Доклад "Формирование партфолио педагогов с учётом современных требований к аттестации"
статья

Борзова Наталия Геннадиевна

Это тема для самообразования педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2019_formirovanie_partfolio_pedagogov.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Выступление на ШМО

Тема : «Формирование портфолио педагогов с учётом современных требований к аттестации»

Учитель высшей квалификационной категории

Борзова Н.Г.

март 2019 г.

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».  (Словарь иностранных слов)

Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. 
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

Портфолио является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений. У  учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать персональный сайт учителя или портфолио учителя.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.


Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и 
воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных и районных методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.
Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать 
новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных 
видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. 

Аттестующемуся же педагогу портфолио – независимо от его конкретной формы – существенно облегчит всю аттестационную процедуру: от рефлексии над собственными проблемами при определении плана и составлении программы саморазвития до преставления результатов своей деятельности.

Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

Практическая значимость портфолио

- Аттестация

- Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ

 Систематизация деятельности учителя

 Стимулирующий фактор

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

 Учителю:

-  реально представить результаты своего труда

-  увидеть свои резервы

-  иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

 Администрации:

-  осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя

Обязательные части портфолио :

1. Общие сведения об учителе (анкеты, документы об образовании, повышении квалификации, о предыдущей присвоенной квалификации, награды, грамоты и т. д.)

2. Результаты учебно-методической работы (результаты аттестации учащихся и мониторингов знаний, методические разработки, участие учителя на окружных и городских мероприятиях, печатные работы и выступления и т. д.)

Цели и задачи портфолио  

1.Оценочно-стимулирующая.

2.Развивающая по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагогических (руководящих) работников

3.Демонстрационная по отношению к процедуре экспертизы профессиональной компетентности педагога (руководителя).

Требования к материалам портфолио

Портфолио педагогического (руководящего) работника представляет собой папку-накопитель с файлами, в которой зафиксирована информация о профессиональных достижениях аттестуемого, его эффективном педагогическом (управленческом) опыте, личном вкладе в развитие системы образования за межаттестационный (доаттестационный) период. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио должен датироваться, все сведения, включенные в таблицы, схемы и т.д. должны подтверждаться документально и являться иллюстрацией формализованных свидетельств достижений работника и рефлексивно-аналитических материалов обоснования профессионализма педагогического (руководящего) работника.

Структура и содержание портфолио учителя

1.1. Оглавление  

1.2. Общие сведения

Данный раздел включает в себя следующую информацию: Ф.И.О. (полностью) Год и дата рождения Образование (полное наименование учебного заведения и год его окончания) Полученная специальность, квалификация по диплому Место работы (полное наименование образовательного учреждения) Занимаемая должность и дата назначения на эту должность Стаж педагогической работы Стаж работы в занимаемой должности Учебная нагрузка Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (№, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) Наличие квалификационной категории и дата ее присвоения (если нет категории, то указать разряд ЕТС) Наличие ученой степени, звания Наиболее значимые награды за последние 5 лет

1.3. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности. Целью самоанализа аттестуемого является определение реально достигнутого им уровня педагогического мастерства, наличия профессионально необходимых педагогических способностей. Самоанализ должен отражать две составляющие: 1) собственно самоанализ как комплексное осмысление опыта работы; 2) самообобщение – формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа.

1.4. Результаты профессиональной педагогической деятельности

В этот раздел помещаются: материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: - контрольных срезов знаний; - участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; список победителей различных этапов (не ниже районного) Ростовской региональной олимпиады школьников по химии, других интеллектуальных конкурсов школьников; список выпускников поступивших в ВУЗы по профилю преподаваемого предмета; другие материалы. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период. Наряду с текстовой формой представления материалов данного раздела могут быть использованы таблицы, схемы, диаграммы и пр.  

1.5. Методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий; материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; материалы, подтверждающие использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.; материалы, подтверждающие участие в работе методических объединений, творческих групп, сотрудничество с методическими центрами, ВУЗами и другими учреждениями; материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; материалы, подтверждающие участие, организацию и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; авторские программы; материалы творческих отчетов, рефераты, доклады, статьи; другие материалы.

1.6. Инновационная исследовательская деятельность

В этот раздел помещаются материалы, свидетельствующие об опыте исследовательской деятельности педагога: тема педагогического исследования: срок подведения итогов по данной теме; диагностическая карта учителя (составляется на один год); полученный опыт, форма и место подведения итогов исследования, эксперимента (на каком уровне представлен); педагогические технологии, используемые в практической деятельности (в рамках темы; диагностические данные, мониторинг); открытые уроки, мероприятия (в рамках темы; на каком уровне представлены, их разработки, отзывы) грантовая деятельность педагога; проектно-исследовательская деятельность обучающихся; другие материалы

1.7. Внеурочная деятельность по предмету Раздел содержит следующие материалы: список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеоматериалы с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.); программы кружков, факультативов, проектной деятельности; другие материалы.

1.8. Учебно-материальная база В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): список словарей и другой справочной литературы по предмету; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.); аудио и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.; измерители качества обученности учащихся; другие материалы.

В связи с изменениями в образовании, его открытостью и доступностью, с учетом желаний общества и родителей наблюдать за работой школы и учителей, оценивать ее с точки зрения видов и качества предоставления образовательных услуг, к учителю предъявляются новые требования. Это нашло свое отражение в официальных документах: в законе «Об образовании в Российской Федерации» -ФЗ, новых ФГОС, в проекте профессионального стандарта педагога и других.

Наличие у  педагога портфолио в электронном виде не вызывает сомнений в высоком уровне его профессионализма и ИКТ-компетентности, а это обязательное требование ФГОС второго поколения к учителю.

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования: электронное портфолио и электронное он-лайн портфолио.

Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:

•        современность;        

•        оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения);

•        функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, любопытствующих),;

•        эффективность (повышение самооценки учителя и позитивное влияние как на администрацию школы, так и на учащихся).

Таким образом, ведение электронного портфолио становится еще и методом обучения, постоянного самосовершенствования и повышения квалификации учителя. Создание Портфолио – трудный, кропотливый процесс, но результат, того стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Фрагмент урока английского языка по теме "Семья" во 2 классе, с учётом новых требований ФГОС.

 Цель урока: познакомить с новой лексикой по теме "Семья".Материалы и оборудование: ММ презентация, ЦОР «Males and Females» (http://LearningApps.org/84412), ЦОР кроссворд «My Family» (http://LearningA...

Новые требования к аттестации педагогов.

Информация для аттестации....

Современные требования к уроку с учётом ФГОС

В материале представлены наиболее важные характеристики урока, определяющие современные требования к нему....

Выступление на ШМО учителей начальных классов и воспитателей ГПД на тему:" Формирование портфолио педагогов с учётом современных требований к аттестаци".

Портфолио учителя предметника на аттестации можно увидеть намного чаще, чем воспитателя группы продленного дня. И  не потому, что воспитателю нечего положить в эту прекрасную папку. Просто ...

Методическая неделя для молодых педагогов «Методические основы современного учебного занятия, требования к его проведения»

В нашей школе прошла методическая неделя для молодых педагогов посвященная «Методическим основам современного учебного занятия, требования к его проведения»Целью проведения данной недели я...