Отчет о самообразовании учителя начальных классов 2021-2022 учебный год.
материал (3 класс)

В данном материале представлен отчет о самообразовании учителя начальных классов по теме "Роль детской книги в развитии мелкой моторики и речи младших школьников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

по самообразованию учителя начальных классов на тему:

«Роль детской книги в формировании мелкой моторики и речи младших школьников»

учителя начальных классов

Панковой Е.В.

г. Воронеж 2022 г.

В новом 2021-2022 учебном году учитель начальных классов Панкова Екатерина Викторовна выбрала следующую тему для самообразования: «Роль детской книги в формировании мелкой моторики и речи младших школьников».

Целью работы является изучение роли детской книги в развитии мелкой моторики и речи младших школьников

Для достижения цели были поставлены и реализованы следующие задачи:

1. Изучить основные речевые проблемы младших школьников и определить их причины;

2. Рассмотреть опыт работы педагогов по изучению схожих проблем;

3. Предложить актуальные пути решения выявленных проблем.

Содержание

Повсеместно распространенное явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, а также их слаборазвитой мелкой моторикой, обусловлено тотальной информатизацией современного общества. Живая речь утрачивает свою актуальность, становится скудной и несуразной. Поиск путей решения данной проблемы лег в основу самообразования Панковой Е.В 2021-2022 учебного года.

В рамках практики было проведено наблюдение за поведением учащихся 3-го класса в различных речевых ситуациях. Дети отличались немногословностью, скудным словарным запасом, имели трудности в формулировке собственных мыслей.

Поиск причин выявленных явлений осуществлялся путем изучения трудов В.А. Сухомлинского, М. Монтессори, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, а также практикующих учителей начальных классов.

Были выделены следующие типичные речевые проблемы учащихся 3-4 классов:

  • Ситуативная речь детей состоит из простых, нераспространенных предложений;
  • Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас;
  • Использование в речи сленговых слов, рекламных клише;
  • Неспособность грамотно формулировать вопрос.

Основным вариантом решения вышеуказанных проблем была предложена работа с книгами нестандартных форматов: книга-пазл, книжка-игрушка, книжка-раскраска и т.д.

Был составлен и реализован следующий план работы:

Проведение внеурочных мероприятий: «Книга-друг или враг?», «Такие разные книги», «Читаем, не скучаем», где у детей появилась возможность больше узнать о необычных книгах.

Проведение уроков технологии на темы «Моя первая книга», «Книжка-раскраска в подарок малышам», на которых учащиеся самостоятельно изготавливали книги, расширяя свои знания, умения и навыки в этой области.

В результате проделанной работы дети обобщили имеющиеся знания о книгах и открыли новые. Получили возможность знакомства с нестандартными форматами книг, научились самостоятельно изготавливать некоторые из них. Возрос интерес к чтению, а интеграция уроков технологии и чтения дала возможность развития детской моторики.

Выводы

Изучая научно-методическую литературу по данной теме, мы выявили сущность и основные особенности мелкой моторики ребенка. Больше узнали об ученых, занимающихся проблемой развития детской моторики и речи. Убедились в том, что детская речь и интеллект неразрывно связаны с уровнем развития мелкой моторики.  Вспомнили типы детских книг и требования к ним, выявили наиболее подходящие для работы по развитию мелкой моторики и речи младших школьников. Рассмотрели и проанализировали опыт работы воспитателей и педагогов, сталкивающихся с этой темой в своей практике. На заключительном этапе работы сделали вывод, что роль детских книг в развитии мелкой моторики и речи детей весьма значима, а правильно подобранные книги позволяют всесторонне развить ребенка и привить ему любовь к чтению.

Список использованных источников

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Академический проект, 2020. - 474 с.
  2. Монтессори М. Дети – другие. Взрослый как обвиняемый. Часть первая. -М.: Издательский дом «Карапуз», 2012.-140 с.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АСТ, 2018. – 912с.
  4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю.-М.: Советские учебники 2021.-261 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2011. - 452 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

План ШМО учителей начальных классов 2021-2022 с протоколами

План школьного методического объединения учителей начальных классов с протоколами заседаний...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Межевикиной Е.В.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения естествознания в начальной школе. Правильный выбор и сочетание различных средств н...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Для самообразования было выбрано «Использование ИКТ как средства повышения познавательной активности учащихся».В этом документе описан итог моей деятельность по самообразованию....

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Данный файл содержит краткий отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме "Методы и приемы развития творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности"....

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Отчет по самообразованию учителя на тему: "Развитие логического мышления на уроках математики через решение задач на движение"...