Методический семинар "Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"
методическая разработка (2 класс)
Материал содержит описание технологии продуктивного чтения, которая позволяет обеспечить полноценное понимание текста читателем, воспитывает активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы продуктивного чтения Статья | 24.81 КБ |
Приемы продуктивного чтения Презентация | 360.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский |
Приемы продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
ФГОС начального и общего среднего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и т.д. Именно читательские умения обеспечат школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, расширять кругозор, а в дальнейшем создадут основу для самообразования на протяжении всей жизни.
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, часто возникают из-за того, что ученик не умеет понимать прочитанное.
Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой.
Поэтому я стараюсь использовать новые технологии: нестандартные приемы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы.
Технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах образования.
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Продуктивное чтение позволяет: понять, о чем в тексте сообщается в явном виде; выделять основную идею текста, его главный смысл; читать «между строк», понимая, о чем в тексте сообщается в неявном виде.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
- Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать рассказ, стихотворение, книгу.
1. Читают фамилию автора (иногда предлагаю ознакомиться с выставкой его книг), заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Например: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Пишу автора и название произведения на доске.
- Кто автор произведения? Знакомы ли вы с ним и другими его произведениями?
- Прочитайте название рассказа. Предположите, о чём пойдёт речь?
- Откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию к произведению. Кто нарисован на картинке? Как вы думаете, не видя иллюстрацию, можно ли было догадаться о ком пойдёт речь в рассказе?
2. После чего предлагаю сформулировать название темы, цель урока и задачи урока.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Данный этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия проводится с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений.
Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов. На этом же этапе проводится обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
Во время чтения рассказа А. Куприна «Слон» задаю вопрос:
- Как вы думаете, исполнит ли отец просьбу девочки? Если да, то как ему удастся это сделать?
Дети отвечают:
- Нет, отец не сможет привести в дом настоящего слона. Скорее всего, он принесет игрушку или картинку.
Когда читаем рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей», спрашиваю у детей:
- Вернёт ли воробей маме хрустальный букетик? Сможет она приколоть его к платью во время премьеры?
На этом этапе ребята учатся задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Например, чем это можно объяснить? Что из этого следует? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? Возникающие вопросы опять - таки предполагают возникновение предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставить вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т. д.
Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т. д.
Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т. д.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем; умение на основе анализа текста делать выводы; умение находить ответы на вопросы; умение обобщать и классифицировать по признакам; личностных – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения. А при прогнозировании предстоящей работы, при умении высказывать своё предположение на основе работы с текстом, а также и при умении оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей формируются регулятивные универсальные действия.
Технология продуктивного чтения способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка и окружающего мира. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС. Считаю владение технологией продуктивного чтения залогом успешного обучения не только в начальной школе, но и в среднем звене и в старших классах.
Систематическое использование в работе технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения, привело к ряду положительных результатов. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению, стали чаще посещать библиотеку. В процессе чтения у них совершенствуется техника чтения. Результаты проверки техники чтения на сегодняшний день выглядят так: выше нормы – 12 человек, норма - 10 человек. Обучающиеся принимают активное участие во внеурочной деятельности, развивая тем самым творческие способности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами . В.А. Сухомлинский
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач : формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
I этап. Работа с текстом до чтения Развитие антиципации (предвосхищение, умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию). Возникновение у ребёнка желания прочитать рассказ, стихотворение, книгу . Постановка целей урока с учетом общей готовности (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической).
I этап. Работа с текстом до чтения Чтение фамилии автора. Чтение заглавия произведения. Рассматривание иллюстраций к тексту. Высказывание предположения о теме текста, его содержании и героях.
II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста Первичное самостоятельное или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений) Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
II этап. Работа с текстом во время чтения Медленное «вдумчивое» повторное чтение Читается весь текст или его отдельные фрагменты. Анализ текста (диалог автора через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и пр.) Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Обобщение прочитанного.
Диалог с автором Находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Задавать автору свои вопросы по ходу чтения текста. Предполагать дальнейшее содержание текста, включая воображение; проверять, совпадают ли они с замыслом автора.
Комментированное чтение Дети читают текст, а учитель дает краткие комментарии. Включение в комментарии аргументированных суждений детей. Комментарий должен усиливать эмоциональную окраску.
III этап . Работа с текстом после чтения 1.Смысловая беседа по тексту. 2. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 3.Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 4. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
III этап . Работа с текстом после чтения 5.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 6. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Технология продуктивного чтения направлена на формирование: коммуникативных УУД (дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника); познавательных УУД (обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее); личностных УУД (анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения); регулятивных УУД (школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).
Достоинства технологии продуктивного чтения: применима самостоятельно вне урока; д оступна для любого возраста; о риентирована на развитие личности читателя; с пособствует развитию умения прогнозировать результаты чтения; с пособствует достижению понимания текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе
В данном материале представлены интересные находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения. Часто используются игровые моменты, создаются пр...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
методическая разработка «Проектная технология на уроках литературного чтения в начальной школе»
материал Тамары Александровны Яковлевойхарактеризует:1) достаточный объем проработанной и осмысленной научной литературы в области теории языковой личности, педагогики и психологии д...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельн...