Анализы урока в соответствии с ФГОС НОО, системно-деятельностного подхода, здоровьесбережения.
материал на тему

Захарова Ирина Владимировна

Этот материал полезен руководителю МО начальных классов, завучу и учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uroka_po_fgos.doc0 байтов
Файл analiz_uroka_sdp.docx21.18 КБ
Файл analiz_uroka_s_pozitsiy_zdorovesberezheniya.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Схема  анализа урока в рамках деятельностного подхода

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП          Дата _____________

Учитель _______________________

Класс ____________    

Тема урока _________________________________________________________________________

Критерии и показатели оценки деятельности  учителя на уроке

Оценка

в баллах

от 1-10

Уровень

работы

учителя

выс, сред, низкий

                                       1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную  цель урока

(формирование  системы  ценностей по данному предмету)

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик  на данном уроке и как он это делает сам

Формулирует как содержательную, развивающую, так  и деятельностную цель урока  (формирование умений  новых способов действий )

Формулирует как содержательную, так и деятельностную  цель урока (формирование умений новых способов действий). При  необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

                                         2.Мотивация

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий  быстро и качественно  включить  учащихся в освоение нового знания.

В течение всего урока  применяет формы, методы,  приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность  учащихся  

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает  на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

Отбирает СУМ адекватно теме , содержательной и развивающей  целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран  с учетом работы с мотивацией

Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется,  обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного  результата

4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся

Работает с классом  фронтально на всех этапах урока

Использует парную или  групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную  деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану.  Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню  знаний

                                      5.Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и  наглядные методы обучения

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму)

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное  обучение, внутрипредметную  и  межпредметную интеграцию

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии  формирования критического мышления

                                                 6.Рефлексия

Оценивает работы уч-ся,  комментируя  оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся

Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

Организует  экспресс-диагностику  результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно ,чему они научились на уроке , а над чем еще предстоит работать

Учит детей осуществлять контроль и самооценку  своей деятельности  в соответствии с выработанными  критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям)

Создает  условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения  предмета.

Домашнее  задание носит дифференцированный  хар-р  в зависимости  от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии   уч-ся их деятельности   на уроке

 

Выводы и предложения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эксперты Афонина Т.В. ___________

Захарова И.В. _____________

     1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем  она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

     2.  Какими  средствами  пользовался   учитель  для  создания   учебной  ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

- использование известных знаний, способов работы детей;

- формы организации учебной работы учащихся;

- создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

- позиция учителя и его роль на данном этапе;

- использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки)    для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

     3. Возникла ли в результате  разворота логики учителя нужная задача  у детей или нет?

        Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса  (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

     4. Уровень  владения детьми  способностью вести  учебную дискуссию как на уровне  группы, так  и на  уровне класса:  умение детей аргументировано говорить,  ставить  вопросы  на понимание,  выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

     5.  Соответствовали  ли  формы  организации коллективно-распределенной деятельности  поставленным  целям  урока?  

        Какой уровень владения методикой организации  коллективной  работы  учащихся  на  уроке  у  учителя?

        Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?



Предварительный просмотр:

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;  

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
  • задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов начальной школы, реализующих АООП для учащихся с ОВЗ (вариант 7.1), «Анализ уроков в соответствии с ФГОС»

Материал содержит задания для педагогов начальной школы, работающих с детьми с ОВЗ по АООП по варианту 7.1. (семинар-практикум может проводиться в рамках школьного методического объединения учителей н...

Анализ урока в соответствии с ФГОС

Анализ урока в соответствии с ФГОС...

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...

Технологическая карта анализа урока на соответствие по ФГОС математика 3 класс

Данная технологическая карта анализа урока  математики в 3 классе. Данная карта отражает аспекты реализации и оценку качества в соответствии с ФГОС....

Анализ урока в соответствии с ФГОС

  Предложенный анализ урока предназначен для учителей, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа учителя была результативной,   При подготовке и проведен...