Анализ работы ШМО учителей начальных классов за 2021 - 2022 учебный год.
учебно-методический материал

Ахметова Татьяна Геннадьевна

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_mo_uchiteley_nach.klassov.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат № 10»

Анализ работы

школьного методического объединения

учителей начальных классов

за 2021 - 2022 учебный год

Руководитель: Т. Г. Ахметова

2021 г.

           В связи с реализацией ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также в соответствии с методической темой школы «Пути и методы применения новых коррекционных технологий, индивидуальный и дифференцированный подход –  основа эффективной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» методическое объединение учителей начальных классов в 2020 -2021 учебном году работало над темой «Реализация ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной деятельности, ориентированной на качественное обучение и воспитание детей с разными образовательными возможностями и способностями». Цель работы методического объединения: создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

  • продолжить работу по совершенствованию навыков в изучении нормативной документации, методической литературы по вопросам образования в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • повысить эффективность коррекционно - развивающей работы для успешного усвоения обучающимися программ коррекционных курсов;
  • продолжить совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями, направленными на достижение обучающимися планируемых результатов АООП;
  • активизировать работу учителей по самообразованию через организацию и проведение открытых уроков и занятий, мастер - классов, творческих отчетов о ходе и результативности работы над темой;
  • продолжить создание здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования;
  • продолжить работу над действующей системой динамического мониторинга формирования предметных результатов, личностных результатов (жизненных компетенций), базовых  учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью;
  • создание условий для развития методической, технологической культуры педагогов, повышения результативности работы учителей, их активного участия в деятельности МО.

   

Работа МО проводилась в соответствии с учебным планом.  За учебный 2021-2022 учебный год методическим объединением проведены следующие мероприятия:

Заседания МО:

1. Организационное собрание «Подведение итогов методической работы за 2020 – 2021 учебный год»                                                                                                                         31.08.2021                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                           2. Педагогическая мастерская «Технологии обучения в начальных классах в условиях реализации ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями) на уроках и во внеурочной деятельности и их роль в повышении учебной мотивации и уровня качества знаний обучающихся».                                                                                                                      22.10.2021

                                                                                                                                                                                                                     

3.   Семинар – практикум по теме: Повышение эффективности коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогического сопровождения обучающихся с разными образовательными возможностями и способностями в рамках реализации приоритетных направлений федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».                                                                                                                      29.12.2021

4.  Круглый стол «Осуществление преемственности между начальным и средним звеном».                                                                                                                                        

                                                                                                                                                24.03.2022                                   

5.  Итоги работы МО учителей начальных классов за 2021 – 2022 учебный год.  

                                                                                                                                                 31.05.2022                                                                                                                                                                                                                                                                     

   

     Тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями; выступления основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать методические обобщения. Педагоги осваивают современные методики и технологии, соответствующие ФГОС, Успешно проводится входная диагностика для обучающихся 1 - 4 классов и диагностика  сформированности  предметных, личностных результатов и БУД у обучающихся 4 класса, необходимых для обучения при переходе в старшее звено.

Выводы:

    Все учителя регулярно проводят мониторинг уровня  обученности и уровня качества знаний по предметам, анализ проводится по учебным четвертям, учебному году в целом. Мониторинг уровня качества обучения свидетельствует о повышении уровня качества образования по всем предметам. В первую очередь это определяется использованием в образовательной деятельности активных форм и методов обучения, индивидуальных и дифференцированных заданий для отдельных обучающихся, своевременной корректировкой образовательного маршрута у отдельных обучающихся и обучение их по индивидуальным программам.

     Педагогами регулярно проводится мониторинг уровня сформированности предметных результатов и БУД. Данные мониторинга свидетельствуют, что наблюдается значительная положительная динамика уровня сформированности  предметных результатов. Анализ мониторинга базовых учебных действий показывает положительную динамику уровня сформированности всех групп БУД по классам. Однако, в классах  есть обучающиеся с низким уровнем  сформированности БУД. У них наблюдается низкий уровень сформированности предметных результатов.

    Педагоги продолжают работать над самообразованием. Они повышают свой профессиональный уровень через изучение методической литературы, прохождение курсовой подготовки, аттестацию, выступления на заседаниях ШМО, педсоветах, проведение мастер – классов, распространение опыта работы в сетевых сообществах, участие в профессиональных конкурсах, составление портфолио достижений. учителей. В этом учебном году учителям Брусникиной М.А., Фадеевой Т.М. присвоена первая квалификационная категория. В этом учебном году прошли курсовую подготовку по программе  «Методика и технологии обучения учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» 108 часов – Смирнова О.П., Серова Н.А.  Куры профессиональной переподготовки «Организация деятельности тифлопедагога» 940 ч, «Организация деятельности педагога – дефектолога с лицами, имеющими нарушения аутистического спектра в специальном образовании» 940 ч  - Брусникина М.А.,  Все учителя начальных классов имеют профессиональную переподготовку по  олигофренопедагогике. По-прежнему имеются определенные трудности в вопросах самообразования у отдельных педагогов. Не все учителя проявляют активность в распространении опыта работы за пределами образовательной организации, нет публикаций в журналах.  

     Традиционным видом методической работы является проведение предметной недели. Важнейшей задачей проведения этой  недели является привитие интереса к предметам, изучаемым в начальной школе.  

      Для повышения интереса к школьным предметам и мотивации обучающихся к изучению окружающего мира была проведена Неделя начальной школы «Знания! Творчество! Дружба!» (март 2022г.).   В предметной неделе активное участие приняли учителя начальных классов, воспитатели и обучающиеся 1 - 4 классов, отчет о запланированных и проведенных мероприятиях был опубликован на сайте школы и на платформе электронного дневника.. Программа проведения декады отразила различные формы и методы учебной деятельности. Для активизации мыслительной деятельности обучающихся в каждом классе проведены предметные олимпиады, конкурсы, соревнования,  предметные уроки и внеклассные мероприятия. Декада способствует формированию побуждений к творческому труду, развитию познавательного интереса у обучающихся и ключевых компетенций; положительно влияют на повышение мотивации обучающихся, а также способствуют профессиональному росту педагогического мастерства учителей.

В течение учебного года учителями начальных классов проведены всероссийские открытые уроки по темам «800 – летие Нижнему Новгороду», «Беслан в моем сердце», «Мы вместе»посвященный Дню народного единства, «День героев Отечества», Всероссийская акция, посвященная дню снятия блокады Ленинграда,  «Зажги синим», приняли участие в общешкольном проекте по взаимодействию образовательных организаций «Край родной – мастеровой» и др. С декабря  2021 по май 2022 года Ахметова Т.Г., Брусникина М.А., Фадеева Т.М., Сереброва Н.Ю. осуществляли руководство педагогической практикой студентов Государственного  автономного профессионального учреждения «Городецкий Губернский колледж», проводили открытые уроки по учебным предметам и внеурочной деятельности. Педагогами были разработаны контрольно - измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП 1-9 (вариант I) по учебным предметам и внеурочной деятельности.

     В работе ШМО с педагогическими кадрами успешно используются следующие формы работы: индивидуальные консультации по проведению уроков и мероприятий, семинары-практикумы по методикам обучения и разработке адаптированных программ, индивидуальные беседы по организации и проведению аттестации. В этом учебном году в работе методического объединения было организовано взаимопосещение уроков своих коллег с дальнейшим самоанализом.

      Введение ФГОС требует более тщательного и научного подхода к организации образовательной деятельности. В связи с этим в 2021-2022 учебном году проводилась активная работа по использованию педагогами школы современных образовательных технологий: игровых, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, информационно – коммуникационных, проектной деятельности.

      Игровые технологии применяются учителями на всех уроках. Игра способствует более качественному усвоению знаний, развитию способностей и возможностей обучающихся.

      Учителя используют на своих уроках информационно-коммуникационные технологии, что делает процесс обучения более интересными, познавательными. Ими умело отбирается информация, используются дополнительные  Интернет ресурсы. Это позволяет работать на уроке более эффективно.

     Учителя уделяют большое внимание в своей работе технологии личностно-ориентированного обучения. Они используют варьированные задания для обучающихся в соответствии с уровнем развития, применение на уроке специально разработанного дидактического материала; создание положительного эмоционального контакта; сообщение алгоритма предстоящей работы на уроке. Проектная деятельность все шире используется в обучении детей с нарушениями интеллекта.

     Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В течение 2021-2022 учебного года учителями МО велась постоянная работа по оснащению и развитию методической базы: оформлению стендов, разработке тестов, контрольных работ, внеклассных мероприятий. Учителя постоянно пополняют методическую копилку, размещенную на сайте школы https://gorodec-schkola10.edusite.ru/sveden/education.html.   Все кабинеты начальных классов оборудованы интерактивными досками, проекторами, компьютерами, интерактивными столами и новой мебелью. Это способствует повышению мотивации школьников к обучению, положительной динамике уровня качества знаний обучающихся. Занятия в кабинетах проводятся с использованием нового оборудования и методических пособий.

      Проанализировав работу МО за 2021-2022 учебный год, следует отметить, что тема методического объединения соответствует методической теме школы и вытекающим из нее основным задачам. Заседания проходили в различных формах, выступления были продуманы, основывались на конкретных примерах из опыта работы. Педагоги имеют высокий профессиональный уровень. В течение года проводится мониторинг уровня обученности и уровня качества знаний по предметам, который свидетельствует о положительной динамике освоения обучающимися АООП по всем предметам. Учителя активно используют в работе современные образовательные технологии обучения, способствующие повышению уровня качества знаний по предметам, а также улучшению качества проведения внеклассной работы по предмету. Обучающиеся вовлекаются в творческие конкурсы различных уровней.

     Наряду с имеющимися положительными тенденциями в работе ШМО имеются и определенные недостатки:

- снижение показателей участия педагогов в распространении своего опыта через сетевые сообщества и издательства;

- самообразование не всегда имеет реальный практический результат (т.е. выход на коллектив).

    Факторы, положительно повлиявшие на работу МО:

- повышение творческой и профессиональной активности, заинтересованность педагогов в работе по формированию интереса к преподаваемому предмету, в результатах продвижения каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями;

- наличие положительной динамики результативности урочной и внеклассной работы по предметам.

    Итоги работы в 2021- 2022 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей начальных классов «удовлетворительной».

    При планировании работы ШМО на 2022 - 2023 учебный год будет учтен не только положительный опыт работы, но и проблемы, требующие решения в новом учебном году, такие как: разнообразие форм проведения заседаний ШМО; продолжение изучения и внедрения в образовательную деятельность современных технологий; усиление работы по поиску, обобщению педагогического опыта и его распространению.

         

        Рекомендации:

  • В 2022 – 2023 учебном году продолжить работу МО по данной теме.
  • Продолжить работу над самообразованием учителей, изучением новейших методик преподавания  и  их применением в практике.
  • Тематическое планирование осуществлять по адаптированной программе, опираясь на зону актуального развития воспитанника.
  • Своевременно предоставлять на проверку тематическое планирование, по окончании учебного года -   сдавать всю отчётную документацию.

Руководитель МО: Ахметова Т.Г.

«31 мая» 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО учителей начальной школы 2015-2016 учебный год.

Анализ работы  методического объединения учителй начальной школы. Цели и задачи на новый учебный год....

Анализ работы МО учителей начальной школы 2015-2016 учебный год (презентация)

Презентация содержит краткий анализ работы МО за 15-16 уч.год....

Анализ воспитательной работы 4 В класса за 2021-2022 учебный год.

В анализе воспитательной работы классного руководителя  указано по каким модулям проводилась   воспитательная работа в классном коллективе и какие достигнуты результаты....

Отчет о самообразовании учителя начальных классов 2021-2022 учебный год.

В данном материале представлен отчет о самообразовании учителя начальных классов по теме "Роль детской книги в развитии мелкой моторики и речи младших школьников"....

Анализ работы ШМО учителей начальных классов за 2021-2022 уч. год

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов...

Анализ работы ШМО учителей начальных классов МБОУ ТСОШ №1 за 2022-2023 учебный год

Анализ работы ШМО учителей начальных классов МБОУ Тарасовской СОШ №1 за 2022-2023 учебный год...

Анализ работы РМО учителей начальных классов за 2022-23 учебный год.

В анализе работы описаны тема работы РМО на 2022-23 год, цели и задачи. Описаны кратко содержания выступлений учителей по плану РМО....