Парад методических идей на уроках литературного чтения в начальной школе
методическая разработка (4 класс)

Маякина Марина Юрьевна

Сообщение о новых приемах и методах работы на уроках литературного чтения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parad_metodicheskih_idey.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

Парад методических идей

 на уроках литературного чтения в начальной школе.

ЦЕЛЬ: показать, как  можно применять на практике новые технологии,               эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.

ЗАДАЧИ:  

  • передача продуктивных способов работы на уроке литературного чтения путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка  методических  подходов  и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные презентации

1. Приветствие. Вступительное слово.

    Добрый день, уважаемые коллеги!

В начале моего парада я  предлагаю поговорить о культуре.

Что такое культура?

В толковом словаре несколько значений этого слова .

Хочу обратить ваше внимание на такое определение – культура – высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение.

Каким образом это определение можно связать с нашей профессиональной деятельностью?

Сегодня я решила   поговорить о культуре применения эффективных методов и приёмов, т.е. умению грамотно и целесообразно использовать их на уроках литературного чтения.

      Тема  «Парад интересных методов и приёмов инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

      Цель моего выступления  показать, как  можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.

2.Основное содержание.

Уже никому не нужно доказывать, что у  школьника с устойчивой мотивацией к учению будет повышаться качество знаний. Эту аксиому очень точно отражают слова Владимира Борисова: «Ничему не  научишь человека, не научив его хотеть». (Слайд 3)

Задача педагога пробудить эти мотивы, вызвать ученика на диалог, но, не вынуждая, а что бы это была инициатива с его стороны, его желание поучаствовать в процессе.

Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

      Обратимся к примерам.

       Технология развития критического мышления.(Слайд 4)

Цель этой технологии :

  • Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
  • Умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

В основе этой технологии  лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз:

  • Фаза вызова
  • Фаза реализации смысла (осмысление)
  • Фаза рефлексии

Технологические приёмы в рамках этой технологии: (Слайд 5)

Кластер;

Верные и неверные высказывания;

Инсерт;

Чтение с остановками;

Логические цепочки;

Бортовой журнал;

Дерево предсказаний;

Кубик  Блума

Толстые и тонкие вопросы;

Синквейн;

Шесть шляп мышления.

 

      Прием «Уголки»(Слайд  )

      Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

       "Кубик Блума" прием технологии критического мышления,(Слайд  )

разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.          

    Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.          
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»: 

А) слушание отрывка аудиозаписи из сказки;

Б) беседа по содержанию сказки;

В) «кубик Блума»:  

НАЗОВИ              главных героев сказки

ПОЧЕМУ            старик отпустил золотую рыбку?

СРАВНИ              старуху и рыбку

ПРЕДЛОЖИ       как поступить старухе  после того, как она опять осталась

                               у разбитого корыта?

ПРИДУМАЙ       имена старухе и старику

ПОДЕЛИСЬ        какие чувства у тебя вызывает  старик?

     

 "Буктрейлер" прием технологии критического мышления,(Слайд  )

 Короткий видеоролик или презентация, рассказывающие в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов –  пропаганда чтения....

     "Жоккеи и лошади"  Слайд )

Прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование.  

После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных "лошадей" и "жокеев". Цель: найти себе пару.

Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных "лошадей" оставаться на месте. По классу ходят только "жокеи"

     "Лепбук"  (Слайд )

Работа проходит в несколько этапов:

  1. выбор темы;
  2. обсуждение плана;
  3. создание макета;
  4. изготовление лэпбука;
  5. презентация и использование на уроке

1 этап – выбор темы. Это самый главный этап, на котором ставим цель и определяем задачи. Можно выбрать одно литературное произведение. Например,  «Творчество Л.Н. Толстого» или обобщение по разделу учебника и др. Когда вы определились с темой можно переходить к плану.

2 этап - план. Чем можно заполнить лэпбук по литературному чтениюВедь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Лэпбук позволяет каждому ребенку найти и выбрать что-то свое интересное и поделиться своими знаниями с другими. Вот только несколько примеров, как можно и чем можно заполнить лэпбук, как подать необходимую информацию.

«Биография писателя», «Информация о писателе или поэте» Обычно размещается на простом листе или в виде гармошки.

«Вопросы викторины» Это карточки с вопросами по содержанию произведения.

«Литературное лото». Карточки с вопросами и ответами по произведению, или карточки с иллюстрацией и названием произведения, карточки с героями и др.

«Книжки-гармошки с текстами произведений, стихами, загадками». Подходит, если это небольшие по объему произведения.

«Доскажи словечко». Дидактическая игра, в которой надо досказать последнее слово или фразу из отрывка произведения.

«Найди начало или конец». Например, соединить начало и конец пословицы.

«Троечки» или «Выбери правильный ответ». Карточки с заданиями с выбором ответа.

«Узнай по описанию». Отрывок из произведения с описанием героя.

«Волшебный сундучок» («Черный ящик» и т.д.) Нужно догадаться какой предмет в сундучке (конверте), или из сундучка достаются картинки вещей, которые принадлежат герою. Необходимо назвать героя.

«Мозаика». Сейчас очень легко набрать наборы пазлов по многим известным произведениям. Или разрезать картинки, иллюстрации к произведению. А собирать мозаику любят все дети.

«Узнай сказку по иллюстрации». Такое задание любят все дети, с удовольствием отгадывают.

«Кроссворд» Разгадывание кроссвордов – интересное, увлекательное занятие. Дети смогут лучше узнать содержание произведения, вспомнить сюжет и сказочных героев, а также расширить кругозор, увеличить словарный запас, научатся размышлять и быть внимательным

«Загадки» Очень часто можно найти загадки про героев произведения. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Литературные загадки интересны и разнообразны.

«Веселая раскраска» Это привлекает ребят тем, что можно выполнить задание индивидуально, а потом и оставить себе на память, разместить в своей рабочей тетради.

«Ребусы» Разгадывание ребусов – это великолепная возможность в игровой и занимательной форме пополнить словарный запас ребёнка. Ребусы развивают образное мышление, учат ребёнка нестандартно мыслить

«Переводчик». Разгадать зашифрованные слова, шарады, анаграммы.

«Кто больше составит слов» Например, из слова ПРОСТОКВАШИНО.

«Потерянные или найденные вещи» Разместить в конверте картинки с предметами. Узнать, кому принадлежит предмет.

Это лишь маленький перечень заданий, каждый сможет проявить свою выдумку и фантазию. Но на данном этапе нужно постараться не перегрузить, отсечь все малозначительное, оставить существенное, самое интересное. На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени.

3 этап – макет. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. Все это размещается на разных элементах папки: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А-4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Элементы могут быть такими:

Кармашки (обычные), фигурные кармашки (корзинки, портфель, банка и т.д.)

Конвертики обычные. Конвертики фигурные.

Вращающиеся круги.

Книжки простые. Книжка-гармошка.

Блокнотик разрезной (по горизонтали). Блокнотик со страницами разной длины.

Лист, сложенный в несколько раз (2, 4).

Полоса, сложенная в несколько раз др.

4 этап – изготовление лэпбука. Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы и инструменты: картонная папка-основа, цветной картон, цветная бумага, любой оформительский материал, декоративные элементы, тематические картинки, ножницы, клей. Все зависит от вашего воображения. Можно воспользоваться готовыми шаблонами конвертов. Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков можно найти в Интернете (однако оригинальнее пробовать свое). Заполняем все кармашки подобранным информационным материалом. Лэпбук готов! Можно заниматься.

5 этап – презентация лэпбука.

Для детей, которые сами создали лэпбук - это настоящее «сокровище», которое хочется показать, рассмотреть. На уроке это может быть индивидуальная защита проекта. Можно провести игру в группах, организовать викторину, литературный праздник.

 Обеспечивая системность работы с книгой, используя технологию «Лэпбук», мы имеем возможность наблюдать, что уровень готовности у детей к самостоятельному чтению и отношение к нему неизмеримо повышается.

3. Подведение итогов мастер-класса.

    У каждой методики есть
свои плюсы и минусы.

   +   Активные методы обучения помогают:

  •  развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
  • учить учащихся самостоятельно добывать знания,
  •   развивать интерес к предмету,
  •  позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

    -  Активные методы обучения имеют недостатки

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:

  • не могут совладать со своими эмоциями, следовательно,  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

 

Приведенные мною  методы – лишь малая часть  известных на сегодняшний день методов обучения. Надеюсь, мой парад методов и приемов был вам полезен.

- Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

методическая разработка «Проектная технология на уроках литературного чтения в начальной школе»

материал Тамары Александровны Яковлевойхарактеризует:1)    достаточный объем проработанной и осмысленной научной литературы в области теории языковой личности, педагогики и психологии д...

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...

Методический семинар "Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит описание технологии продуктивного чтения, которая позволяет обеспечить полноценное понимание текста читателем, воспитывает активную читательскую позицию по отношению к тексту и его а...

Методическая разработка. Достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной школе.

Методическая разработка рассматривает вопросы достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной ...