ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
статья

Решетникова Ирина Михайловна

При переходе к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ФГОС58 КБ

Предварительный просмотр:

    ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)   ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в том числе и ФГОС УО, в основе которого лежит формирование БУД (базовые учебные действия).
С 1 сентября 2016 года мы приняли детей по новому стандарту согласно ФГОС  УО (интеллектуальными нарушениями). У меня в 1 «а» классе 12 учащихся, из них 10 детей обучаются по 1 варианту, а двое детей по второму варианту.

Что мы ждем от реализации ФГОС?

  • развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
  • сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
  • освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю их обязательной социальной интеграции, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов школы. По новому стандарту, работа с семьей выделяет как одна из важных областей образовательного процесса,

На сегодня педагоги достаточно теоретически подготовлены к введению ФГОС, мы принимали участие во многих конференциях, семинарах, прошли повышение квалификации при БРИОП.  Но, только этого не достаточно.

Учителя, обучившиеся на курсах, понимают, что свою работу, подходы надо менять. Но как? Какие приемы и методы надо выбрать? Все остается неясным.  На сегодня, мы можем выделить некоторые проблемы, с которыми мы столкнулись за это время:

- нет единого диагностического инструментария для выявления освоения БУД;

- сложности при формировании и реализации программы;

- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть мебель; библиотечный фонд для начальных классов нужно расширять; каждый кабинет необходимо подключить к локальной сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; нет интерактивных  досок; недостаточно дидактического материала и т.д.).

При переходе к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные

     Общие.

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :

-  планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;

     Системные проблемы:

Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований к результатам, структуре программы, к условиям образовательного  процесса.

     Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения АООП:

-  недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности;

- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников;

     Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре АООП:

-  сложности при формировании  и реализации  программы  духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

- сложности в организации внеурочной деятельности (Учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде,  как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки,  под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом.  А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»;  «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)

     Проблемы неготовности к условиям реализации АООП:

 - недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель;  библиотечный фонд для начальных классов  нужно расширять;  каждый кабинет необходимо подключить к локальной  сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана; компьютерный класс для начальной школы или хотя бы оборудовать место работы каждого  учителя) ;

-малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;

- нехватка площадей для нашей школы (здание построено по типовому проекту , которое на данном этапе в основном не соответствует  требованиям СанПин, федеральным требованиям  к организации образовательного процесса -  согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся)

     Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

 - психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением  в силу возраста или профессиональной усталости  и др.;

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной  и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы  с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

- профессиональная, определяемая неготовностью учителя  к реализации  в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций;

Эти проблемы возникли не потому,  что учитель не хочет перестроиться, а потому,  что ТРУДНО перестроиться.

Пути решения проблем.

Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика БУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности» и т. д).
Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС :
- организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке АООП,  
- организовать работу по мониторингу формирования БУД;
Работы много, у учителей возникает единственный вопрос: «Когда всё успеть?».
Ещё одна проблема, которая напрямую волнует учителя: обеспечение учебниками и методическими рекомендациями, соответствующими новым ФГОС УО.
           Стандарты нового поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС УО придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках ВСЕЙ ШКОЛЫ.
         Необходимо изменить деятельность всех структурных подразделений школы, участников образовательного процесса через системное сотрудничество. Четко планировать организационные мероприятия введения ФГОС, которые должны способствовать формированию в школе образовательной среды, методическому сопровождению деятельности педагогов, информационному просвещению общественности и семьи.

Способствовать осознанию необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды родителями; родителей вовлекать в процесс разработки АООП школы. Педагогам активно участвовать во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС; теоретически и практически осмыслить идеологию и методологию ФГОС; развивать практику непрерывного профессионального образования.
Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться.

Желаю вам, уважаемые коллеги, наличия у вас этого качества.

Творчества, терпения, здоровья всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4

Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...