученика,результаты вклеены вначале дневника.
Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятия окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, эффективное чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
2. «Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 201 с.
4. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения// Начальная школа. 1990. № 10.
5.Безруких М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.URL: http://nsc.1september.ru/view_article
6.О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева Мои достижения. Итоговые комплексные работы
7. Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина. Методическое пособие для учителей и родителей– Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2013 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развить дар слова может только одно чтение книг» Константин Ушинский
Смысловое чтение- это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
ЦЕЛЬ смыслового чтения: понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Формирование умений: Понимать текст Анализировать Сравнить
Обогащение словарного запаса: « Начиналка » (Назови слова на изученную букву-А- апельсин, ананас,автобус « Пиримиды » (Назови слова, которые начинаются с определенного слога – ДО- дом, дождик, доска, дочка…
Восприятие прочитанного текста: ПРИЁМ «Чтение со шторкой». (отлично помогает набрать скорость. Нужно взять листок бумаги и плавно вести сверху вниз по странице, закрывая строчки. Цель- успевать прочитывать строку до того,как она закроется). ПРИЁМ «Следопыты» - (найти в предложении слово или слова состоящие из одного иди двух, трех слогов). ИЛИ найти в предложении слово, где первый слог ударный (подчеркните слово).
Развитие оперативной памяти: ПРИЁМ «Кто играет в прятки». На доске написаны 2-3 ряда букв, среди набора букв нужно найти слово. АВСЧК ЛИСА БЛДЮТНП ДЛРНТАРИМЕ РАДУГА ВСЧФКН
Развитие памяти: ПРИЁМ «Ручеёк»- (учитель начинает читать предложение, следующее предложение продолжает читать второй ученик и так друг за другом). ПРИЁМ «Голоса» чтение диалога по ролям (сказки). Изменяя голоса главных героев. ПРИЁМ «Точки потерялись» -предложения (найти границы )
Понимание прочитанного: ПРИЁМ «Прочитал-перескажи другому» - (например соседу по парте). ПРИЁМ «Секретное послание автора» - (учимся во время чтения выявлять основную тему, замысел автора, осваиваем приём подбора пословиц и поговорок –но это намного сложнее дается.) ПРИЁМ «Найди имя тексту» - озаглавить текст.
Результаты техники чтения на конец года: На «5»- больше 40 слов -6 учащихся На «4» - от 31-40 слов – 5 учащихся На «3» – от 25-30 слов – 2 учащихся На «2» – меньше 25 слов – 2 учащихся Успеваемость – 75%, качество – 56%
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Используемая литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. 2. « Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалѐвой , О.Б. Логиновой. – 2- е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с. 3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 201 с. 4. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения// Начальная школа. 1990. № 10. 5.Безруких М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.URL: http://nsc.1september.ru/view_article 6.О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева Мои достижения. Итоговые комплексные работы 7. Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина . Методическое пособие для учителей и родителей– Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня
Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...
«Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».
laquo;Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основн...
Образовательный проект «Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников»
Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности учащегося начальной школы к обучению в основной школе. Одним из основных умений метапредметных униве...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД....
Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников
В статье предлагаются приемы и методы формирования читательской грамотности на уроках литерпатурного чтения....
Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников.
laquo;Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам лучшие свои мысли». ...
Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников при обучении чтению
laquo;Люди перестают мыслить, когда перестают читать».Д.Дидро...