Развитие исследовательских навыков у младших школьников.
методическая разработка (2 класс)

Баранова Светлана Александровна

Методическая статья по теме: "Развитие исследовательчских навыков у младших школьников "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских навыков у младших школьников.

        В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей.  Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции.

        В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.  Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

        Стараюсь создать такие условий обучения, при которых ученики с разными возможностями могли бы включаться в исследовательскую деятельность которая способствует общему развитию школьников, а также имеет непосредственное влияние на такие показатели умственной деятельности, как умения: классифицировать; обобщать; отбирать все возможные варианты решения; составлять программу действий своей работы; рассматривать объект с разных точек зрения; сравнивать различные объекты; составлять задачи по предложенной теме; осуществлять самоконтроль. Исследовательская деятельность дает ребенку возможность насладиться радостью своего открытия.           

      Для формирования у младших школьников исследовательских умений целесообразно использовать определенные приемы. Это, в частности, расширение педагогического поля, стимулирование любознательности, стимулирование познавательного интереса и активности, формирование положительной установки на познавательную активность, создание ситуации успеха.  

    Я хочу поделиться отдельными примерами организации исследовательской деятельности в первом классе. Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера.

  • Дети хорошо знают, что такое морковь, тыква, но про эти овощи можно рассказать еще много интересного. Так, в старину (средневековье) морковь считали лакомством гномов. Существовало поверье: если отнести в лес миску с пареною морковью, то утром найдешь на том месте слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят тому, кто ее принес. А вот в Средней Азии из тыквы делают различную посуду: бутылки, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу. А в Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду и используют большие тыквы, чтобы преодолеть реку, строя из них плот.
  • На уроках обучения грамоте или на уроках математики во время изучения букв и цифр первоклассникам можно предложить поиграть в ассоциации, что всегда вызывает восторг, потому что результат деятельности преимущественно оказывается неожиданным.  Раздаю ученикам карточки, на которых изображена буква или цифра, которые изучаются, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы превратить в какой-то предмет или существо. Затем можно составить историю о том, что создали, или сделать выставку «забавных человечков» др. Вариантом может быть организация групповой работы «Рисунки по кругу», что будет побуждать учеников учиться взаимодействовать, делиться, сотрудничать.   Выдаю одну карту на группу и предлагаю по очереди дорисовать одну деталь, а затем передать ученику, сидящему справа — тот продолжает дорисовывать и снова по сигналу передает дальше. Таких кругов можно делать несколько. После окончания работы   прошу придумать имя всем членам группы. Можно обсудить с детьми, что каждый из них пытался нарисовать вначале и как менялся замысел в процессе игры.
  • Нестандартно, с интриги, можно начать урок математики во время изучения числа и цифры 2. На начало урока дверь открывается и входит ученик или сказочный герой с двумя шапками на голове. Дети удивлены. Учитель спрашивает учеников: «Что необычного вы заметили?» Первоклассники сразу отвечают, что голова одна, а шапок — две. - Объясните, почему это необычно? Сегодня на уроке мы будем изучать число два, которое записывается цифрой — 2.
  • На уроке, где учащиеся знакомятся со школьными правилами и принадлежностями, с целью развития формирования исследовательских умений, любознательности и творческого представления рассматриваем проблемную ситуацию: «Представьте, что классная доска летает». Зачем это нужно? Варианты детских ответов разнообразны: — если далеко сидишь, она подлетит — и все видно; — легко переносить в другой класс — сама двигается; — можно кататься на переменах; — учительница взяла ее домой, написала, что нужно к уроку, и доска сама в школу полетела

      Целенаправленная работа по формированию исследовательских умений и навыков имеет всегда достаточный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.  

       Предлагаю разработку внеурочного занятия для 1-го класса

                                       Развиваем исследовательские навыки

    Цели: развивать логическое, наглядно-образное, ассоциативное, творческое мышление, развитие наблюдательности, воображения, речи, внимания, развивать умения классифицировать, умений оценивать события, исследовательских навыков, определять признаки предмета, учить анализировать ситуацию, искать причинно-следственные связи.

    Оборудование: наглядно-дидактический и раздаточный материал, настольная лампа или фонарик, чертежная бумага; обычный тетрадный лист; цветная бумага для труда; полиэтилен; кусочки различной ткани

   1.  Мотивация учащихся на занятие.

   2. Развитие логического мышления.

  • На сколько частей можно разделить лист бумаги тремя прямыми линиями? (от 4 до 7)
  • Учитель показал лист бумаги ученику и спросил «Сколько здесь точек?» - «Семь», - ответил ученик. – «Верно», - сказал учитель и передал лист другому ученику: «Сколько здесь точек?» - «Пять», - ответил ученик. И учитель снова сказал: «Верно». Сколько точек на этом листе? (либо на одной стороне листа было 5 точек, а на другой 7. Либо на одной стороне было 5 точек, а на другой 2).

Работа в группах

  • Назовите предмет, про который можно сказать:
    а) белый, сладкий, твердый;
    б) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;
    в) желтый, продолговатый, кислый.
  • Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:
    а) пушистый, ходит, мяукает;
    б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
  • Кто или что может быть:
    а) высоким или низким;
    б) большим или маленьким;
    в) холодным или горячим;
    г) коротким или длинным;

4. Мысленный эксперимент.

«Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не получился, мяч сорвался с ноги и попал в окно квартиры на первом этаже. Окно разбилось...».

Представь, что ты:

  • милиционер, идущий мимо;
  • друг Димы;
  • его сестра;
  • бабушка Димы;
  • его папа (или мама) –

и продолжи этот рассказ.

(возможно работа в группах)

5. Практический эксперимент.

Оборудование: настольная лампа (фонарик), чертежная бумага, тетрадный лист, цветная бумага для труда, полиэтилен, кусочки различной ткани.

Для начала проверь, пропускают ли свет:

  • чертежная бумага;
  • обычный тетрадный лист;
  • цветная бумага для труда;
  • полиэтилен;
  • кусочки различной ткани.

Подведи итоги: какие предметы из тех, что обследованы, хорошо пропускают свет, а какие хуже пропускают или не пропускают вовсе?

Попробуй объяснить, почему так.

6. Развитие умений фиксировать результаты поиска.

Чтобы материалы, собранные в ходе исследования, не забылись и не потерялись, взрослый исследователь их обычно записывает.

Мы, чтобы запомнить, можем нарисовать значки. Такие записи называют пиктограммами.

Давайте попробуем представить в виде пиктограммы следующие слова: идти, радоваться, хорошо, написать, слушать, увидеть.

Запишите предложения:

Поговорил с интересным человеком.
Прочитал о зайце.
Понаблюдал за ласточкой.
Услышал веселый рассказ.

Где в жизни применяются такие записи значками-пиктограммами?

7. Итог занятия. Рекомендации к выполнению заданий дома.

Собери как можно больше информации о предмете, который ты хорошо знаешь.

Напомним: чтобы узнать, можно:

  • подумать, что ты сам знаешь об этом;
  • спросить у другого человека;
  • узнать из книг (попроси, чтобы тебе об этом прочитали);
  • посмотреть телепередачу, фильм; заглянуть в компьютер;
  • понаблюдать;
  • провести эксперименты.

Подготовь сообщение и расскажи его тому, кто тебя готов послушать.

      Хочется отметить, что в условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели формирования исследовательских навыков у младших школьников

Формирование исследовательских навыков младших школьников – важная часть целостной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Действенным инструментом учителя в процес...

Развитие проектных навыков у младших школьников.

Развитие исследовательских навыков у младших школьников....

Использование информационно-компьютерных технологий при развитии орфографического навыка у младших школьников

Использование ИКТ для развития орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе...

Развитие исследовательских навыков у младших школьников в процессе решения задач дивергентного и конвергентного типа.

Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача- это задача, имеющая много правильных ответов. Именно этот вид мышления квалифицируется как творч...

Модифицированная программа "Развитие коммуникативных навыков у младших школьников со сложными нарушениями речи".

Развитие коммуникативных навыков  у младших школьников со сложными нарушениями речи -  как условие адаптации в образовательном процессе....

Развитие графомоторных навыков у младших школьников

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Реч...

«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....