Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД
материал
Цели и задачи работы над темой самообразования:
Цель: включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
2. Сформировать у учащихся ряд коммуникативных умений:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников)
- умение управлять голосом (говорить четко, чтобы все слышали)
- умение выражать свою точку зрения;
3. Развивать мышление учащихся, определенную «интеллектуальную зрелость»: умение анализировать, синтезировать информацию.
4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
5. Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
6. Исследовать результативность применения метода проектов;
- Повышение мотивации учащихся при решении задач;
- Развитие творческих способностей;
- Смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- Формирование чувства ответственности;
- Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_teme_samoobrazovaniya_teoreticheskie_osnovy_tehnologii_uchebnyh_proektov_.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по теме самообразования:
Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД
Начало работы над темой – 2018
Окончание работы над темой – 2022 учебный год г.
Цели и задачи работы над темой самообразования:
Цель: включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
2. Сформировать у учащихся ряд коммуникативных умений:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников)
- умение управлять голосом (говорить четко, чтобы все слышали)
- умение выражать свою точку зрения;
3. Развивать мышление учащихся, определенную «интеллектуальную зрелость»: умение анализировать, синтезировать информацию.
4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
5. Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
6. Исследовать результативность применения метода проектов;
- Повышение мотивации учащихся при решении задач;
- Развитие творческих способностей;
- Смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- Формирование чувства ответственности;
- Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Актуальность:
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Этапы работы:
- Диагностический
-изучение литературы по данной проблеме
-повышение квалификации на курсах для учителей.
- Практический
-разработка проектов
- выступление на педсовете
- участие в конкурсах
- участие в работе МО учителей начальных классов.
- изучение педагогического опыта других преподавателей по данной проблеме
- Обобщающий
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся
4. Внедренческий.
- распространение опыта работы
Теоретические основы технологии учебных проектов
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Что такое учебный проект и что представляет собой метод учебных проектов?
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта». Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных; проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное. Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учителю же учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся.Учебный проект с точки зрения учителя это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Учебный проект Проблема проекта«Почему?»
Актуальность проблемы – (это важно для меня лично) мотивация
Цель проекта «Зачем?» Целеполагание (мы делаем проект)
Задачи проекта«Что?» Постановка задач (для этого мы делаем)
Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов,(мы это можем делать) планирование Результат «Что получится?» Ожидаемый результат (как решение проблемы).
С помощью учебного проекта мы создаем условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, если начинается с побудительных мотивов. А значит, в учебном проекте нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая, с точки зрения ученика, актуальна, а ее решение имеет общественную и практическую значимость. Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается. Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы, путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление. Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы.
Практическая основа технологии учебных проектов:
- коллективные проекты во внеурочной работе;
- уроки в режиме проектного обучения;
- опытно-экспериментальная работа.
Технология проектной деятельности
Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности.
I. Проблемно-целевой этап:
На первом этапе мы с учащимися выбираем проблемную область, ставим задачи, определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей, формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности.
II. Этап разработки сценария и технического задания
На данном этапе учащиеся отбирают содержание, подбирают материал, производят его предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта.
III. Этап практической работы
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач.
IV. Этап предварительной защиты
На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Учащиеся дорабатывают продукт.
V. Этап презентации - публичной защиты проекта
На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта.
Ожидаемые результаты:
-повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации;
-развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- умение оказать практическую помощь коллегам
- повышение качества преподаваемых предметов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ППО – как один из способов формирования устной речи и трудовых навыков у школьников с недостатками слуха». Подготовила: Учитель начальных классов
Главной целью уроков ППО в школе глухих детей является:формирование устной речи детей с нарушениями слуха,формирование трудовых навыков у детей с нарушенным слухом, реализация которых прои...
Статья по теме: "Проектная деятельность первоклассников как способ формирования УУД
Публикация статьи. 16 декабря проходил межрайонный методический семинар учителей начальных классов в городе Купино. Мое выступление было по теме "Проектная деятельность первоклассников как способ форм...
Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)
Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон...
Задания по выбору как способ формирования самооценки у учащихся
Умение ребенка фиксировать свои изменения и объективировать их является необходимой составляющей развития способностей ребенка управлять своей деятельностью и связано напрямую с регулятивными де...
Метод проектов, как способ формирования исследовательских компетенций у обучающихся начальных классов.
Организация исследовательского проекта "Редкие и исчезающие животные Горной Шории "...
Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся
В своей работе обращаю большое внимание на проектную деятельность учащихся. Рекомендации по её организации даны в примерных программах начального образовательного стандарта второго поколения. Та...