«Планируемые результаты внеурочной деятельности «Я исследователь» в начальной школе в условиях реализации ФГОС средствами СДО»
статья
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В статье рассматриваются планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности на примере внеурочной деятельности «Я-исследователь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master_klass.docx | 598.87 КБ |
issledovmaster.pptx | 1011.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Я исследователь» в начальной школе в условиях реализации ФГОС средствами СДО
Клепец Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Ермаковская СОШ №2»
Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В статье рассматриваются планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности на примере внеурочной деятельности «Я-исследователь».
Ключевые слова: планируемые результаты внеурочной деятельности, внеурочная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, Способ диалектического обучения
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.[3, c. 3]
Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы.
Целью организации внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; создание благоприятных условий для развития ребёнка.
Задачи внеурочной деятельности школы:
- обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе,
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- формирование здорового образа жизни;
- углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.[2, c.14]
Методика
Способов достижения планируемых результатов множество. Понятно, что каждый педагог находит для себя, а главное для своего класса более приемлемый. Мне, например, в этом хорошо помогает способ диалектического обучения. На протяжении уже нескольких лет я решаю для себя такие вопросы: Как оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка?
Сегодня я поделюсь своими наработками в решении этих проблем во внеурочной деятельности «Я-исследователь». На занятиях мы не только систематизируем знания по окружающему миру. Но и знакомимся с понятиями, которые изучают в старших классах. Несмотря на сложность некоторых понятий, ученики начальных классов очень хорошо разбираются в них, а главное, ребята приобретают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата, желание презентовать свою работу; и самое важное – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивированность их к учению и познанию.
Развитие умения задавать вопросы и анализировать
Сегодня я вам представлю фрагменты из нескольких занятий по теме «Как использует человек цвет и запах растений». Сейчас я вам предлагаю побыть в роли учеников.
- Посмотрите на экран. Прочитайте слова, записанные на экране.
Цветок, корень, стебель, лист, плод, цвет.
- Сгруппируйте слова по какому-то признаку и запишите столбиками. Обобщите эти понятия.
- Почему вы так разделили? Определите основание деления (индивидуально, а потом в группе).
- О чем может пойти речь на нашем занятии?
- Так что мы понимаем под словом растения? (растения, одно из царств органического мира», важнейшим отличием которых от других живых организмов является способность к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических)
- Укажите теперь лишнее понятие среди данных, назвав критерий, по которому вы выделили это понятие.
Основание деления: органы растения. Лишнее: цвет ( по наличию пигмента)
- У вас на столе находятся части цветка: соберите воедино их так, чтобы у вас получился целый цветок. Подпишите название каждой части. Определите назначение каждой части. (Индивидуально, потом в группе).
Цветок располагается на цветоножке. (Цветоножка — часть стебля, несущая цветок.)
Расширенная часть цветка называется цветоложе. (Цветоложе — верхняя часть цветоножки, к которой прикрепляются все части цветка — чашечка, венчик, тычинки, пестики.)
На цветоложе располагаются остальные части цветка: чашелистик (Чашелистики защищают цветок еще в бутоне), лепестки (Лепестки играют иную роль, чем чашелистики: они привлекают опылителей и содействуют успешному опылению.). Совокупность лепестков составляет венчик (венчик обрамляет чашечку, состоит из листочков — лепестков).
Главные части цветка – это тычинка (образуют большое количество микроспор – пыльцу) и пестик (формирование плода и семян) . Они располагаются в центре цветка.
- А теперь сравните с таблицей. (На экране таблица «Строение цветка» )
- Сформулируйте вопрос-понятие к слову цветок, используя карточку №1 (Что такое цветок? Что называется цветком?)
Цветок – это часть растения, предназначенная для выработки пыльцы или семян, или того и другого вместе.
- Здесь можно предложить игру, которая позволяет развивать аналитические способности.
Игра «Найди ошибки»
- Самая яркая часть цветка - венчик. Именно он бывает окрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков.
- Выскажите свои предположения, зачем цветку яркость лепестков. Выберите в группе наиболее удачное предположение и представьте свои варианты.
Окраску цветку придают его второстепенные части, играющие защитную или «сигнальную» роль, привлекая к себе насекомых.
Развитие умения переводить информацию из одной формы в другую
- Выскажите свои версии, что придаёт растениям цвет? (предположения). Трудолюбивые пчёлы, принесли нам слово. Запишите его в клеточках, и вы узнаете это вещество.
- Поработайте с материалом карточки, узнайте названия пигментов и распределите цвета в нужный столбик таблицы.
ОТЧЕГО ЦВЕТЫ ИМЕЮТ ЦВЕТ?
Окраска зависит от содержащихся в клеточном соке растений красящих веществ, или пигментов.Пигмент - окрашенное вещество в организме, участвующее в его жизнедеятельности и придающее цвет чешуе, цветкам, листьям.
«Антоцианы» — так называются пигменты, придающие цветам красный, сиреневый, синий, фиолетовый и другие оттенки. Эти пигменты растворяются соком цветков.
Другие цвета, такие, как желтый, оранжевый, зеленый, образуются благодаря другим пигментам. К ним относятся «пластиды». У этих пигментов различная химическая структура.
Бесцветные пластиды называют лейкопластами, окрашенные — хромопластами, а зеленые пластиды зовутся хлоропластами. Пластиды присутствуют только в растительных клетках.
Наиболее распространен хлорофилл а (найден у всех зеленых растений) имеет голубовато-зеленый цвет. Хлорофилл б – желтовато-зеленый.
Лейкопласты – бесцветные пластиды,
Хромопласты – пластиды оранжево-красного и желтого цвета, образующиеся из лейкопластов и хлоропластов. Они встречаются в клетках лепестков (лютик, нарцисс, тюльпан, одуванчик), зрелых плодов (томат, тыква, арбуз, апельсин), редко – корнеплодов (морковь, кормовая свекла), а также в осенних листьях.
Итак, раскраска цветов зависит от наличия пигментов «антоцианов» и «пластидов». Одни пигменты обеспечивают одну окраску, другие — другую.
Пигменты (по химической структуре) | |
антоцианы | пластиды |
Красный Сиреневый Синий Фиолетовый | Жёлтый Оранжевый Зелёный Белый |
- Обсудите в группах результаты индивидуального труда. Представьте классу свои результаты.
- Установите основание деления в данной таблице.
Здесь же можно предложить по карточке №3 сравнить пигменты.
Развитие умения работать с текстом (структурирование текста, составление логических схем)
- Построить логическую схему к понятию «Пигменты».
Пигменты
антоцианы пластиды
лейкопласты хромопласты хлоропласты
Развитие умения высказывать суждения и делать умозаключения
- Докажите, что этот цветок содержит пигмент «антоциан» (по рисунку который собирали).
Все цветы красного цвета имеют пигмент антоциан.
Этот цветок красного цвета.
Следовательно, этот цветок имеет пигмент антоциан.
- Составьте толковый словарик по теме занятия. Для этого укажите стрелками пояснения к словам.
Развитие умений наблюдать
-Давайте понаблюдаем наличие различных пигментов в растении практическим путём. Предположите, как это можно сделать? ( На столах салфетка, цветы, листья).
- Сделайте вывод.
- Чем объяснить, что растения имеют запах? Выдвигают гипотезы. Подтвердим свое предположение. Сначала прочитаем статью в интернете. (http://beaplanet.ru/cvetkovye_rasteniya/funkcii_cvetka/zapah_cvetov.html).
Развитие умения работать с текстом (составление рассказа по плану)
- Составьте рассказ по плану. Сравните результаты индивидуального труда и представьте ответ классу.
1. Какое вещество придаёт запах?
2. При каких условиях мы чувствуем запах?
3. Отчего зависит разнообразие запахов?
Почему цветы пахнут?
Только десятая часть всех растений опыляется ветром, а большинство цветов опыляют насекомые, иногда даже летучие мыши и птицы переносят между растениями созревшую пыльцу. Чтобы привлечь опылителей, цветы выделяют смеси пахущих веществ, которые могут переноситься на большие расстояния водой и ветром.
Запах цветам придают специальные масла, которые содержаться на лепестках, семенах, плодах, в листьях, корнях и коре. Эти масла выступают катализатором роста растения. Эфирные масла очень легкие, во многом это объясняется тем, что в них не содержится жира. Они имеют сложную структуру, разлагаются при определенных условиях и образуют летучее масло. Люди ощущают запах, когда летучее масло испаряется. Химический состав эфирных масел очень сложен, нередко количество веществ, содержащихся в них, достигает пятисот разновидностей и далеко не все из них можно распознать и изучить.
Цветы обладают ароматом, вот поэтому они пахнут и привлекают тех, кто им нужен для опыления.
Различные запахи, которые испускают цветы, зависят от химических элементов летучих масел, их сочетание создает различные запахи.
У пчел в усиках есть чувствительные детекторы, поэтому цветы, которые опыляются пчелами, имеют запах. Раскрывающиеся только ночью цветы имеют очень сильный аромат, что помогает находить их в темноте ночным мотылькам. Некоторые цветы имеют противный запах гниющего мяса или подобных разлагающихся веществ — они, таким образом, привлекают к себе мух. Цветы, имеющие с человеческой точки зрения неприятный запах привлекают летучих мышей, которые нуждаются в растениях для питания.
- 1 группа отвечает на первый пункт плана, 2 группа – на второй, 3 группа – на третий.
• Цветы имеют запах при наличии эфирных масел на лепестках.
• При определённых условиях эти масла становятся летучими и очень быстро испаряются.
- Различные запахи зависят от различных сочетаний компонентов масел.
Развитие умения находить причину и следствие
- Посмотрите на экран и найдите причину и следствие.
- Известно, что эфирные масла на лепестках летучие, при этом они быстро испаряются.
- Чем больше сочетаний компонентов масла, тем интереснее запах цветка.
Цветы обладают ароматом, поэтому они привлекают опылителей.
- Докажите опытным путём наличие масла в органе растения, лежащего у вас на столах (апельсин, хвоя, семена).
Листья | Корни | цветок | плоды | семена |
хвоя | имбирь | роза | апельсин | грецкий орех |
- Сделайте вывод.
Развитие умения работать с различными источниками информации
- Используя эти знания, люди с древних времён изготавливали духи из цветов. Этот процесс назывался «анфлераж».
- Посмотрите фильм и распределите этапы в нужном порядке.
-сверху клали очищенное свиное сало;
-на них помещали кусочки стекла;
- брали деревянные рамы;
- покрывали лепестками цветов;
- получают эссенцию.
-Сверьте с моим образцом. (на экране)
- брали деревянные рамы;
- на них помещали кусочки стекла;
- сверху клали очищенное свиное сало;
- покрывали лепестками цветов;
- получают эссенцию.
Этот опыт проводится в домашних условиях.
Развитие умения экспериментировать
Попробуем смоделировать современный метод. Поместим хвою кедра (герани, Кору апельсина) в колбу с небольшим количеством воды. Колбу закроем пробкой с длинной стеклянной трубкой, опускающейся вниз под углом; конец трубки поместим в пробирку, поставленную в стакан с холодной водой. Колбу нагреем на спиртовке. Эфирное масло вместе с парами воды испаряется и проходит по трубке в пузырек, где и охлаждается. Для получения духов эфирное масло растворим в слегка подогретом спирте.
В результате опыта мы пришли к выводу, что духи можно получить в домашних условиях из многих растений.
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:
- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
- творческая самореализация детей;
- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
- психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;
- реализация игрового сюжета в деятельности детей.
Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.
Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:
- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);
- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. [1, c.56-57]
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:
- представление коллективного результата группы обучающихся;
- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Выводы
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников средствами СДО направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки и техники.
Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
И вот уже на протяжении многих лет мои обучающие получают призовые места в районных и краевых конкурсах исследовательских работ. Два года мои ребята представляли наш район на Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в городе Москва.
Перспективы
Для оценки эффективности деятельности внеурочной деятельности сейчас думаю, как оформить карту достижений, в которую будут вноситься индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений использую также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, практические работы, творческие работы. [1, c.15 ]
Литература:
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова.-М: ТЦ «Сфера», 2001–128 с.
- Дубинец Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый.-2015.-№1.2.-С.13-16.
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внеурочная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы.
Цель и задачи Целью организации внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; создание благоприятных условий для развития ребёнка. Задачи внеурочной деятельности школы: - обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе, - организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся; - включение учащихся в разностороннюю деятельность; - формирование навыков позитивного коммуникативного общения; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; - развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); - формирование здорового образа жизни; - углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
Ожидаемые результаты -создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; - творческая самореализация детей; - формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; - психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; - реализация игрового сюжета в деятельности детей.
планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности - первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания; - второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; - третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося; представление коллективного результата группы обучающихся; качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Цветок, корень, стебель, лист, плод, цвет
тычинки пестик лепестки чашелистики цветоложе цветоножка Строение цветка
Развитие Умения задавать вопросы
тычинка пестики лепестки чашелистики цветоложе цветоножка Развитие Умения анализировать
Развитие умения переводить информацию из одной формы в другую Пигменты антоцианы пластиды
Развитие умения переводить информацию из одной формы в другую Пигменты антоцианы пластиды Красный Сиреневый Синий Фиолетовый Жёлтый Оранжевый Зелёный Белый
Развитие умения работать с текстом Структурирование текста, Составление логических схем
Развитие Умения высказывать суждения и делать умозаключения Суждение – высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить, значит высказывать суждения. Суждение – одна из форм логического мышления Задание: выскажите суждение и сделайте умозаключение Все цветы красного цвета имеют пигмент антоциан. Этот цветок красного цвета. Следовательно, этот цветок имеет пигмент антоциан.
опыление Окрашенное вещество в организме, участвующее в его жизнедеятельности и придающее цвет чешуе, цветкам, листьям. Насекомые опылители Это часть растения, предназначенная для выработки пыльцы или семян, или того и другого вместе. пигмент Насекомые, которые опыляют растения. цветок Перенос пыльцы с одного цветка на другой. Развитие умения работать с текстом Структурирование текста, Составление логических схем
Развитие умений наблюдать и экспериментировать Наблюдение – акт интеллектуальный. Наблюдение – вид восприятия, характеризующийся целеустремленностью.
выводы внеурочная деятельность младших школьников средствами СДО направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины; во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов; представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.; для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
Спасибо за внимание! творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Направления внеурочной деятельности по ФГОС...
Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Подвижные игры.
Представлена презентация об одном из видов внеурочной деятельности- подвижных игр....
Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...
Оценка достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО
С 1 сентября 2011 года начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в рамках которого все учителя планируют на уроках достижение...
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
Выступление "Внеурочная деятельность по математике в начальной школе как форма реализации ФГОС"
В статье обобщен опыт внеклассной работы по математике с учащимися начальных классов...
Планируемые результаты внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности...