Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_proektirovaniyu_uroka_puz.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Селенгинская СОШ №2»
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУ «Кабанское Районное управление образованием»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Методические рекомендации
по проведению урока постановки учебной задачи
в системе развивающего обучения
Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Михайлова Е.П.
учитель первой квалификационной категории
п. Селенгинск
2015 г.
Пояснительная записка
Особый интерес в настоящее время к системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, стандартам второго поколения, цели и задачи которых соответствуют целям и задачам развивающего обучения.
Стратегической целью развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.
Цель данного пособия – отразить последовательность этапов работы, обусловленных логикой разворачивания постановки учебной задачи (ПУЗ) в рамках учебной деятельности.
Задачи:
- познакомить со структурой урока ПУЗ;
- дать представление об учебной задаче;
- показать важность урока ПУЗ в системе других уроков;
- дать методические рекомендации по использованию данного пособия.
В системе развивающего обучения (РО) существует своя типология уроков.
Постановочные уроки – это наиболее острые и трудные уроки в курсах обучения по системе РО, потому что именно на этих уроках происходит драматический переход от старого к новому способу действий.
Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача. При этом учебная задача – это не любое задание, решаемое детьми на уроке. Учебная задача – понятие, введенное в психологию обучения авторами теории учебной деятельности, и оно означает только такую задачу, решая которую, дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач.
Понятно, что постановка и решение подобной учебной задачи – дело не одного урока, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.
Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели.
Рассмотрим структуру урока постановки учебной задачи.
Тип урока | Структура урока |
1. Урок постановки учебной задачи | 1.Создание ситуации успеха. 2.Создание ситуации разрыва. 3.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. 4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. 5.Рефлексия. |
Содержание рекомендации | Средства взаимодействия | Формы взаимодействия | Этап урока | Тип урока для возможного использования рекомендации | Результат |
Создание ситуации, являющей детям освоенность тех способов действий, без которых нельзя ставить новую учебную задачу. Не рекомендуется проверка домашнего задания. | Конкретно-практическая задача, решаемая известными способами действий. | Коллективно-распределенная | Ситуация успеха | ПУЗ РЧЗ Моделирование | положительное эмоциональное состояние удовлетворенности |
Индивидуальная, коллективная | Самооценка | ПУЗ РЧЗ Моделирование | Оценка степени владения старым способом | ||
Определение набора средств для создания ситуации "интеллектуального конфликта", который приведет к постановке новой учебной задачи. Создание ситуации для обнаружения учащимися на уроке умения "почувствовать" необходимость особого умения при решении новой задачи (попытки найти собственное решение, рассмотрение причин неудачи, обращение за способом к учителю и т.п.) и фиксация обнаружения. | конкретно-практическая задача, которую нельзя решить старым способом | Групповая | Ситуация «разрыва» | ПУЗ РЧЗ Моделирование | определение границы использования старых способов и действий Формулирование учебной задачи учащимися и учителем |
Обеспечение детей инструментом, позволяющим удерживать, фиксировать суть возникшей проблемы (схемы, модели, детские рисунки, т. е. знаково-символические средства | Фронтальная | Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. | ПУЗ РЧЗ Моделирование | Фиксация новой задачи в знаковой форме | |
Создание условий для фиксирования возможных вариантов поиска | Групповая | Ситуация поиска | ПУЗ РЧЗ Моделирование | Предложения учащимися своих вариантов поиска. | |
Подвести учащихся к формулированию задачи в словесной форме. | Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. | ПУЗ РЧЗ Моделирование | Словесная формулировка задачи. | ||
Подвести учащихся к выделению темы и задач урока | Подведение итогов | индивидуальная | Рефлексия | ПУЗ РЧЗ Моделирование | Постановка проблемы следующего этапа или урока |
Первый этап («ситуация «успеха») постановочного урока – демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия.
Следующий желательный момент постановочного урока (его второй этап) – самооценка детей. Дети должны оценить степень своего владения старыми способами (старым способом), прежде чем перейти к новому. Лучше, если дети оценивают себя в письменной форме, потому что это позволяет: а) учителю впоследствии более внимательно поработать с самооценкой каждого ребенка; б) ребенку впоследствии оценить отношение к своему прошлому взгляду на вещи.
