Учебные задачи
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Решение учебных задач
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является основным. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.
Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках.
Этапы учебной деятельности в системе Эльконина- Давыдова
- Постановка учебной задачи
- Решение учебной задачи через решение частных задач, включая практические, творческие, проектные задачи
- Выделение и отработка способов деятельности
- Контроль
- Рефлексия с выходом на новую учебную задачу
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.
Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением).
Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:
- научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
- стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
- содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;
- оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
- задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.
Для осуществления перечисленных образовательных условий предлагается ввести еще один тип задач — проектные задачи.
Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе, решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.
Пример учебной задачи по математике для 4 класса по теме «Сравнение многозначных чисел»
Таксономия учебных задач (по Д. Толлингеровой)
1. Задачи, предполагающие воспроизведение знаний
1.1. Задачи на узнавание
1.2. Задачи на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий)
1.3. Задачи на воспроизведение определений (норм, правил и т.д.)
1.4. Задачи на воспроизведение текста (стихотворений и др.)
2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции
2.1. Задачи на определение фактов (измерение, взвешивание, решение простых математических задач и пр.)
2.2. Задачи на перечисление и описание фактов (список, перечень)
2.3. Задачи на перечисление и описание процессов и приемов деятельности
2.4. Задачи на анализ и синтез
2.5. Задачи на сравнение и различение (компарация, дискриминация)
2.6. Задачи на упорядочивание (классификация, категоризация)
2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ и пр.)
2.8. Задачи на абстракцию, конкретизацию, обобщение
2.9. Задачи на решение простых заданий, предполагающие манипуляцию с неизвестными величинами и их поиск по правилу, формуле
3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции
3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах)
3.2. Задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения и пр.)
3.3. Задачи на индукцию
3.4. Задачи на дедукцию
3;5: Задачи на аргументацию (доказывание верности, верификация)
3.6. Задачи на оценку явлений, событий, процессов, решений
4. Задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение
4.1. Задачи на сочинение обозрения (конспекты, резюме и пр.)
4.2. Задачи на сочинение доклада, отчета, обзора и пр.
4.3. Задачи на самостоятельные письменные работы, проекты, изложение экспериментов и пр.
5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление
5.1. Задачи на применение на практике
5.2. Задачи на решение проблемных ситуаций
5.3. Задачи на целеполагание и постановку вопросов
5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных
5.5. Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма 1 - Проверка умения понимать учебную задачу
Форма анализа диагностической контрольной работы по проверке умения понимать учебную задачу, предъявляемую дя индивидуальной деятельности, учащимися класса...
Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова....
Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”
Урок математики по теме: "Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...
Статья "Алгоритм постановки и решения учебных задач"
Чем же отличается обучение по системе РО Эльконина-Давыдова от других развивающих систем? Тем, что основной задачей обучения является построение научной системы понятий и освоение наиболее общих принц...
Система контроля и оценивания на уроке русского языка как самостоятельная учебная задача.
Методические приёмы для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибк...
Урок постановки учебной задачи.
Урок постановки учебной задачи...
Система учебных задач, направленных на формирование УУД младших школьников
В статье рассматривается система задач, направленных на формирование УУД младших школьников....