Технологические карты уроков в соответствии с ФГОС НОО
план-конспект урока на тему

Неткачева Светлана Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Проект урока с использованием технологии проектно-дифференцированого обучения

1. Автор проекта  Неткачева Светлана Вячеславовна

2. Тема урока  «Культура обращения с отходами»
3. Тип/вид урока  творческий  межпредметный  экологический проект

4. Планируемые результаты урока:

  • Предметные:

     – формировать у учащихся представление о науке  экологии, о теоретическом и

     практическом значении экологических знаний для человека;

     - познакомить со ст. № 58 конституции РФ

  • Метапредметные:

- Регулятивные УУД: 

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- Коммуникативные УУД:

- формировать умения работы в группе, учить высказывать свою точку зрения  и принимать точку зрения собеседника.

- Познавательные УУД:          

      - формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их  

         разрешения;

- учить работать с информацией.

-  формировать общие способы интеллектуальной деятельности, характерных для учебных предметов( математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира) и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить влияния этих отношений на природные объекты, на человека.

  • Личностные: 

          - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

          - воспитание  культуры  поведения в природе в соответствии с общепринятыми нормами.

5. Предметное содержание урока (краткий конспект из 1-2 абзацев текста)

На сегодняшний день важнейшей задачей современного, образованного человека должна быть забота о состоянии окружающей среды. Бурное промышленное развитие в ХХ веке привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось, зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому, сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения людей, начиная с детского возраста.

Экология - это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов. От нас зависит, каким будет наш город в ближайшем и отдаленном будущем.

Данная работа направлена на обсуждение актуальной экологической проблемы современности - проблемы обращения с отходами.

Существующая в Нижегородской области проблема обращения с отходами приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.

Источниками образования твердых бытовых отходов на территории Нижегородской области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Ежегодно в области образуется более 1,5 млн. тонн ТБО, из них на долю населения приходится максимальное количество ТБО - около 900 тыс. тонн.

В целях обеспечения конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду, улучшения условий проживания населения, а также снижения негативного влияния на природные комплексы разработана и утверждена государственная программа«Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016года» (Постановление Правительства Нижегородской области №104 от 06.03.2009 г.).

В рамках реализации данного проекта большое внимание уделяется работе с населением, в том числе с подрастающим поколением. Для детей школьного и дошкольного возраста запланировано проведение открытых уроков, посвященных сфере обращения с отходами.

Основной целью уроков по селективному сбору мусора в  образовательных учреждениях   является формирование знаний, умений и практических навыков для экологически целесообразного поведения, воспитание культуры обращения с отходами, развитие экологического самосознания и личностной ответственности за состояние окружающей среды.

Цель достигается при решении следующих задач:

- знакомство школьников с проблемой бытовых отходов на основе достоверной информации  о состоянии этой проблемы в мире, стране, области, городе.

- знакомство с историческими и современными способами решения проблемы накопления бытовых отходов и их утилизация.

- исследование альтернативных приемов и способов позволяющих уменьшить  количество отходов, учитывая возможность их переработки.

- создание положительной мотивации для применения приемов и способов, позволяющих уменьшить количество отходов и на бытовом уровне.

- формирование экологического мировоззрения, повышение экологической грамотности и культуры детей и  их родителей.

- экологическое воспитание  школьников в сфере обращения с отходами, содействие  взаимодействию детей и взрослых  в процессе реализации конкретных мероприятий на местном уровне, направленных на практическое решение глобальных экологических проблем, посредством селективного сбора мусора и его последующей переработки.

6. Деятельностное содержание урока в виде таблицы

    В  разделы таблицы вносятся:

- в раздел 1: действия учителя по созданию условий для формирования проектной/исследовательской компетентности обучающихся (организует, создает, обеспечивает, сопровождает, участвует, консультирует и т.п.);

- в раздел 2: проектные действия учеников: выявляют, формулируют, собирают, обсуждают, объясняют, аргументируют, планируют, реализуют, представляют, оценивают и.п.;

- в раздел 3:  элементы конструктора[1] урока - набора приемов педагогической техники или их комбинаций (задания, упражнения, кейсы, игровые, тренинговые элементы, дидактические информационные  и иллюстративные материалы) (в технологической карте может быть только указание на номер приложения, сам конструктор вынесен за пределы карты в приложения);

- в раздел 4: средства обучения - медиа и видеоресурсы (презентации, видео – аудиозапись, смарт-доска и т.п.), Интернет-ресурсы, изобразительные средства, использование флипчарта, маркеров, лабораторные инструменты и техника, дистанционный режим, экскурсии, и т.п.;

- в раздел 5: формы организации деятельности учащихся: индивидуальные, групповые (парные, мини-групповые), весь класс;

-  в раздел 6: интеллектуальный или материальный результат этапа (уровень мотивации, сформулированная цель, проектный продукт, оценка результатов и т.п.).

7. Домашнее задание

                                             

                                                              Этапы урока:

  1. Подготовительный этап.

Цель этапа:  Актуализация уже  имеющихся у  учащихся знаний:

- обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанного с темой урока 

-  организация действий учащихся по выявлению границ «знания» - «незнания» учащихся 

  1. Проектировочный этап.

Цель этапа:

- выделение объекта изучения и освоения (формулирование собственной (личностно-значимой) проблемы);

-  определение основной учебной задачи (цели) предстоящей работы;

-  ориентировка в действиях, которые нужно проделать, чтобы получить образовательный продукт (пошаговое планирование способов достижения целей);

  1. Этап реализации.

Цель этапа:

-  решение главной проблемы урока, создание модели образовательного продукта;

-  разработка запланированного учебного продукта .

4.Оценочно-рефлексивный этап.

Цель этапа:

Оценка и  рефлексия полученных знаний и  освоенных способов действий .


Деятельностное содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика по достижению метапредметной цели

Приёмы (элементы конструктора)

Средства

Организационная форма

Результат этапа

1

2

3

4

5

6

Подготовительный

   Формулирует:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.            

  Осуществляют:

• личностное присвоение проблемы;

•    вживание в ситуацию;

• принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

 

Иллюстративные материалы

Просмотр видеоролика о Нижнем Новгороде, мультфильмов о загрязнении окружающей среды , фотографии, выставка  Мусорная фантазия»

Групповая,

весь класс

Интеллектуальный результат этапа- сформулированы,уточнены и конкретизированы цель и задачи проекта;

анкетирование (результаты)

           Проектировочный

Организует деятельность– предлагает:

•  организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта

  Осуществляют:  

•  разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы;  

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

игровые

Просмотр мультфильмов о  раздельном сборе мусора, фотографии

Групповая

Интеллектуальный результат этапа- высокий уровень мотивации к деятельности по проекту , выработан план работы ;сформулирована личностно-значимая проблема.                      

                                                      Этап реализации

  Не участвует, но:

• консультирует учащихся по необходимости;

•ненавязчиво контролирует;

•дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

•  репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Работают активно и самостоятельно:

•  каждый в соответствии со своей ролью  и сообща;

•консультируются по необходимости;

•«добывают» необходимые знания;

•подготавливают презентацию результатов.

 

 Чтение стихов экологической направленности (литературное чтение),работа с текстами  на экологическую тематику( русский язык), решение экологических задач(математика), изготовление поделки из отходов  (технология ), доклады и презентации (окружающий мир), игровые задания

Презентация, практическая работа, соревнования

Групповая, весь класс

Материальный результат этапа –  коллективный проектный продукт

«Разноцветный ужик - наша альтернатива мусору»

Игра-эстафета «Сортируем мусор правильно»;

Правила чистоты;

Сочинение экологических частушек;

Название,эмблемы,девиз команд; Фотоколлаж;Распространение листовок; Рефлексия;

Оценочно-рефлексивный

    Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•подводит итоги обучения;

•оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.              

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата;

•  дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

 Выполнение упражнения рефлекии «Моё настроение»

Просмотр видеоролика о Нижнем Новгороде

Весь класс

Интеллектуальный результат этапа- оценка результатов проекта и проектного продуктьа, рефлексия деятельности, материальный результат- построение графика «Моё настроение»



[1] Конструктор представляет из себя банк дидактических материалов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая технологическая карта ...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов", к учебнику Канакиной....

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка 4 класс по программе Планета знаний в соответствии с требованиями ФГОС  "Упражнение в правописании личных окончаний глагола"...

Технологическа карта урока в соответствии с ФГОС

Разработки уроков представлены в виде технологической карты с описанием планируемых результатов и универсальных учебных действий на каждом этапе урока. На данных уроках использовались педагогические т...

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Описание проведения урока в соответствии с ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС "Закрепление таблицы умножения и деления"

Содержательная: Продолжить знакомство учащихся с решением задач.Деятельностная: Способствовать закреплению умений воспроизводить по памяти таблицы умножения и деления, выполнять сопоставления в ходе р...