Структура «деятельностного» урока в соответствии с ФГОС
статья по теме
В уроке, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Структура «деятельностного» урока в соответствии с ФГОС | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
С.П. Ерофеева, учитель начальных классов МБОУ Белоярская СОШ, Алтайский район.
Структура «ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО» урока в соответствии с ФГОС
В уроке, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.
Учителя сегодня волнуют вопросы: Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
Какие методы и средства обучения выбрать?
Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Роль учителя на таких уроках огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки. Он должен отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Урок является клеточкой педагогического процесса. Именно поэтому в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта важно перестроить урок.
Ключевыми должны стать идеи развивающего обучения, формирования универсальных учебных действий, системно-деятельностного подхода к построению урока.
Структура урока введения нового знания в соответствии
с деятельностным подходом
- Мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
Для реализации этой цели необходимо:
-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
-установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы обучения:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания ученикам, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладоши с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;
- девиз, эпиграф: «С малой удачи начинается большой успех».
- самопроверка д/з по образцу.
- Рифмованное начало урока.
- Начало урока с элементами театрализации.
- С высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока.
- С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.
- Взаимоопрос
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материла, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
-активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
-актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Возникновение проблемной ситуации.
Приёмы обучения:
Видеосюжет
Диалог
Интеллектуальная разминка
Лови ошибку
Музыкальный фрагмент
Обсуждение выполнения домашнего задания
Проблемный вопрос
Ролевой сюжет
Проблемная ситуация
Театрализация
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи:
возникающий из проблемной ситуации диалог, побуждающий к решению проблемы;
подводящий к теме диалог; подводящий диалог, строящийся без создания проблемной ситуации.
Приёмы обучения:
Вопрос-размышление
Группировка
Домысливание
ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать)
Исключение
«Мозговой штурм»
Подводящий диалог
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Тема-вопрос
4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения. Способы: диалог, групповая или парная работа
Методы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знаний диалог; подводящий без проблемы диалог.
5. Первичное усвоение новых знаний. Цель: зафиксировать алгоритм выполнения, организовать усвоение учащимися нового материала. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; - при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д Способы: фронтальная работа, работа в парах. Приёмы обучения: Вопросы к тексту
Игра «Верите ли вы, что…»
Комментированное чтение
Лови ошибку!
«Найди связь с жизнью»
Работа по инструкции Работа с сигнальными карточками
Своя опора
Синквейн
Подготовка презентации учащимися
Снежный ком
Удивляй!
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет (самоконтроль, самооценка) Для этого необходимо: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. Приёмы обучения: Да-нетка
Деловая игра «Я – учитель»
Лови ошибку
Найди соответствие
Мини-исследование
Мини-проекты Озвучивание «немого кино»
Работа в группах
Работа с компьютером
Решение орфографических задач
Своя опора
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Для этого необходимо: - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; - довести его до уровня автоматизированного навыка - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса - повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. Приёмы обучения: Аукцион знаний
«Верю, не верю»
Выборочный контроль
Группировка грамматического материала
Кластер
«Найди ошибку»
Обычная контрольная работа Опрос по цепочке
Опрос-итог
Повторяем с контролем
Реклама, эссе, резюме
Решение или составление кроссворда
Свои примеры
Своя опора
Тест
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: включить новый способ действий в систему знаний, тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации. Приёмы обучения: Особое задание
Творчество работает на будущее
Три уровня домашнего задания
9. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса. Для реализации этой цели: - организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) Приёмы обучения: Рефлексия эмоциональная
«Дерево творчества»
«Елочка»
Закончи предложение
Интеллектуальная рефлексия
Лесенка «Моё состояние»
Метод ранжирования
«Огонек общения
Плюс-минус-интересно
Рисуем настроение
Свободный микрофон
Скажи друг другу доброе слово
Цветотехника
Рефлексия оценочная Выборочный контроль
Обсуждаем д/з
Опрос по цепочке
Опрос-итог
Литература:
1.Бондарева И.И., Дедова О.Ю. и др. Современные технологии урока в начальной школе с учётом
требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012
2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., Издательство АПК и ПРО, 2006.
3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Волгоград: Учитель, 2013.
4. http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/steps-n-approaches/construction/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как построить урок в соответствии с ФГОС
Исходя из идеалогии нового Стандарта именно "деятельностный" вариант принят в качестве основного для обозначения структуры урока....
Анализы урока в соответствии с ФГОС НОО, системно-деятельностного подхода, здоровьесбережения.
Этот материал полезен руководителю МО начальных классов, завучу и учителю....
"Структура современного урока в рамках реализации ФГОС"
Работа подготовлена с целью обобщения и распространения передового опыта по организации и проведению современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с тр...
Структура рабочей программы в соответствии с ФГОС.
Методические рекомендации для учителя по составлению рабочей программы по предмету/курсу в соответствии с ФГОС....
Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС ОВЗ – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодейств...
Доклад на тему "Особенности структуры урока в соответствии с ФГОС"
Доклад на заседание МО учителей начальных классов...
Мастер-класс «Структура современного урока в контексте требований ФГОС»
Представлена типология уроков по ФГОС. Продемонстрированы этапы урока комплексного применения знаний (урока-практикума), цель каждого этапа, используемые нетрадиционные приёмы. Оценивание успешности п...