Коррекционно-развивающие занятия
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия» для 1 класса (надомного обучения с интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekts.docx | 45.81 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО_РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия» для 1 класса (надомного обучения с интеллектуальными нарушениями) составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
- Учебного плана МОУ-сош с.Логиновка на 2021/2022 учебный год с ориентировкой на вариант 2
Программа «Коррекционно – развивающих занятий» составлена для обучающегося, который обучается по СИПРУ, АООП 2 вида
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане.
«Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов в год. Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по предмету «Общение».
(33 учебных недели).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия»
Планируемые учебные действия, формируемые у младших школьников, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно–бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы:
-повторяет движения тела по примеру взрослого
-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы
-выкладывает с помощью палочек простые изображения
-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах
-находит одинаковые по звуку предметы
-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке
-строит из кубиков башню
Предметно-практическая деятельность
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
II.I Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
- Содержание учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия»
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- Программно-методический материал включает 5 разделов:
-Зрительное восприятие
- Слуховое восприятие
- кинестетическое восприятие
- восприятие запаха
- Предметно-практические действия
- Программно-методический материал включает 2 раздела:
- «Действия с материалами» ,«Действия с предметами».
- «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».
IV.Тематическое планирование учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия» (66ч.)
Рабочая программа учебного курса «Коррекционно – развивающие занятия»в 1 классе (вариант 2) не предусматривает проведение контрольных работ. Основные методы контроля учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении
знаниями, умениями и навыками.
№ п/п | Тема учебного предмета | Кол-во часов |
1 | 1-й модуль«Сенсорное развитие» | |
«Зрительное восприятие» «Посмотри на меня», «Чего не стало?», «Поставь игрушки на своё место». | 4 | |
«Зрительное восприятие» «Куда полетела бабочка?» «Куда поехала машина?» «Чья тень?», «Машинка», «Мишка», «Кукла», «Бабочка» | 4 | |
«Зрительное восприятие» «Зелёная травка», «Желтое солнышко», «Манипуляция больших и маленьких предметов | 4 | |
2 | 2-й модуль | |
«Слуховое восприятие» «Надевание колец на стержень», «Разбери пирамидку», «Какой звучит инструмент?» | 4 | |
«Слуховое восприятие» «Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ») «На чем играет Петрушка?» «Как говорят животные?» «Кинестетическое восприятие» «Меховой мишка и бумажный мишка | 4 | |
3 | 3-й модуль «Предметно – практическая деятельность» | |
«Рвём бумагу и складываем в коробочку» «Смешай краски», «Рисование красками, лучики солнца» и «Мыльные пузыри». | 4 | |
«Пересыпь горох», «Открой баночку, заполни её фасолью» | 4 | |
«Собери бусинки», «Заведи машинку», «Открой баночку, сложи бусины» «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку» «Матрешка» «Найди предметы в песочнице» | 4 | |
4-й модуль «Двигательное развитие» | ||
«Бросай, поймай мячик». «Прокати мяч по дорожке» «Гуси-гуси» «Воробушки и автомобиль» | 4 | |
«У медведя во бору» «Заинька попляши, беленький попляши» «Ладушки – ладушки» «Сорока белобока» | 4 | |
«Кошка и воробушки» «Воздушные снежинки» «Воздушные шары» «Бабочки» | 4 | |
5-й модуль«Альтернативная коммуникация» | ||
«Узнай, какое у меня настроение» «Позови меня (жестом, звуком, словом)» «Игра жестов, книга – разговоров» «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.» | 4 | |
(знакомство с худож. произведениями) «Теремок». «Колобок» «Мишка косолапый» «Наша, Таня громко плачет» | 4 | |
«Найди такой же» «Найди пару» «Назови, одним словом» «Что лишнее?» «Разноцветные палочки» | 4 | |
6-й модуль«Предметно-практическая деятельность» | ||
«Поделки из пластилина» «Колобки, колбаски» «Игрушки». «Одежда». «Обувь». «Мебель». «Посуда». | 4 | |
«Поможем кукле Кате прибраться» «К нам придут гости» Дид. игра « Кукла Катя и её игрушки» | 3 | |
«Чудесный мешочек» «Игры в песочнице» Дид. игра «Собери человечка» | 3 | |
итого |
- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание деятельности: образовательные, воспитательные и коррекционные (элементы содержания, контроль) |
1 четверть | ||||
1 | 7.09 9.09 14.09 16.09 | «Зрительное восприятие» «Посмотри на меня», «Чего не стало?», «Поставь игрушки на своё место». | 4 | Личностные результаты: Проявляет усидчивость, навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым, доброжелательное отношения к друг другу. Проявляет Коррекционные задачи: Умеет фиксировать и удерживать взгляд на лице человека. Откликаться на своё собственное имя поворотом головы. Научен манипулировать с игрушками. Ставить игрушку на стол, убирать игрушку со стола. Базовые учебные действия: Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Подражает действиям, выполняемы педагогом. Понимает жестовую инструкцию |
5 | 21.09 23.09 28.09 30.09 | «Слуховое восприятие» «Надевание колец на стержень», «Разбери пирамидку», «Какой звучит инструмент?» | 4 | Личностные результаты: Проявляет усидчивость, доводить начатое дело до конца Коррекционные задачи: Умеет захватывать и удерживать кольца нанизывать кольца на стержень в хаотичном порядке. Умеет извлекать звуки из дудочки, удерживает дудочку двумя руками. Базовые учебные действия: Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Подражает действиям, выполняемы педагогом. |
9 | 5.10 7.10 12.10 14.10 | «Предметно – практическая деятельность» «Рвём бумагу и складываем в коробочку» «Смешай краски», «Рисование красками, лучики солнца» и «Мыльные пузыри». | 4 | Личностные результаты: Проявляет эмоциональный отклик от игры с мыльными пузырями. Проявляет желание участвовать в совместной деятельности. Коррекционные задачи: Умеет рвать бумагу на мелкие кусочки, сжимать бумагу и мять бумагу, складывать в коробку. Умеет составлять из отдельных частей целую картинку с помощью учителя. Базовые учебные действия: Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
13 | 19.10 21.10 26.10 28.10 | «Двигательное развитие» «У медведя во бору» «Заинька попляши, беленький попляши» «Ладушки – ладушки» «Сорока белобока» | 4 | Личностные результаты: Проявляет коммуникативные навыки, желания играть в совместные игры. Коррекционные задачи: Прыжки на батуте. Умеет имитировать детей животных. Имитация подражания повадкам зверей, способствует совершенствовать движения, развивается их выразительность, точность, разнообразие. Учится управлять своим телом. Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу. Умеет в процессе обучения устанавливать контакт с партнером. Базовые учебные действия: Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса. |
2 четверть | ||||
17 | 9.11 11.11 16.11 18.11 | «Зрительное восприятие» «Куда полетела бабочка?» «Куда поехала машина?» «Чья тень?», «Машинка», «Мишка», «Кукла», «Бабочка» | 4 | Личностные результаты: Вызывать положительные радостные эмоции от общения с детьми. Проявляет бережное отношение к вещам. Коррекционные задачи: Показывает руками действия (летит, машет, едет чух- чух- чух). Захватывает и удерживает кольца нанизывает кольца на стержень в хаотичном порядке. Находить по требованию учителя игрушку манипулирует ею. Базовые учебные действия: Фиксирует взгляд на яркой игрушке. Понимает жестовую инструкцию. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин |
21 | 23.11 25.11 30.112.12 | «Альтернативная коммуникация» «Узнай, какое у меня настроение» «Позови меня (жестом, звуком, словом)» «Игра жестов, книга – разговоров» «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.» | 4 | Личностные результаты: Устанавливает эмоциональный контакт между детьми и близкими людьми. Проявляет интерес к игре. Коррекционные задачи: Умеет выражать свою речь посредствам невербальной коммуникации: картинок, жестов, символов. Умеет раскладывать по блюдцам разный природный материал. Проявляет интерес к игре Производит манипуляции с игрушками (укладывает спать, кормит, поит). Умеет– играть с учителем в элементарные сюжетные игры. Базовые учебные действия: Понимает жестовую инструкцию. Входить и выходить из учебного помещения со звонком |
25 | 7.12 9.12 14.12 16.12 | «Предметно-практическая деятельность «Поделки из пластилина» «Колобки, колбаски» «Игрушки». «Одежда». «Обувь». «Мебель». «Посуда». | 4 | Личностные результаты: Проявляет усидчивость, интерес к занятию. Коррекционные задачи: Умеет отщипывать пластилин пальцами, раскладывать кусочки по тарелочкам (зеленые кусочки в зеленую тарелочку, желтые кусочки в желтую тарелочку). Умеет работать со шнуровкой (шнуровать, застегивать, прилеплять липучки, застегивать кнопки) Базовые учебные действия: Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса. Понимает жестовую инструкцию. |
29 | 21.12 23.12 28.1211.01 | «Двигательное развитие» «Бросай, поймай мячик». «Прокати мяч по дорожке» «Гуси-гуси» «Воробушки и автомобиль» | 4 | Личностные результаты: Охрана и укрепление здоровья ребенка. Способен к социальной адаптации. Коррекционные задачи: Умеет бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке, прокатывать машинку вперед назад.Активизирует в речи: би-би, га-га.Базовые учебные действия: Понимает жестовую инструкцию Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
3 четверть | ||||
33 | 13.01 18.01 20.01 25.01 | «Зрительное восприятие» «Зелёная травка», «Желтое солнышко», «Манипуляция больших и маленьких предметов | 4 | Личностные результаты: Проявляет навыки культурного поведения, навыки сотрудничества с учителем, доверительное отношения к взрослым. Коррекционные задачи: Показывает на картинке солнышко, обводить солнышко указательным пальцем (рука в руке с помощью учителя) . Захватывает предметы разной величины. Умеет переливать воду из одной ёмкости в другую. Базовые учебные действия: Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Подражает действиям, выполняемы педагогом. |
37 | 27.01 1.02 3.02 15.02 | «Слуховое восприятие» «Чей звук?»(различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ») «На чем играет Петрушка?» «Как говорят животные?» «Кинестетическое восприятие» «Меховой мишка и бумажный мишка | 4 | Личностные результаты: Проявляет положительные радостные эмоции от общения с детьми. Проявляет адекватную реакцию на соприкосновение с материалами Коррекционные задачи: Умеет брать в руки барабанные палочки, производит манипуляции с ними (стучит по барабану). Умеет находить мягкую игрушку кошку, гладить её по голове. Умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривать его со всех сторон; - сжимать, разглаживать, разрывать. Базовые учебные действия: Подражает действиям, выполняемым педагогом на звучащей игрушке. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4мин. |
41 | 17.0222.02 24.02 1.03 | «Альтернативная коммуникация» (знакомство с худож. произведениями, потешками) «Теремок». «Колобок» «Мишка косолапый» «Наша, Таня громко плачет» | 4 | Личностные результаты: Проявляет усидчивость при прослушивании сказки. Проявляет интерес к коротким потешкам. Коррекционные задачи: Умеет находить на картинке героя сказки (колобок), с помощью прищепок делает лучики, ножки, ручки. Знает части тела. Умеет имитировать движения медведя. Производить манипуляции с мячом (бросать, пинать, подымать). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Сбивание предметов большим (малым) мячом. Умеет строить из двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых простые конструкции (стол, стул, домик); Базовые учебные действия: Подражает действиям, выполняемым педагогом. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
45 | 3.03 10.03 15.03 17.03 | «Предметно-практическая деятельность «Поможем кукле Кате прибраться» «К нам придут гости» Дид. игра « Кукла Катя и её игрушки» | 4 | Личностные результаты: Выражает навыки культурного поведения. Проявляет усидчивость, желания завершить начатое дело. Коррекционные задачи: Расставляет посуду на столе, раскладывает ложки. Умеет выполнять действия с игрушками. У куклы Кати много игрушек, но она не умеет играть, давай покажем как нужно играть с ними. Показывает на тот или иной предмет по требованию учителя. Базовые учебные действия: Понимает жестовую инструкцию Фиксирует взгляд на звучащей игрушке. |
49 | 22.03.5.04 7.04 12.04 | «Предметно – практическая деятельность «Пересыпь горох»,«Открой баночку, заполни её фасолью» | 4 | Личностные результаты: Проявляет эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства. Коррекционные задачи: Складывает в банку природный материал, достаёт его из банки ложкой (пальцами) зачерпывает, пересыпает горох с помощью ложки Базовые учебные действия: Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
4 четверть | ||||
53 | 14.04 19.04 21.04 26.04 | «Предметно – практическая деятельность» «Собери бусинки», «Заведи машинку», «Открой баночку, сложи бусины» «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку» «Матрешка»«Найди предметы в песочнице» | 4 | Личностные результаты: Проявляет доверительный контакт между детьми, устойчивую мотивацию к выполнению задания. Воспитывать любознательность. Коррекционные задачи: Сформированы приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, нанизывание. Захватывает кубик, удерживает. Выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Умеет группировать предметы по форме, ориентируясь на образец. Базовые учебные действия: Фиксирует взгляд на звучащей игрушке, на лице педагога с использованием голоса. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. |
57 | 28.04 3.05 5.05 10.05 | «Альтернативная коммуникация» «Найди такой же» «Найди пару» «Назови, одним словом» «Что лишнее?» «Разноцветные палочки» | 4 | Комбинирование различных форм. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей. Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего» Личностные результаты: Проявляет усидчивость, желания завершить начатое дело. Выражает волевые, умения преодолевать трудности (прилагает усилия при складывании палочек). Коррекционные задачи: Узнаёт и находит одинаковые по цвету предметы. Умеет захватывать счетные палочки, перекладывать из одной коробки в другую. Строить по шаблону лучики для солнца (нарисованное солнце, лучи солнца проведены). Базовые учебные действия: Подражает действиям, выполняемы педагогом. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. |
66 | 12.0517.05 19.05 24.05 | «Предметно – практическая деятельность» «Чудесный мешочек» «Игры в песочнице» Дид. игра «Собери человечка» | 4 | Личностные результаты: Выражает доброжелательное отношение. Проявляет интерес к занятию. Коррекционные задачи: Умеет отыскивать предметы в песке. Умеет повторять движения тела по примеру взрослого, повторяет позу тела по примеру. Базовые учебные действия: Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Коррекционно – развивающая направленность занятий.
Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...
«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ...
Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"
Тема: «Овощи и фрукты».Цель: уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи · Развивать связную речь дет...
Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)
Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....
Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"
Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...