доклад "«Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
методическая разработка

Панфилова Наталья Владимировна

  Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Для обучающихся с ОВЗ проблема формирования навыка чтения особенно актуальна. В докладе я поделилась своим опытом работы в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Для обучающихся с ОВЗ проблема формирования навыка чтения особенно актуальна

 Формированию полноценного навыка чтения  у школьников с ОВЗ препятствуют такие факторы:

1) Дефекты произношения;

2) Недостаточное развитие мелкой моторики, координации в пространстве, временной ориентировке;

3) Недостаточное развитие способности к переключению;

4) Неустойчивое внимание, снижение слуховой, зрительной памяти, слабо развито словесно-логическое мышление;

5) Понижена познавательная активность, слабо проявляются волевые усилия для преодоления трудностей в учебной деятельности.

Данные нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

Изучив методическую литературу и опираясь на свой педагогический опыт, я наметила основные направления и приемы работы по формированию навыка чтения учащихся, обучающихся по адаптированной программе, и выбрала для себя эффективные коррекционно-развивающие приемы обучения чтению,

Направления работы по формированию навыков чтения у школьников с нарушением интеллекта выглядит следующим образом:

1.      Формирование читательской компетенции  на уроке чтения и развития речи.

2.      Формирование интереса к книге на специальных библиотечных часах.

3.      Работа над чтением в  процессе уроков внеклассного чтения и внеурочной деятельности.

4.      Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению.

Кратко охарактеризую содержание деятельности по каждому направлению:

1. Формирование читательской компетенции  на уроке чтения и развития речи. выбрала для себя эффективные коррекционно-развивающие приемы обучения чтению,

Приемы работы над правильностью чтения:

  • Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.
  • упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, укрепление и развитие голоса);
  •  упражнения на развитие мелкой моторики. Развитие моторики рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических процессов.  упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
  •   индивидуальные слоговые таблицы;

        Упражнения

  1. «Кружки»

На доске таблица из разноцветных кружков, расположенных в 3-4 ряда по 8 кружков в каждом.

Дети читают (называют цвета)

     - с убыстрением;

     - через один кружок;

     - через два кружка.

Упражнение развивает произвольное внимание, зрительное восприятие, умение следить глазами по строчке, не перепрыгивая на другую.

  1. «Кто быстрее»

На столе рассыпаны статьи их больше чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение (написано на доске). По команде «начали!» каждый ученик берет статью и скользит по тексту в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, развитию смысловой догадки.

   Например , находим строчку «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.»перед чтением текста «Галка».по Житкову

  1. «Фотоглаз»

Учитель быстро показывает слова и слоги на карточках дети смотрят «фотографируют» называют учителю. Аналогично проводится работа со словами которые встретятся в тексте( написаны на доске). Например: синицы, сороки, снегири, красногрудые.(дети читают, доска переворачивается)

- Названия, каких птиц вы запомнили?

- Какое слово здесь лишнее и почему?

- К какой птице подойдет это слово, почему?

Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов, совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

  1. «Угадай»

- чтение текста, перекрытого полосками.

   Это упражнение способствует развитию смысловой догадки, что способствует ускорению скорости чтения и углублению восприятия его содержания.

  1. «Буксир»

   Учитель читает текст , варьируя скорость чтения. Дети читают тот же текст, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки, на каком либо слове. Дети должны также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами делает выборочную проверку.

   Упражнение развивает скорость и гибкость(умение менять скорость в зависимости от содержания).

  1. «Молния»

Повышает верхнюю границу индивидуального диапазона скорости. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения вслух.

  Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!».

  1. «Финиш»

Учитель указывает слово, предложение до которого дети должны дочитать текст. Дочитав до нужного слова, дети поднимают руку.

Развивает скорость чтения, внимание.

  1. Чтение с «ошибкой»

Учитель читает текст, допуская ошибки, дети хором исправляют.

  1. «Игра в прятки»

  Учитель начинает читать любое предложение. Дети находят его и заканчивают чтение.

Упражнение развивает скорость чтения, внимание к слову, расширяет оперативное поле зрения.

  1. «Сравни»

  Чтение домашнего и незнакомого текста в сравнении (проверка скорости чтения)

  Прежде всего, для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Используются различные виды чтения:

- чтение по абзацам,

- по эстафете( ученики  сам называют того, кто будет читать дальше),

- по цепочке (предложения текста прочитываются поочередно),

- выборочное чтение,

- сопряженное чтение ( текст начинает читать учитель вместе с детьми. Затем на время учитель замолкает, а дети продолжают читать хором),

 - комбинированное чтение  (в тексте выделяются строчки для чтения хором)

- контроль детей за чтение товарищей с последующим сообщением количества и характера ошибок.

- жужжащее чтение;

- чтение в парах.

На уроках чтения важное значение придаю работе в тетрадях. Она дает возможность организовать самостоятельную работу детей, использовать разно уровневый подход.

2.      Формирование интереса к книге на специальных библиотечных часах.

Большую роль в приобщении детей к книге играют библиотечные уроки. С нашим классом тесно сотрудничает школьный библиотекарь. Она особое внимание уделяет бережному отношению к книге. Ведь невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Проводит тематические книжные выставки, знакомит с детскими журналами

Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению

 Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей.

К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, непременно устраиваю  книжные выставки, готовлю презентации, в которых отражаю: данные очередной проверки техники чтения детей; анализ читательских формуляров; тестирования детей и родителей; памятки для совместного чтения взрослых и детей; памятки работы с произведением.

На консультациях со школьным психологом и логопедом родители получают рекомендации по выполнению речевого режима, по соблюдению речевых правил, которые необходимы данной категории учащихся

    Таким образом, проводимая мною работа имеет положительный результат. Мои ученики стали заметно лучше разговаривать, стали учить стихи и не бояться выступать, Начали читать, появился интерес к чтению и как следствие улучшились результаты по всем предметам. Тесное сотрудничество учителей, логопедов, воспитателей, психологов и родителей, единство их требований, учет индивидуальных особенностей учащихся позволяет достичь определенных результатов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Реализация ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)

Реализация ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)...

Реализация ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)

Реализация ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (из опыта работы)...