Модели формирования исследовательских навыков у младших школьников
методическая разработка по теме
Формирование исследовательских навыков младших школьников – важная часть целостной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Действенным инструментом учителя в процессе организации работы по данному направлению может стать исследовательская деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модели формирования исследовательских навыков у младших школьников
Перминова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №4
Бабайлова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №4
Формирование исследовательских навыков младших школьников – важная часть целостной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Действенным инструментом учителя в процессе организации работы по данному направлению может стать исследовательская деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Исследовательские умения и навыки играют важную роль в адаптации личности к условиям постоянно меняющегося мира.
Содержание программ внеурочной и урочной деятельности в системе РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представляет динамику становления и развития интересов обучающихся от мотивационной увлечённости до творческого продуктивного взаимодействия, направленного на компетентное развитие и личностное самоопределение. Формирование исследовательских навыков идёт через следующие модели организации деятельности: «модель проектов» - мини- проекты, проект «Наш школьный двор», модель, направленная на формирование индивидуальных образовательных траекторий – программа «Ступени», модель исследовательских тренингов обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Проект «Наш школьный двор» создан в рамках внедрения ФГОС для реализации внеурочной деятельности в 1 классе. Задача проекта: создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира школьного двора – таков замысел данного проекта.
Проект «Наш школьный двор» – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности. Двор для детей – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Разнообразны формы работы по этому направлению:
Исследование «Деревья нашего двора»
Акция «Дерево желаний»
«Тропинка здоровья»
Экскурсия-исследование «Первые вестники весны в нашем школьном дворе»
Конкурс «Кормушка для пернатых друзей»
Наша спортивная площадка
Игры на школьной спортивной площадке.
Подвижные игры
Моделирование «Школьный двор моей мечты»
«Фантазируем вместе»
Модель формирования индивидуальных образовательных траекторий реализуется через программу «Ступени». Программа направлена на формирование у детей младшего школьного возраста основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения.
Программа решает задачи развития исследовательских способностей, как творчества; формирования навыков самостоятельных исследований; освоение практики презентации результатов собственных исследований; включает цикл исследовательской деятельности от определения проблемы до получения результата и их защиты. Содержание занятий представлено от простого к сложному, от наглядного к исследовательскому.
В разделы программы входит:
«Тренинг» - специальные занятия по приобретению обучающимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска;
«Исследовательская практика» - проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;
«Мониторинг» - организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (презентация исследовательских работ и творческих проектов)
В ходе работы по программе используются современные, альтернативные формы занятий, информационные технологии, приёмы и методы формирования исследовательской компетентности младших школьников: игры, конкурсы, предметные недели, эксперименты, экспресс - исследования, экскурсии, коллективные и индивидуальные исследования, научно-исследовательская конференция, декада науки и творчества.
Работа в группах. Экспресс – исследование «Деревья осенью»
В результате освоения данной программы у обучающихся формируются основные умения и навыки исследовательского поведения:
видеть проблемы;
давать определения понятиям (описывать, характеризовать, обобщать, различать);
классифицировать предметы и явления внешнего мира;
наблюдать поведение людей и животных, сходство и различие предметов;
проводить эксперименты с реальными объектами;
делать умозаключения и выводы по аналогии;
структурировать текст;
готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
При организации исследовательской деятельности обучающихся помимо индивидуально-исследовательской практики детей проводятся исследовательские тренинги. Исследовательский тренинг – это занятие по приобретению обучающимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска, он непродолжителен по времени и может проводиться на уроке или на внеклассном занятии.
Исследовательский тренинг направлен: на развитие навыков смыслового чтения справочной литературы (тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами); формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты; обучение детей логическим действиям. Для каждой темы учебного курса разработаны исследовательские задания.
Ученик должен прочитать текст задания, найти ответы на поставленные вопросы, зафиксировать ответы в «исследовательском листе». Выполнение заданий предполагает обязательное использование справочной литературы или средств Интернета. Результаты своего «мыслительного эксперимента» ученик представляет на уроке или во время внеурочной деятельности. По итогам работы организуется мониторинг исследовательской деятельности младших школьников.
Что в себя включает мониторинг исследовательской деятельности? Проведение входной самооценки, анкетирование «Моё исследование», анкетирование «Мои исследовательские планы»
Пример анкеты «Моё исследование»
Пример анкеты Анкета «Мои исследовательские планы»
Образовательное пространство кабинета соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Исследовательские работы младших школьников «Вредна или полезна жвачка», «Мы в ответе за тех, кого приручили» заняли первые места в школьной и городской научно-практических конференциях «Шаг в будущее»
Результативностью работы по данному направлению могут служить дипломы, полученные детьми в школьной и городской научно-практических конференциях «Шаг в будущее»
В результате освоения трех моделей развития исследовательскиъх навыков у обучающихся за последние три года повысилась результативность участия в региональных, Всероссийских и Международных конкурсах и проектах
Опытом работы по данной теме делилась на научно-практических конференциях разного уровня.
Организация исследовательской деятельности способствует проведению и развитию одарённости учащихся, развитию речи, познавательной активности, творческого мышления и коммуникативных универсальных действий, помогает более успешно усвоить ту часть программы, которая связана с темой исследования. У младших школьников появляется смелость и свобода мысли, умение слушать других, понимать и принимать их взгляд на проблемы. Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое.
Литература
Литература
Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании// Начальная школа: плюс-минус. – 2001. - №1.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Савенков А.И.Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников/Ярославль: Академия развития, 2004.
Шатилова М.Ю., Селезнева Н.И. и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград , 2010г.
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС, 2008
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....
формирование каллиграфических навыков у младших школьников
Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...
ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...
Формирование полноценного навыка чтения младших школьников.
Статья посвящена формированию полноценного навыка чтения младших школьников: фонетические и речевые зарядки, форрмирование навыка скорочтения, осознанного и выразительного чтения....
Развитие исследовательских навыков у младших школьников в процессе решения задач дивергентного и конвергентного типа.
Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача- это задача, имеющая много правильных ответов. Именно этот вид мышления квалифицируется как творч...
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....
Развитие исследовательских навыков у младших школьников.
Методическая статья по теме: "Развитие исследовательчских навыков у младших школьников "...