Система учебных задач, направленных на формирование УУД младших школьников
статья на тему
В статье рассматривается система задач, направленных на формирование УУД младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uchebnykh_zadach.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Система учебных задач, направленных на
формирование УУД младших школьников
Носова Ю.Н.
План
- Задача как система особого рода. Задачи практические и задачи учебные, их назначение и отличие.
- Система учебных задач, её основные признаки:
а) соответствие планируемым результатам,
б) целостность, т.е наличие предметно-содержательных, метапредметных и внутрипредметных связей;
в) дидактическая полнота, позволяющая реализовать стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, контролирующую, оценочную, прогностическую и коммуникационную функции учебных задач;
- Создание проблемных учебных ситуаций при изучении нового материала.
- Задачи на предметную и личностную рефлексию и самокоррекцию (задания-ловушки, игра «ДаНет-ка»).
- Дифференцированный подход к системе учебных задач на уроке: задачи для тех, кто «готов заглянуть за бугорок», и для тех, кто нуждается в педагогической помощи и поддержке.
Литература
- Асмолов Как проектировать УУД в начальной школе.
- Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М. И. Грамота: 1 класс. Методический комментарий. – М., 2005
- Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.2003.
Задача – это такой вопрос-задание, для ответа на который требуется выполнить одно или несколько учебных или практических действий. В процессе обучения дети решают практические и учебные задачи. Решая практическую задачу, обучающийся изменяет объект своего действия: раскрашивает, вычисляет, списывает, находит ответ на вопрос и т.п. Решая учебную задачу, учащийся определяет для себя способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, т.е. должен выяснить:
а) Что и КАК следует выполнять,
б) где можно отыскать ответ на поставленный вопрос и как его сформулировать;
в) есть ли другие способы решения поставленной задачи:
г) какие навыки я отрабатываю, чему учусь, раскрашивая, вычисляя, списывая, где и когда эти навыки мне могут пригодиться в жизни;
д) что у меня получилось, а что не получилось и почему.
Главным методом обучения должен стать метод создания проблемной ситуации, для решения которой необходима организация серии универсальных и предметных учебных действий.
Рассмотрим это на примере серии учебных задач для первоклассников по разделу «Фонетика и графика».
Задача.
Какие звуки есть в каждом из этих слов: станок, кисточка, тыква?
Решая эту задачу, дети учатся
- осуществлять поиск средств для решения задачи;
- различать звуки и буквы;
- составлять звуковую модель слова;
- сравнивать полученные звуковые модели и находить сходные звуки
- проверять свой ответ, сверяя с образцом.
Задача
Лена, Серёжа и Федя решали такую учебную задачу: «Запиши два слова, которые начинаются буквы М, но с разных звуков».
Лена записала слова МЫШКА и МОШКА, а Серёжа записал слова МИШКА и МЫШКА, а Федя записал слова МАМА и МИША. Кто из них справился с задачей правильно, а кто допустил ошибку?
Решая эту задачу, дети осваивают следующие метапредметные и предметные умения:
- овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осознают возможность существования различных точек зрения;
- учатся излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- учатся оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов
Задача (дети работают малыми группами по 4 - 6 человек)
Запишите ответ на вопросы одним знаком:
- Сколько месяцев в году?
- Сколько пальцев на руке?
- Сколько дней в неделе?
Примечание: здесь есть "задание-ловушка", не ошибись!
Решая эту задачу, дети осваивают следующие метапредметные и предметные умения, т.е. учатся:
1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2) использовать знаково-символические средства (цифры) для решения учебно-познавательной задачи;
3) понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
4) излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
5) слушать собеседника, определять общую цель и пути её достижения;
6) различать однозначные и двузначные числа.
Задача
Отгадай, как меня называют.
Я – капелька солнца на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
И каждый из вас мне готов поклониться.
А имя дала мне родная землица.
Подчеркни в этой загадке слово, которое поможет себя проверить.
Решая эту задачу, дети овладевают следующими метапредметными и предметными умениями:
- навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами;
- логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждений;
- учатся строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Задача
Где и как можно узнать, чем кузовок от лукошка отличается?
Решая эту задачу, дети овладевают следующими метапредметными и предметными умениями:
- рассматривать разные варианты решения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Итак, на примере дидактического материала, представленного выше, видно, что учебная задача решается посредством системы учебных действий, которые позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения учебной задачи.
Осваивая учебный материал с помощью учебно-практических и учебно-познавательных задач, младшие школьники учатся :
а) переносить ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
б) видеть проблемы в знакомой ситуации;
в) комбинировать ранее усвоенные способы в новый;
г) рассматривать разные варианты решения,
д) доказывать суждения;
е) использовать методы сравнения, сопоставления, обобщения.
Ряд требований к учебным задачам.
Во-первых, конструировать набор задач, а не отдельную задачу.
Во-вторых, составляя систему задач, стремиться к достижению не только ближайших, но и отдаленных целей.
В-третьих, обеспечивать усвоение системы средств, необходимой для решения задач разных классов.
В-четвертых, конструировать учебную задачу надо так, чтобы усваиваемые средства деятельности выступали как прямой продукт обучения; реализация этого требования предполагает в том числе рефлексию, то есть сознательную оценку учеником результатов действия и дальнейших планов деятельности.
Три главных признака системы учебных задач:
1) соответствие планируемым результатам;
2) целостность, т.е наличие предметно-содержательных, метапредметных и внутрипредметных связей;
3) дидактическая полнота, позволяющая реализовать стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, контролирующую, оценочную, прогностическую и коммуникационную функции учебных задач.
Важнейшим принципом построения современного урока является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью введения заданий разного уровня сложности. Учитель имеет возможность выбирать задания в зависимости от уровня подготовленности и от темпа работы обучающихся. Ребятам с высоким уровнем готовности и быстрым темпом работы предлагаются задания из рубрики «Сообрази» Учащимся с низким уровнем готовности предлагаются задания из рубрики «педагогическая поддержка», выполняемые с опорой на тетради для индивидуальной работы. Хорошо подготовленные ученики с первых уроков имеют возможность сами выбирать задания, которые они хотят выполнять. Дети, нуждающиеся в педагогической помощи, работают под руководством учителя.
Развивающий эффект такой организации работы заключается в том, что дети должны сами понять принцип построения задания, пользуясь условными обозначениями учебника. Это способствует овладению основами учебной деятельностью, так как, сталкиваясь с той или иной учебной задачей, дети должны понять, в чём заключается задание и как его нужно выполнять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
Патриотическая направленность в формировании личности младшего школьника на этнокультурном материале
В ФГОС второго поколения среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры…». В национ...
Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"
Технологическая карта метапредметного занятия Тема: Алгоритм взаимодействия в группеЦели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению обучающимися алгоритма взаимодействия в групп...
Упражнения, направленные на формирование у младших школьников орфографических умений на основе принципа дифференциации значений
Умение сознательно путем рассуждения решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотности. Действительно грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пише...
«Система учебных задач, направленных на формирование у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка»
Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей послед...
TRIVENTY-ВИКТОРИНЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМЕНЯТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
ТЕЗИСЫ ПО ВКР НА ТЕМУ "TRIVENTY-ВИКТОРИНЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМЕНЯТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ"Представлено краткое...
Логические задачи как средство формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике
Цель исследования: определить условия, при которых использование логических задач повысит уровень сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучени...