«Обучение социально-коммуникативному взаимодействию школьников с РАС»
статья

Крюкова Ольга

 Варианты не вербального социально-коммуникативного  взаимодействия с  школьников с РАС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_sotsialno.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обучение социально-коммуникативному взаимодействию школьников с РАС»

учитель первой категории Крюкова О.И.

Коммуникация – (от лат. communicato – сообщение, передача; communico – делаю общим, связываю) – это обмен знаками, сообщениями и получение информации между двумя и более собеседниками, т. е. взаимодействие между тем, кто «говорит», и тем, кто «воспринимает», независимо от того, используется ли при этом речь. Если отсутствует «слушатель», то действие – даже включающее в себя произведение каких-либо звуков – не может быть коммуникативным.
Коммуникация для ребенка  – это то, как мы говорим, как мы используем слова, язык тела, социальные навыки, как мы понимаем ситуацию и то, о чем говорит собеседник.
 Одной из областей ключевых дефицитов ребенка с РАС, с которыми часто приходится работать педагогам, являются трудности в развитии коммуникации, языка и речи. Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда несет направленный, коммуникативный характер; другие совсем не пользуются вербальной речью. Серьезные дефициты в области коммуникации у детей с РАС приводят к нежелательному поведению (когда ребенок не может выразить свое желание или нежелание, он злится, может бросить предмет или ударить человека). Снизить уровень тревоги можно, обучив ребенка альтернативным способам  социальной коммуникации – при помощи картинок или жестов. Исследования показывают, что использование альтернативных средств коммуникации не может навредить ребенку и затормозить развитие вербальной речи, так как это лишь дополнительная поддержка коммуникации. При правильном использовании дополнительных средств ребенок все равно слышит обращенную к нему речь и начинает понимать ее, что является важным шагом на пути развития коммуникации.

Трудности,  с  которыми  сталкиваются  аутичные  люди,  пытаясь интерпретировать и понять то, что они видят, отражены в главных особенностях аутизма:  качественных  нарушениях  в  развитии  коммуникации,  социального взаимодействия и воображения. Коммуникация представляет собой обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно    коммуникация  подразделяется  на вербальную  и  невербальную.

Вербальная  коммуникация – это  коммуникация с помощью  слов  (активной  речи).

Невербальная  коммуникации – это  общение  с помощью  других  средств  (жест,  мимика,  положение  тела,  эмоциональные проявления и т.п.). В работе учителя  особую важность приобретает проведение коррекционной работы, повышение уровня адаптации детей с РАС к условиям внешнего мира.

Невербальная коммуникация поможет детям с РАС овладеть навыками общения, приспособиться к условиям окружающего мира, поможет адаптироваться в нем.

Альтернативная коммуникация – область знаний, которые включают в себя самые различные средства общения, специальные методики. Альтернативной коммуникацией называют все виды не голосового общения.

Под альтернативной невербальной коммуникацией понимается система способов и методов, как правило, помогающая выразить свои мысли и желания, дополняя или заменяя речь. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребёнка. Существует огромное количество устройств ВАК для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Некоторые дети с аутизмом не пользуются устной речью поэтому педагог вступая в коммуникативные  отношения с учеником  использует различные средства наглядности.  Применение  ВАК предоставит  ребёнку с РАС способ для социальной коммуникации с другими людьми.

Цели использования ВАК:

• построение функционирующей системы коммуникации;

• развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;

• развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

ВАК может:

-использоваться постоянно;

-временно замещать речь;

-использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

ВАК стимулирует появление речи и способствует ее развитию

Виды ВАК

Вспомогательные карточки. Включают в себя все символы-изображения и пиктограммы.  В связи с тем, что у аутичного ребенка плохо сформировано понимание речи, а точнее, он с трудом соотносит слова и объекты, ребенок не понимает (в самом прямом смысле), что и почему должно происходить. Надо «проговорить» и просмотреть. В качестве символов могут быть использованы: рисунки (нарисованные от руки или типографским способом), фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками). Лица и предметы, изображённые на фотографиях и рисунках, должны быть знакомы ребёнку. Хорошо если это будет рисунок выполненный самим ребенком, пусть и рука в руке. 

Жестовый язык. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога. Кроме того, существуют чисто практические причины, по которым обучение жестам может быть более успешным. Основная причина в том, что жестам проще учить – можно физически направлять руку ребенка. Даже если  ребенок  с РАС усвоит очень ограниченный словарь и будет воспроизводить только отдельные жесты, а не фразы, он все равно получит возможность сообщать о своих потребностях социально приемлемым способом, и окружающим будет проще его понять. Достаточно заранее выбрать максимум 5 жестов, которые обозначают что-то важное для ребенка, и которые он будет многократно использовать каждый день. Используется методика Макатон. Используются понятия соответствующий жест и символ (картинка), максимально точно передающие смысл или внешний образ. Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза. Жесты с большой вероятностью могут стать «переходным этапом» для ребенка, у которого совсем нет устной речи. Существующие научные исследования доказали, что если сопровождать жест устным словом, то это значительно улучшает устную речь ребенка, если она у него есть. Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками  или  фотографиями,  изображающими  эти  предметы  или  действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами.  Не следует путать жестовый язык,  и язык который используют глухие.  Жестовый язык для детей с РАС это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Из языка глухих в упрощенном варианте заимствуются только некоторые понятия. Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.

Интерактивные коммуникационные доски Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.

Коммуникационные устройства с синтезаторами речи Устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям с РАС. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребенка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы.

Книги разговоров. Книга разговоров может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.

Карточки PECS—это одна из альтернативных систем коммуникации. PECS - распространенный  метод  альтернативной  коммуникации  для невербальных детей и взрослых с аутизмом. Система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь. Программа PECS была разработана Программой Делавера по аутизму. Обучение системе PECS происходит в естественной для ребенка среде, в классе или дома, во время его типичных занятий в течение дня. Ребенок может сообщать о своих желаниях и потребностях, отвечать на вопросы учителя, передавать информацию. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями. Необходимо помнить, что перед началом использования карточек PECS с детьми РАС, в первую очередь нужно установить контакт с ребенком. В системе PECS общение основывается на обмене картинок, которые показывают желаемый предмет или желаемую деятельность ребёнка. Коммуникационный партнер (родители, братья и сёстры, учителя и другие) исполняют желания ребёнка, после получения от него картинки. Желания могут быть разные, например: 1. Я хочу качаться на качелях; 2. Я хочу конфету; 3. Я хочу гулять.

С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями карточек PECS последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.

Стадия первичного обучения – осуществляется физический обмен картинки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребёнку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи.

Вторая стадия обучения – обучение ребенка отдавать карточку, если человек не рядом (спонтанные действия). Необходимо сделать книгу с набором карточек и коммуникационное поле (книгу), на которое ребёнок будет выкладывать карточки, изученные ранее.

Третья стадия обучения – выбор двух-трёх различных картинок, обучение распознавать, что изображено на карточке. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов. Важная составная часть – научить ребенка находить нужную карточку в книге.

Четвертая стадия обучения – обучение составлять предложения из карточек. Используются полоска в книге для составления предложения «Я хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)», также используется техника «обратной цепочки». Ребенка учат просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко). В конце этапа в коммуникативной книге ученика содержится, как правило, 25-50 небольших карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнёрами.

Пятая стадия обучения – обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек. Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?» Взрослый задаёт вопрос перед тем, как ребенок начинает составлять предложение.

На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций и т.п.

Шестая стадия обучения – обучение делать комментарии при помощи карточек. Ученик должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы: «Что бы ты хотел?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?». Внимание обращается не столько на требование вещи / деятельности, сколько на назывании данного явления. В начале педагог действует так же, как и на предыдущих этапах: задаёт вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Постепенно визуальная опора исчезает.

Зачем нужна вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК)?

● Одним из самых веских аргументов в пользу альтернативной системы коммуникации является то, что неговорящий ребёнок получает возможность сообщать близким о своих потребностях;

● Даже в тех случаях, когда ребёнок был способен говорить отдельные слова, картинки  и жесты подскажут ему как правильно и последовательно выстраивать слова в предложении;

● Если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование вспомогательной  и альтернативной коммуникации только ускорит возникновение речи, а также процесс ее освоения.

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной)  коммуникации,  всегда  нужно  помнить  о  том,  что  это  долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Для  того  чтобы  освоение  систем альтернативной  (дополнительной)  коммуникации  шло  более  эффективно,  в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия  и  игры,  развивающие  все  стороны  личности  ребёнка:  двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

Процесс формирования коммуникативных навыков у детей с РАС, зависит от индивидуально-личностных особенностей ребенка, возраста с которого начался процесс формирования коммуникативных навыков и методического инструментария, который выбрал специалист для работы с детьми. Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с детьми с РАС, способствуют налаживанию контакта между детьми и взрослыми

Если комбинировать ВАК, социальную поддержку, организационную

поддержку и инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно

улучшить социальную коммуникацию и общение среди детей с аутизмом. Навыки социального взаимодействия, коммуникации и речи – одни из самых сложных для ребенка с аутизмом, поскольку относятся к области дефицитов РАС. Перед выбором задач необходимо провести оценку навыков ребенка и ставить цели, соответствующие его ближайшей зоне развития. Завышенные или заниженные ожидания лишь усложнят обучение. Важно не бояться и  как можно раньше начать использовать инструменты ВАК (если они необходимы ребенку), не останавливаться только на развитии речи, а развивать коммуникацию в целом.

Таким образом, система невербальных средств общения, наряду с традиционными логопедическими технологиями, помогает формировать речь у обучающихся с расстройствами аутистического спектра, улучшает всестороннее развитие ребенка, также активизирует его участие в коррекционно-развивающем педагогическом процессе, способствует развитию коммуникативных навыков и интеграции обучающихся в социум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-коммуникативных компетенций средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Презентация "Формирование социально-коммуникативных компетенций средствами УМК «Перспективная начальная школа»...

Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников  имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...

Статья. "Современные технологии социально-коммуникативного развития школьников".

Взаимодействие с окружающими невозможно без знаний и навыков, позволяющих выстраивать эффективные связи. Вот почему вопросам социально-коммуникативного развития учащихся уделяется так много внимания в...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема формирования социально-коммуникативной компетентности родителей младших школьников является актуальной. Вопросом сотрудничества учителя начальных классов и родителей младших школьников занима...

Статья «Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ

laquo;Квест  - игра»  как средство развития     социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ...

«Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлек...

Презентация «Обучение социально-коммуникативному взаимодействию школьников с РАС»

Обучение социально-коммуникативному взаимодействию школьников с РАС, не владеющих вербальной коммуникацией....