Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа.
методическая разработка (2 класс) по теме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КООРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №15 (VIIIВИДА) ГОРОДА БЕЛОВО»
Обсуждена на заседании методического объединения Протокол № ________ от ______________________ Руководитель МО ________ ________________________ Председатель МС ________ ________________________
|
Утверждена педагогическим советом. Протокол № _____ от ______________________ Директор школы _________
_____________________________________________
|
Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа
Белово 2012 год.
Автор-составительСвороб Е.В., педагог-психолог.
Программа предназначена для работы педагогов-психологов школ-интернатов VIII(вида) с детьми младших классов. Направленна на коррекцию и снижение уровня агрессивного поведения у детей с ОВЗ. Способствует развитию умения обучающимися понимать свои эмоции и эмоции окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_rabochaya_programma.doc | 671.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………... 4
Тематический план……………………………………………….. 6
Содержание программы…………………………………………. 8
Заключение………………………………………………………... 16
Список литературы………………………………………………. 17
Приложение………………………………………………………. 18
Пояснительная записка.
Коррекционная программа разработана на основе: пособий И.В. Дубровиной, методических работ Р.В. Овчаровой, М.Р. Битяновой.
Программа написана для обучающихся 8-11 лет (2-3 класс) и рассчитана на 29 часов, один раз в неделю.
Описание программы.
Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (связанные с ОВЗ) и способы поведения обучающихся укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками, не обладающими навыками эффективного общения. Многие обучающиеся позволяют себе агрессивные выпады в адрес одноклассников, унижение личностного достоинства в ответ на асоциальное поведение ребенка, чем усугубляют ситуацию: обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь вызывает вербальную, косвенную и физическую агрессию на своих сверстников.
Поэтому программа разделена 5 на блоков:
- Я и мои эмоции.
- Какой я?
- Как справиться с гневом?
- Я и другие.
- «Я стану добрее».
Цель коррекционной программы: Снижение уровня агрессивности, развивать умение обучающимися понимать свои эмоции и эмоции окружающих.
Задачи коррекционной программы:
– снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе у детей за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии.
– переосмысление роли и позиции учителя, родителя и ребенка;
– выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
Занятия целесообразно проводить со всем классом, так как дети должны видеть как положительный, так и отрицательный примеры.
Предполагаемый результат: снизится уровень агрессии, выработается умение понимать эмоции.
Календарно-тематическое планирование.
29 часов, 1 час в неделю.
Чет-верть | Сро-ки | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов. | Конт-роль | Приме-чание | |
Теор. | Практ. | |||||
Я и мои эмоции | 7 | |||||
Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах. | 0,5 | 0,5 | ||||
Тренинг выразительной мимики. | 1 | |||||
Эмоции и мимика | 1 | |||||
Мои эмоции. | 0,5 | 0,5 | ||||
Рисуем эмоции. | 1 | |||||
Музыка и эмоции. | 0,5 | 0,5 | ||||
Способы повышения настроения. | 0,5 | 0,5 | ||||
Какой я? | 3 | |||||
Психологический автопортрет. | 1 | |||||
Кто я? | 1 | |||||
Рисуем себя. | 1 | |||||
Как справиться с гневом? | 6 | |||||
В каких ситуациях мы испытываем гнев. | 0,5 | 0,5 | ||||
Способы выражения гнева. | 1 | |||||
Гнев и движения. | 0,5 | 0,5 | ||||
Рисование собственного гнева. | 0,5 | 0,5 | ||||
Осознание гнева через сенсорные каналы. | 1 | |||||
Управление собственным гневом. | 1 | |||||
Я и другие | 7 | |||||
Биография по фото. | 1 | |||||
Беседа «Кого мы называем добрым?» | 1 | |||||
Беседа «Кого мы называем вежливым?» | 0,5 | 0,5 | ||||
Я и моя семья. | 1 | |||||
Конфликтные ситуации в семье. | 1 | |||||
Я и мои одноклассники. | 1 | |||||
Ролевая игра «Агрессор и жертва» | 1 | |||||
«Я стану добрее» | 5 | |||||
Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания. | 1 | |||||
Игра «Мне в тебе нравится..» | 1 | |||||
Игра «Кто симпатичнее?» | 1 | |||||
Игра «Остров забияк» | 1 | |||||
Игра «Поссорились и помирились» | 1 | |||||
Итоговое занятие | 0,5 | 0,5 |
Содержание программы
- Раздел «Я и мои эмоции»
Цель: формирование представлений о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике.
- Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах
1. Ритуал приветствия.
2. Сообщение цели занятия.
3. Знакомство с картами-пиктограммами.
4. Упражнение в распознавании эмоций.
5. Работа с дневником настроений.
6. Итог занятия.
7. Релаксационное упражнение.
8. Ритуал прощания.
- Тренинг выразительной мимики
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Апельсин».
5. Игра «Мимическая гимнастика».
6. Итог занятия.
7. Релаксационное упражнение.
8. Ритуал прощания.
- Эмоции и мимика
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Апельсин».
5. Игра «Угадай-ка!»
6. Итог занятия.
7. Релаксационное упражнение.
8. Ритуал прощания.
- Мои эмоции
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Апельсин».
5. Игра «Волшебный мешок»
6. Итог занятия.
7. Релаксационное упражнение.
8. Ритуал прощания.
- Рисуем эмоции
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».
5. Выполнение рисунка.
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Музыка и эмоции
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».
5. Прослушивание, описание настроения музыки.
6. Рисуем настроение музыки.
7. Итог занятия.
8. Ритуал прощания.
- Способы повышения настроения
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Черепаха».
5. Беседа «Способы повышения настроения»
6. Итог занятия.
7. Релаксационное упражнение.
8. Ритуал прощания.
- Раздел «Какой я?»
Цель: Оказание помощи в изучении собственного «Я»
- Психологический автопортрет
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение «Черепаха».
5. Упражнение «Психологический автопортрет»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- «Кто я?»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»).
5. Упражнение «Кто я?»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- «Рисуем себя»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами.
3. Работа с дневником настроения
4. Упражнение «Рисуем себя».
5. Итог занятия.
6. Ритуал прощания.
- Раздел «Как справиться с гневом?»
Цель: Ознакомление детей с понятием гнев
1. В каких ситуациях мы испытываем гнев
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение на релаксацию «Олени»
5. Беседа «В каких ситуациях вы сердитесь?»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
2. Способы выражения гнева
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Развивающее упражнение «Скульптура»
5. Упражнения на разрядку гнева безопасным способом.
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
3. Гнев и движения
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение «Пружинки»
5. Упражнение на отреагирование гнева через движение.
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Рисование собственного гнева
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Лепка гнева из пластилина.
5. Итог занятия.
6. Ритуал прощания.
- Осознание гнева через сенсорные каналы
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение на релаксацию « Волшебный сон ».
5. Упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы.
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Управление собственным гневом
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Ролевая игра «СТОП»
5. Итог занятия.
6. Ритуал прощания.
- Раздел «Я и другие»
Цель: Научить понимать настроение и эмоции окружающих людей
- Биография по фото
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Игра «Передай мяч»
5. Упражнение «Биография по фото»
6. Итог занятия
7. Ритуал прощания.
- Беседа «Кого мы называем добрым?»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Кулачки»
5. Беседа «Кого мы называем добрым?»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Беседа «Кого мы называем вежливым?»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Беседа «Кого мы называем вежливым?»
5. Сюжетно-ролевая игра «Боль ница»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Я и моя семья
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Беседа «Что значит любить родителей»
5. Итог занятия.
6. Ритуал прощания.
- Конфликтные ситуации в семье
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Проигрывание ситуаций «взрослый-ребенок»
5. Итог занятия.
6. Ритуал прощания.
- Я и мои одноклассники
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Проигрывание ситуаций «ребенок-ребенок»
5. Ритуал прощания.
- Ролевая игра «Агрессор и жертва»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Кулачки»
5. Ролевая игра «Агрессор и жертва»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Раздел «Я стану добрее»
Цель: Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения
- Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания.
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Мимическая гимнастика
5. Упражнение «Горячий» стул».
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Игра «Мне в тебе нравится..»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Апельсин»
5. Игра «Мне в тебе нравится..»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Игра «Кто симпатичнее?»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».
5. Игра «Кто симпатичнее?»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Игра «Остров забияк»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение «Нехочуха».
5. Игра «Остров забияк»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Игра «Поссорились и помирились»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение «Конкурс хвастунов»
5. Игра «Поссорились и помирились»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Раздел. Итоговое занятие
1. Ритуал приветствия.
2. групповой рисунок «Мир вокруг нас»
3. Ритуал прощания.
Заключение
Данная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья» позволит снизить уровень тревожности и повысить чувство уверенности в себе, за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии. Эта программа представляет собой рабочую программу которая закрепляет и дополняет знания обучающихся с ОВЗ о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике, в изучении собственного «Я», понимании настроения и эмоций окружающих людей, в разрядке агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Программа ориентирована на подготовку соблюдения норм общественного поведения, овладение коммуникативными навыками, умение контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.
Целенаправленная работа по данной программе дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей. Можно сказать что предложенная программа «» результативна.
Список литературы
- Бережкова Е.И. Агрессия. Причины, последствия и контроль. [Текст]\ СПб.:Прайм-Еврознак, 2001 – 510 с
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. [Текст]\ М.Р. Битянова – М.: Совершенство, 1998 - 298 с
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. [Текст]\ М.Р. Битянова – СПб.: Питер, 2009 -254 с
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. [Текст]\ И.В. Дубровина – М.: Академия, 1998 – 128 с
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]\ Р.В. Овчарова – М.: Сфера 1996 - 240 с
приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ.
I. Раздел «Я и мои эмоции»
1 занятие
Знакомство с пиктограммами
Для этой игры необходимо изготовить набор карт-пиктограмм. Пиктограммы - это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Вам понадобится два набора карточек, один целый, а другой нарезанный. (Рис. 1)
Упражнения в распознавании эмоций
1. Детям дается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.
б) После определения настроения каждой пиктог раммы дети разбиваются на пары. У каждого уча стника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй дол жен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Эта игра направлена на тренировку умения рас познавать эмоциональное состояние по мимике.
«Дневник настроений»
Заведите вместе с ребенком «дневник настро ений» - общую тетрадь, в которой вы каждый день вместе с ним будете отмечать его настроение. Если оно в течение дня меняется, то сделайте несколько отметок. Вводятся условные обозначения, например:
- веселое, радостное настроение;
- немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чем-нибудь;
- грустно и скучно, хочется плакать.
Вы можете вместе с ребенком придумать свои обозначения или расширить эти.
Дневник настроений усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, дает осознание своего эмоци онального состояния и умение выразить его словами.
2 занятие
Упражнение на релаксацию
«Апельсин»
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апель син, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут вы жимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.).
«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые 1 дети представляют, что они выжали сок), ручка теп лая.., мягкая.., отдыхает... »
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
Упражнение на распознавание эмоций
« Мимическая гимнастика»
Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщнть лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб глад ким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, на хмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью рас слабить брови, закатить глаза (а мне все равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щека (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).
Цель игры - изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.
3 занятие
Упражнение на распознавание эмоций
«Угадай-ка!»
Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передается небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.
Игра направлена на тренировку внимания и уме ния отследить состояние человека по мимике и пантомимике.
4 занятие
Упражнение на распознавание эмоций
«Волшебный мешок»
Перед этой игрой необходимо обсудить с ребенком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то и т. п. Затем ребенку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т. п. Этот мешок, со всем плохим, что в нем есть, выбрасыва ется. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.
Можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.
Игра направлена на осознание своего эмоциональ ного состояния и освобождение от негативных эмоций.
5 занятие
Упражнение на релаксацию
«Сдвинь камень»
Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый ка мень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступ ней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдви нуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 сек.). Затем нога воз вращается в исходное положение: «нога теплая.., мяг кая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.
«Рисуем эмоции пальцами»
Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать свое настроение с помощью пальцев.
Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, дайте ему возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.
6 занятие
«Музыка и эмоции»
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая - грустная, довольная - сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, бодрая - усталая, спокойная - взволнованная, медленная - быстрая, теплая - холодная, ясная - мрачная.
Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
«Рисуем настроение музыки»
После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки можно предложить детям нари совать ее. Это способствует формированию умения выразить свои чувства, впечатления через цвет, ри сунок. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.
7 занятие
Упражнение на релаксацию
«Черепаха»
Упражнение делается лежа, лучше на боку или жи воте. Попросите детей представить, что они малень кие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озе ра или моря - по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслабле ны, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и не уютно, она спрятала ножки, ручки и шейку в пан цирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под пан цирь, - 5-10 сек.).
Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Чере пашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теп лыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 сек.).
Беседа «Способы повышения настроения»
Обсудите с ребенком, как можно самому себе повысить настроение. Постарайтесь придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркале, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем сделать добро другому, нарисовать себе картинку и т. п.).
II. Раздел «Какой я?»
1 занятие
«Психологический автопортрет»
Это упражнение проводится с детьми младшего школьного возраста. На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: « 3а что меня можно любить?», на другой половине «За что меня можно ругать?». Если ребенок еще не умеет писать, можно попросить ответить на эти вопросы устно, а затем обсудить, что можно сделать для того, чтобы ругать его было не за что. Обратите внимание на то, чтобы варианты предлагал сам ребенок, и вы вместе обсуждали, насколько они приемлемы.
2 занятие
Упражнение на релаксацию
Расслабление в позе «Морской звезды»
Это упражнение следует делать как завершающее после упражнений, содержащих элементы напряже ния и расслабления.
Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в дру гом варианте - то, что им хочется).
Продолжительность упражнения 1-2 мин.
В конце упражнения попросите детей открыть гла за, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть встать.
«Кто я?»
Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?». Для описания используются характеристики, черты, интересы чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я - девочка», «Я - человек, занимающийся спортом», «Я - хороший человек» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы не повторяли то, что говорили предыдущие а описывали именно себя.
Эта игра дает детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон; расширить представления о себе.
3 занятие
«Рисуем себя»
Ребенку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и себя в прошлом. Обсудите с ним детали рисунка, в чем они различаются. Спросите ребенка, что ему нравится и не нравится в себе.
Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в ребенке по сравнению с прошлым и что еще хотелось бы изменить.
Описанная игра способствует усилению внимания ребенка к себе, к своим чувствам и переживаниям, а также развивают уверенность в себе. Она учит детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и раз личиям между людьми.
III. Раздел «Как справиться с гневом?»
1 занятие
Упражнение на релаксацию
«Олени»
Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох.
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам - навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
2 занятие
Упражнения на разрядку гнева безопасным способом
На первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психолога ми в работе с детьми являются следующие методы и способы:
1) комкать и рвать бумагу;
2) бить подушку или боксерскую грушу;
3) топать ногами;
4) громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
5) пинать ногой подушку или консервную банку (из -под «Пепси», «Спрайта» и т.п.);
б) написать на бумаге все слова, которые хочется ска зать, скомкать и выбросить бумагу;
7) втирать пластилин в картонку или бумагу;
8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).
3 занятие
«Пружинки»
Давай представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох!
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай...
Нет пружинок - отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Упражнение на отреагирование гнева через движение
(выполнение упражнения, как в группе, так и индивидуально)
1.Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). 3атем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.
2. Попросите их сосредоточиться на своих ощуще ниях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.
3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительн ый импульс движения должен исходить из той тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.
Обсудите с детьми:
легко ли было выполнить упражнение;
в чем они испытывали затруднения;
что они чувствовали во время выполнения упражнения;
изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.
4 занятие
Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины)
(упражнение выполняется индивидуально)
Для выполнения упражнения понадобятся листы для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).
1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (че ловеке), которая вызывает максимальное чувство гне ва, агрессии с их стороны.
2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (ча сти) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсуди те это с ребенком.
3.Когда ребенок будет рассказывать о своих ощу щениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?». Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.
4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, прояв ляя при этом искренний интерес, и отметить:
что изображено на рисунке;
что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;
может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);
изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок;
5.Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.
Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство де тей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону). В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант и также обсудить его с ребенком:
что он чувствует, когда рисует новый вариант;
попросить поговорить от лица нового рисунка;
каким стало его состояние теперь.
6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика.
Отечественный психолог И. Фурманов рекомендует не мешать им, поскольку, чем полнее они выс кажутся, тем более это будет способствовать измене нию образа в позитивную сторону, а, следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом.
5 занятие
Упражнение на релаксацию
« Волшебный сон »
Ребенок находится в позе покоя. Взрослый дает ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшеб ный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает « Волшебный сон».
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают
Отдыхают засыпают (2 раза).
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется (2 раза).
Дышится легко.., ровно... глубоко...
Длительная пауза,
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно ис пользовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка, для снятия накопившейся усталости и напряжения.
Упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы
(на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
Это упражнение разработала Т.П. Смирнова, оно проводится по факту (после физической агрессии). Смысл данного упражнения поясним на примере. Слово «ссора», которое автор использовал в работе с детьми, можно заменить на слова «гнев», «злость».
Рассадив участников драки в разные концы класса, автор предложила детям поговорить о ссорах. Каждый учащийся отвечает на вопросы в ходе обсуждения:
-Что такое ссора?
-Как воз никает ссора, с чего она начинается?
-Был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали?
- А что вам нравится в ссо ре?
-Что не нравится в ссорах?
-Если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?
-А какая ссора на вкус?
-А если ссору потрогать, то какая она?
-А какая ссора на слух?
После обсуждения детям предлагается нарисовать ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то). Потом рядом нарисовать сцену примирения. Психолог предлагает помириться драчунам, попросить друг у друга прощение.
6 занятие
Установление определенных правил, которые по могут детям справиться с собственным гневом, закрепление этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации)
Ввод правил
1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!»
Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП » в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами написано «СТОП». Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек.
Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрес сию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеле ный, золотистый, оранжевый) и подобрать соответству ющий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кай ме подойдет «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой - зеленого. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребенка и нра виться ему.
2. Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдох ни и посчитай до 10.
3. Для особо драчливых детей. Прежде чем перей дешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.
4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде, чем перейдешь к дей ствию, остановись и подумай, что ты хочешь сде лать.
5. Прочие правила.
К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребенка, в за висимости от характера проявляемой им агрессии (го ворит грубо со старшими, портит вещи, больно бьет и т.д.). Например, такими правилами могут быть: «Го вори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».
Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не де рись», «не ломай», «не груби» и т.д.
Все эти упражнения можно выполнять в ролевой игре как сами по себе, так и в сочетании друг с дру гом. Многие дети легко делают упражнения 2-5, если сначала им удается визуализировать знак «СТОП».
Закрепление правил в ролевой игре
Прежде чем перейти к закреплению правила в ро левой игре:
- следует расспросить ребенка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого- либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т.п., и составить перечень этих ситуаций;
- следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то, в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряженные для ре бенка), и что помогло ему сдерживать себя («помощники»), и составить список «помощников», если та ковые имеются;
- затем вводится правило (какое-либо одно!) Его также желательно записать. Далее, если ребенку 8 и более лет, то его следует попросить представить начало кон фликтной ситуации, вспомнить своих «помощников», а также представить, что ему удалось выполнить правило, и проследить в воображении, как при та ких условиях развивается ситуация далее;
- если ребенку удалось сделать это упражнение, то бе рется провоцирующая ситуация, похожая на одну из тех, что представлены в перечне (но начинать нужно с менее конфликтной), и с учетом введенного прави ла проигрывается в ролевой игре, где психолог либо сам берет на себя роль «противника-жертвы», либо приглашает для этой роли другого ребенка;
- с детьми до 7-7,5 лет, прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, вместо упражнения на воображение следует для лучшего закрепления навыка проиграть сначала игровую си туацию с куклами, резиновыми игрушками, «ле говскими» человечками. Для этого психолог вместе с ребенком сочиняет небольшую историю, отражаю щую проблемы самого ребенка и содержащую весь набор его деструктивных поведенческих реакций. Психолог вводит правило, и данное правило отраба тывается в игровой ситуации, которая может пре вратиться в целый спектакль. После того как ребе нок начинает легко следовать установленному пра вилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией;
- для скорейшего закрепления навыка можно исполь зовать поощрительные наклейки, призы, поздрав ления и т.п.
IV. Раздел «Я и другие»
1 занятие
«Биография по фото»
Для этого упражнения вам понадобится несколько фотографий. Хорошо, если эти фотографии принесут сами дети, но в этом случае надо проследить, чтобы каждому ребенку досталась не та фотография, которую принес он сам.
Дети составляют рассказы о людях, изображенных на фотографиях. Особое внимание сле дует обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек и каковы возможные причины этих переживаний.
Игра направлена на выработку чувствительности к переживаниям другого.
2 занятие
«Кулачки»
Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!
Это и каждое последующее упражнение повторяет 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы)
Пальчики сильней сжимаем -
Отпускаем, разжимаем.
(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.)
Знайте, девочки и мальчики Отдыхают наши пальчики.
Беседа «Кого мы называем добрым?»
С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.
Правила доброты:
- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
- прощать ошибки других;
- не жадничать;
- не завидовать;
- жалеть других.
3 занятие
Беседа «Кого мы называем вежливым?»
С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.
Правила вежливости:
- вежливость - умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
- будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя - попрощайся;
-не заставляй о себе волноваться, уходишь - скажи, куда идешь и во сколько вернешься;
-не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
Содержание бесед можно закреплять в сюжетно-ролевых играх («Школа», «Дочки-матери», «Боль ница» и др.). Обсудите, какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.
4 занятие
Беседа «Что значит любить родителей»
В ходе беседы обсуж даются вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близких? Как вести себя, если провинился? Как научиться понимать настроение родителей?»
5 - 6 занятия
Разыгрывание ситуаций
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
7 занятие
Ролевая игра «Агрессор и жертва»
Ход игры:
1) составьте вместе с ребенком список ситуаций (об стоятельств), в которых ребенок, как правило, вы бирает агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т.п.);
2) выберите ту из них, которая является наиболее ти пичной для данного ребенка, и проиграйте ее вмес те с ребенком. Причем в первом варианте игры ре бенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а психолог - самого «агрессивного» ребенка, психо лог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить мане ру. невербального повёдения «агрессивного» ребен ка (его позу, интонацию, взгляд), а также использо вал в игре типичные для данного ребенка выраже ния (слова) и манеру физического агрессивного по ведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно». По окончании ролевой игры обсудите вместе с ребенком:
- как он себя чувствовал в роли жертвы;
- что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем;
- изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;
- если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктив ным, менее агрессивным;
- обсудите вместе с ребенком эти новые варианты;
- закрепите в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации.
V. Раздел «Я стану добрее»
1 занятие
Упражнение на реконструкцию позитивного образа через детские воспоминания (для детей от 9 лет)
Упражнение проводится в небольшой группе (5-6 человек).
Один ребенок-доброволец усаживается на «горячий стул», остальные дети располагаются полукругом.
Ход игры:
1) ведущий просит детей внимательно посмотреть на сидящего на стуле (правило - «быть доброжелатель ным»). Дети должны постараться, опираясь на свои ассоциации, описать и высказать свои представле ния о том, каким был ребенок, сидящий на стуле, в более раннем детстве (ассоциации - свободные, кон кретный возраст не обязателен):
- как он выглядел внешне;
- какая была любимая одежда;
- какая была любимая еда;
- чем любил заниматься;
- какие игрушки были любимыми;
- какой был характер;
- кто любимые сказочные герои;
- на свое усмотрение все, что считаете возможным сказать (любимые друзья, сказки, мультфильмы и т.д.);
2) пока дети высказываются, ребенок, сидящий на «го рячем» стуле, молчит. После того как выскажутся все дети, ведущий задает вопрос ребенку, сидяще му на «горячем» стуле: «Что из того, о чем говори ли дети, совпадает с твоими воспоминаниями, а что не совсем? Что ты любишь делать сейчас?»;
3) после того как все дети побывают на «горячем» сту ле, проводится обсуждение:
- понравилось ли тебе быть на «горячем» стуле;
- если понравилось, то что именно;
- что не понравилось;
- где ты себя лучше чувствовал: на «горячем» сту ле или в группе;
4) занятие можно закончить рисунком на тему «Мои любимые детские воспоминания».
2 занятие
«Мне в тебе нравится...»
Упражнение выполняется в небольшой группе (5- 6 человек).
Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или не большая мягкая игрушка.
Ход игры:
1) дети вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравит ся..». Закончить фразу нужно комплиментом. По ложительно отметить можно цвет глаз, волос, де таль одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т.п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует зам кнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила;
2) через несколько секунд (8-10 сек.) ведущий воз вращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится...», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему;
3) не выходя из круга, следует обсудить с детьми, что они чувствовали, когда:
- получали клубок и слышали в свой адрес комп лимент;
- сами передавали его и говорили комплимент со седу;
- что было для них труднее, а что проще;
- что они чувствовали, когда нить объединила их? Лучше, если ребенок, который захочет высказать ся, будет держать в руках клубок.
3 занятие
Игра «Кто симпатичнее?»
Цель: формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного по ведения наименее привлекательные. Люди, совершающие аг рессивные действия, со стороны выглядят смешными.
Оборудование: Фотографии различных эмоциональных со стояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрес сивного поведения.
Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фо тографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие со стояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчеркнуть - так непривлекательно выглядит злой человек со сторо ны. Хотите быть похожими?
Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленно сти детей, наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже вы полненной работы задания упрощаются или усложняются.
Обработка результатов: Накапливаются данные об изменении состояний и эффективности коррекционной работы.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
4 занятие
Нехочуха.
Возраст. От четырех лет.
Цель. Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощение.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Обязательно.
Содержание. Взрослый читает стихотворение, показывая при этом движения, которые повторяют дети.
Я сегодня рано встал, (Потягиваются.)
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает, умываться заставляет!
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
- Не бери, поставь, нельзя! (Грозят пальцем.)
Я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.)
Не хочу я, не хочу!!! Тут из спальни папа вышел: - Почему такой скандал? Отчего, ребенок милый, Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.) Не хочу я, не хочу!!! Папа слушал и молчал, А потом он так сказал: - Будем вместе топотать, И стучать, и кричать... С папой мы поколотили, И еще поколотили... Так устали! Прекратили...
Игра «остров забияк»
Цель: Профилактика агрессивного поведения.
Оборудование: Специальное оборудование не требуется.
Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску. Никто ни с кем не разговаривает, не мирится, ничем не делится. «Хорошо вам?» - спрашивает фея. «Нет, худо нам, плохо», - отвечают дети. «А почему вам плохо?» - про должает фея... и т. д. Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших учеников.
Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качест ве главных отрицательных героев всем известных хулига нов.
Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как воспринимает агрессивное поведение.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
5 занятие
Конкурс хвастунов.
Возраст участников. От пяти лет.
Цель. Повышение самооценки, развитие эмпатии.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. От трех человек.
Участие взрослого. Обязательно.
Подготовка. Взрослый спрашивает детей, приходилось ли им когда-либо хвастаться. Каждый ребенок может рассказать свою «хвастушку». После чего взрослый предлагает им еще похвастаться, но не совсем обычным способом.
Содержание. Дети сидят в кругу и по очереди хвастаются успехами своего соседа справа: «У меня самый лучший сосед справа - Катя. Она лучше всех умеет бегать, весело смеяться».
Рекомендации. Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может либо помочь сам, либо предложить водящему попросить помощи у любого члена группы. Когда конкурс хвастунов закончится (дети скажут что-то хорошее про всех присутствующих), взрослый обсуждает с ними, что было приятнее: слушать, как про тебя говорят хорошие слова, или доставлять радость другому. Можно поговорить о том, трудно ли было вспомнить что-то хорошее о другом, что ребят удивило больше всего в высказываниях.
Игра «Поссорились и помирились»
Цель: Коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно поставить тех детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.
Реализация: Действие первое. Двое детей изображают по ссорившихся друзей. Они стоят спинами друг к другу и прито пывают ногами, руки на поясе, сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая музыка.
Действие второе: Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.
После игры проводится этическая беседа:
1.Что лучше - ссориться или дружить?
2. Пользу или вред приносят ссоры?
З. Как помириться, если вы уже поссорились?
4. Как долго можно быть в ссоре с другом?
5. Нужно ли прощать обиды?
6. Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться? И т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
"Методы и приёмы выработки у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья беглого и осознанного чтения"
Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяется представления детей с ОВЗ об окружающей действительности, обогащаются их наблюде...
КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК И ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ.
Данный материал предназначен для раскрытия творческого потенциала обучающихся с ОВЗ....
Технологическая карта урока физической культуры для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). Развитие двигательных качеств в подвижных играх.
Урок разработан для детей с особенностями здоровья....
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
Разработанный мной индивидуальный образовательный маршрут ученика 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные формы...
Особенности развития речи у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты, структура и условия освоения основной образовательной программы начального общего образования должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальной школы, включая обр...
Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...