На данном этапе нет необходимости проверять домашнее задание т.к.:
- При наличии этапа актуализации знаний, что является обязательным в постановочном уроке, отсутствует необходимость повтора заданий, содержащих материал предыдущего урока;
- есть возможность сэкономить время более необходимого для этапа обнаружения «интеллектуального конфликта».
Следующий шаг учителя (третий этап урока), который нуждается в особо тщательном продумывании: постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация "разрыва"). Как правило, такие задачи специально отобраны авторами курсов и хорошо описаны в методических пособиях. Учитель, имеющий большой опыт работы в системе развивающего обучения, может придумать свои задачи "на разрыв". Если такого опыта нет, то учитель на этом этапе должен точно следовать рекомендациям методического пособия. Что же должен на этом этапе урока продумать учитель и что предусмотреть?
Само задание дается учителем точно по тексту методического пособия. А вот взаимодействие с детьми по поводу их неудачи учитель должен продумать непременно. При этом необходимо учесть особенности класса: в одном классе неудача смутит детей, и они будут достаточно вяло реагировать на предложение учителя понять, в чем причина трудностей, анализ трудностей и выход к решению потребует поэтапных подсказок; в другом классе они сразу будут искать новые пути и предлагать варианты решения; в третьем окажется, что один-два человека сразу все поняли, тогда как другим далеко до понимания.
Особенно важно продумать и зафиксировать возможные ходы (четвертый этап урока), позволяющие иначе построить поисковые детские действия, выйти из тупика. Нужно быть крайне осторожным. Иногда лишнее слово, нетерпеливый наводящий вопрос или "небольшая" подсказка может сразу открыть детям все решение. Также необходимо постараться предугадать возможные предложения детей (иногда они бывают описаны в методических пособиях), но это оказывается возможным далеко не всегда. Часто предложения детей бывают совершенно оригинальными, и учителю приходится "на ходу" придумывать, как выйти из сложившейся ситуации.
(Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.) Результатом этой фазы урока (пятый этап) является определение границы использования старых способов действий и формулировка новой задачи. Хорошо, если удается сразу оформить эту задачу знаково-символическими средствами (это необходимо для того, чтобы учащиеся могли более продолжительное время удерживать поставленную задачу на этапе поиска способов ее решения.) На этом заканчивается первый этап учебной деятельности – этап постановки учебной задачи. Он может занимать от 10–15 минут до целого урока или нескольких уроков, однако вне зависимости от времени учащиеся под руководством учителя должны пройти все те этапы, которые были описаны выше.
(шестой этап) Центральным моментом итоговой рефлексии является выделение темы и задач урока. Детям удается это сделать, если урок будет четко выстроен и логика движения коллективной мысли понятна ребенку. В противном случае, отвечая на подобные вопросы, дети вынуждены перечислять все виды работ, которые они выполняли.
Тема: «Буква как знак звука»
Цель: создать ситуацию необходимости введения буквенных значков для обозначения звуков.
Проектный ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
Создание ситуации успеха | Звуковая зарядка: -Составьте цепочку гласных звуков | 1-ый ребенок называет один звук, 2-ой предыдущий и свой и т.д. |
- Сейчас звуковой баскетбол! Вот команда Тима. Это команда Тома. Представители команд будут «бросать» слоги в звуковую корзину. -Спасибо за старание. | Дети из команды Тома называют слоги, содержащие твердый согласный, а дети из команды Тима – мягкий согласный. | |
Теперь вы сможете выполнить более сложное задание. | ||
- Предлагаю вам составить звуковую модель слова палка. | Дети составляют звуковую модель, характеризуя каждый звук. | |
- А теперь составьте звуковую модель слова полка. | ||
Ситуация «разрыва» | (Дети замечают, что модели получились одинаковые, а слова разные) -Значит, к одной и той же модели можно подобрать разные слова. | |
- Давайте сравним звуки. Оказалось, что все звуки, кроме [а] и [о] одинаковые. - А как же узнать тогда, где слово палка, а где полка? Значит, наша запись неудобна, т.к. годится для разных слов. | ||
Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. | -Ребята, как на модели показать, что слова разные? | Дети предлагают свои значки для различения звуков [о] и[а] (закрасить в разные цвета, нарисовать на значках звука разные фигурки) |
- Смогут ли те, кто не придумывал их вместе с нами, прочитать наши слова полка и палка? | - Нет, не смогут. | |
- Если наши значки не всем понятны, можем ли мы ими пользоваться? | - Нет. | |
- А кто знает, какими значками люди обозначают звуки? | - Буквами. | |
- Если мы хотим научиться читать и писать по-русски, то мы должны пользоваться общепринятыми значками – буквами, понятными всем русским людям. Иначе наше письмо не будет понятно для других. | ||
- Итак, в чем же состоит теперь наша главная задача? Чему нам надо научиться? | ||
Формулирование учебной задачи учителем и учащимися. | -Нам нужно научиться обозначать звуки буквами. | |
Рефлексия | -Какую проблему мы решали на уроке? |
Какими значками, понятными для всех, нужно обозначать звуки. |
Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:
1. Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ребенка, что обеспечит ее принятие.
2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т. е. знаково-символические средства. Схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска, являются летописью становления человека, умеющего учиться.
3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Методические рекомендации по использованию данного пособия:
Опираясь на тринадцатилетний опыт в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, сочла необходимым обобщить свои наработки в предлагаемом методическом продукте. Основная цель данного пособия - усилить практическую подготовку учителей начальных классов, дать представление о методическом аспекте системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, помочь овладеть типологией уроков в системе развивающего обучения. Представленные рекомендации дают возможность создать урок деятельностным, формирующим субъектные отношения учащихся, создать условия для мотивации мыслительной деятельности школьника. Придерживаясь предложенных этапов, каждый учитель в любой системе обучения способен создать условия для формирования и воспитания личности, т.к. каждый этап учитывает психологические особенности данного возраста, основные требования стандарта нового поколения (формирование компетенций), наличие возможных материально-технических условий. Необходимо учитывать количественный состав класса. Как минимум в классе должно быть четыре ученика, чтобы организовать групповую форму работы для субъектных отношений. Специальной курсовой подготовки реализация данного продукта не требуется. Следует понять главное: ученики должны вычленить в содержании материала новое. Для этого необходимо создание проблемной ситуации учителем на этапе «ситуации «разрыва». Основное методическое требование к учителю – это умение подбирать задания и упражнения, которые содержат проблему. В традиционной системе обучения пособие можно использовать на уроке введения новой темы.
Литература
- Программа для начальной школы образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. 2004 г.
- А.Б.Воронцов «Практика развивающего обучения»
- А.К. Дусавицкий «Урок в развивающем обучении»
- Г.А. Цукерман. Урок в развивающем обучении.
- Т.В. Шакина Развивающее обучение в начальной школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок постановки учебной задачи.
Урок постановки учебной задачи...
Методические рекомендации по проведению урока -Контрольный диктант"Снеговик" и его анализ.
Диктант "Снеговик" рекомендован для проведения в 3 классе при изучении темы "Правописание непроизносимых согласных в корне слова"...
Методические рекомендации к проведению урока "Режим дня"
Данные методические рекомендации предназначены для подготовки и проведения урока "Режим дня" в курсе "Окружающий мир" 2 класса....
Урок математики в 3 классе. (Система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Справка: к этому периоду дети умеют умножать многозначные числа на однозначные (таблицу умножения ещё не учили) путем складывания чисел (частей) по количеству второго множителя (разов)]...
Презентация на тему "Урок постановки учебной задачи в системе РО"
Это примерное построение из опыта уроков по русскому языку и математике в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова....
Методические рекомендации к проведению урока обучения грамоте по теме "Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу." (Школа 2100)
Данный урок составлен с учетом всех этапов, требуемых ФГОСом. В процессе урока использованы разные формы рефлексии, позволяющие определить настроение учеников, уровень усвоения нового материала,...
Урок математики во 2 классе. Система РО (Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Тема: Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд....