Типы уроков в соответствии с ФГОС
статья

Змеенко Татьяна Алексеевна
Согласно определению, урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_urokov_v_sootvetstvii_s_fgos.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

Типы уроков в соответствии с ФГОС.

                         «Урок – это зеркало общей и педагогической

  культуры учителя, мерило его

 интеллектуального богатства,

              показатель его кругозора, эрудиции»  

В.А. Сухомлинский.

Согласно определению, урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

До настоящего времени  в педагогической науке преобладает мнение, что на уроке решается триединая задача обучения – образовательная, воспитательная и развивающаяся.

Триединая задача урока:

Образовательная:  вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Развивающая:  при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная:  формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Для каждого урока необходимо сформулировать цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.

  • Сформировать на уроке новое понятие …
  • Обеспечить усвоение учащимися ...
  • Обучить новому способу действий…
  • Устранить пробелы в знаниях …
  • Обобщить и систематизировать знания о ...
  • Отработать навыки ...
  • Закрепить способы действий...
  • Сформировать у учащихся представления о ...
  • Обучить выполнению задания по образцу…
  • Научить делать выводы ...
  • Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений…
  • Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку….
  • Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве. …
  • Научить самостоятельно, делать выводы, разбираться. …

Развивающая цель: 

  • Развитие аналитического мышления ….
  • Развитие познавательных умений ….
  • Развитие умений учебного труда ….

Воспитательная цель: 

  • Формирование интереса к будущему страны ….
  • Формирование чувства гордости за Родину ….
  • Воспитание гуманного отношения к людям ….
  • Формирование ответственности ….
  • Развитие требовательности к себе и другим …
  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
  • Воспитание мотивов труда ….

На каждом уроке преподаватель стремиться сформировать у обучающихся знания, умения и навыки.

Знания – это  определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике. Это первый этап усвоения материала.

ПРИМЕР: допустим, на занятиях физики  - это знание определений, формул, единиц измерения физических величин, буквенного обозначения физических величин, законов

Умения – это такой уровень усвоения материала, когда студенты при определённом напряжении внимания  и  памяти способны правильно

применить нужный физический закон или формулу при решении задач, а также использовать полученные знания, объясняя то или иное физическое явление.

Это второй  этап усвоения материала, но это ещё не навыки.

Навыки – это автоматизированные умения.  Третья ступень изучения материала.

ПРИМЕР:

Каковы же основные компоненты современного урока? Обозначим их.
Основные компоненты современного урока.

  1. Организационный - организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как на данной теме, так и во всем курсе.
  4. Коммуникативный - уровень общения учителя с группой.
  5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.д.
  6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса.
  7. Контрольно  Оценочный - использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
  8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности студентов на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Рассмотрим типы уроков по ФГОС:

1. Урок усвоения новых знаний.

Целевое назначение: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.

Структура урока усвоения новых знаний.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Варианты проведения уроков:

  • Урок – лекция;
  • Урок – беседа;
  • Урок с использованием учебного кинофильм;
  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).

Результативность: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Целевое назначение: применение универсальных учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности. 

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

-в знакомой ситуации (типовые)

 -в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Варианты проведения уроков:

  • Урок самостоятельных работ
  • Урок - лабораторная работа
  • Урок практических работ
  • Урок - экскурсия
  • Семинар

Результативность: самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными студентами или коллективом группы.

3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Целевое назначение: закрепление предметных знаний, формирование УУД.

 Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения). 

 1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

-с целью подготовки к контрольному уроку

- с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Варианты проведения уроков:

  • практикум;
  • лабораторное занятие;
  • семинар.

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Результативность: безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными студентами, коллективом группы; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Целевое назначение: систематизация предметных знаний, универсальных   учебных действий (решение предметных задач).

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений. 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Варианты проведения уроков:

  • семинар;
  • конференция;
  • круглый стол.

Результативность: умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

5. Урок контроля знаний и умений.

Целевое назначение: проверка предметных знаний, умений решать практические задачи. 

Структура урока контроля знаний и умений. 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Варианты проведения уроков:

  • Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
  • письменная проверка
  • зачет
  • зачетные практические и лабораторные работы
  • контрольная (самостоятельная) работа
  • смешанный урок (сочетание трех первых видов)

Результативность: результаты контрольной, самостоятельной, практической, лабораторной работы, зачёта и.т.д.

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: индивидуальная работа над допущенными ошибками.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Варианты проведения уроков:

  • контрольная работа,
  • зачет,
  • коллоквиум,
  • смотр знаний и т.д.

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Результативность: самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

7. Комбинированный урок

Цель: решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока.

Структура комбинированного урока. 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

На них решаются несколько дидактических задач.

Результативность:  запланированный результат.

Актуализация знаний  это  этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

ПРИМЕР: Перед изучением з-на Ома для участка цепи (который гласит ….) можно провести опрос по следующим вопросам……

На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.(5-7 минут)

ПРИМЕР: 

Мотивация  - обычно состоит из следующих действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей  обучающихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно - проблемная ситуация может быть создана преподавателем разными приёмами:

а) постановкой перед обучающимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

ПРИМЕР: Почему (о силе трения; об условии плавания тел; о теплопроводности, почему ласточки перед дождём низко летают  и.т.д )

б) беседой (рассказом) преподавателя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;

ПРИМЕР: термоэлектрические явления и их применение - так называемые термоэлектрические явления, обусловленные взаимосвязью между тепловыми и электрическими процессами в проводниках и позволяющие, в частности, преобразовывать тепло в электроэнергию, вызывают сегодня все больший интерес у инженеров самых разных специальностей, но прежде всего - у автомобилестроителей., они рассчитывают использовать его для питания электропривода в гибридных конструкциях, а также бортовой сети обычных автомобилей)

в) рассказом преподавателя о том, как решалась проблема в истории науки.

ПРИМЕР:

2. Формулировка основной учебной задачи.

ПРИМЕР:

3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей
деятельности по изучению данной темы.

После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого  есть в наличии, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока.

ПРИМЕР:

Рефлексия – от лат. reflexio – «обращение назад», «отражение».

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

В соответствии с ФГОС, преподавателю принадлежит роль управляющего учебным процессом, а для эффективности управления необходима постоянная обратная связь с обучающимися. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия деятельности является обязательным заключительным этапом урока, на котором соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности.

Задача преподавателя- инициировать рефлексию обучающихся по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.

Обычно в конце занятия подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы всей группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Примеры рефлексии в конце урока:

I. Обучающиеся  по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось …
  11. Я смог…
  12.  Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…

16.Мне больше всего удалось…

17.А особенно удалось…

18.Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

19.За что ты можешь себя похвалить?

20.За что ты можешь похвалить одноклассников?

21.За что ты можешь похвалить учит6еля?

22.Что думал?

23.Что чувствовал?

24.Что приобрел?

25.Что меня удивило?

26.Как строил отношения?

27.Для меня было открытием то, что…

28.Что учесть на будущее?

29.Зачем нам был нужен этот урок?

30.Мои достижения на уроке…

31.Урок  навёл меня на размышления...(заставил задуматься…)

32.Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

33.Я выбирал эти задания на уроке, потому что:

-они мне нравятся,

-они легче остальных,

-затрудняюсь ответить.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  обучающиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

II. Анкета(вариант 1)

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

легким / трудным
интересно / не интересно 

Вариант 2.

Каким было общение на уроке?

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным

III. «Плюс-минус-интересно».

 Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Плюс (П)

Минус (М)

Интересно (И)

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению студента могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению студента, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» обучающихся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ.

  • Творческое и точное выполнение программно-методических требований к уроку, грамотное определение типа урока, его место в теме. Вычленение особенностей урока.
  • Учет реальных учебных возможностей обучающихся разных групп, целенаправленная ликвидация пробелов в знаниях.
  • Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития, выделение доминирующих задач урока.
  • Соответствие и соподчинение учебного материала к уроку, его основной дидактической цели.
  • Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решения поставленных задач и экономного использования времени.
  • Концентрация внимания  учащихся на  научных понятиях, теоретических положениях законов, ведущих идеях. Выделение главного, существенного, обеспечение связи содержания урока с жизнью.
  • Обеспечение практической направленности учебного процесса. Создание реальных возможностей применения полученных знаний и умений.
  • Расширение арсенала выбора методов, преимущественно за счёт активных, интенсивных методов, обоснованность сочетания использованных методов обучения.
  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  • Осуществление дифференцированного подхода в обучении.
  • Достаточный объем материала на уроке.
  • Рациональное использование учебного времени.
  • Знание преподавателем материала урока и дисциплины  в целом.
  • Воспитание интереса к дисциплине.
  • Формирование у студентов  навыков самостоятельной работы, умения учиться.
  • Развитие познавательных способностей обучающихся, их умения наблюдать и мыслить.
  • Своевременность и всесторонность проверки знаний студентов.

____________________________________________________________

"Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий"

Н.М. Верзилин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как построить урок в соответствии с ФГОС

Исходя из идеалогии нового Стандарта именно "деятельностный" вариант принят в качестве основного для обозначения структуры урока....

Структура «деятельностного» урока в соответствии с ФГОС

В уроке, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»....

Урок в соответствии с ФГОС. Формирование УУД

Презентация на тему"Урок в соответствии с ФГОС. Формирование УУД"...

Технологические карты уроков в соответствии с ФГОС НОО

http://nsportal.ru/user/38371/page/uchebno-metodicheskie-materialy...

Типы уроков в соответствии с ФГОС

В данной работе рассматриваются различные типы уроков, которые соответствуют новым требованиям. Для каждого типа урока ставятся свои задачи. Материал будет полезен молодым учителям....

Анализы урока в соответствии с ФГОС НОО, системно-деятельностного подхода, здоровьесбережения.

Этот материал полезен руководителю МО начальных классов, завучу и учителю....

Презентация "Урок в соответствии с ФГОС".

Презентация "Урок в соответствии с ФГОС"....