Статья : Мозговой штурм: методика организации и проведения
статья

Копильцива Виктория Викторовна

. Метод мозгового штурма эффективен и интересен, полезен и важен как для учителя, так и для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozgovoy_shturm._kopiltsiva_v.v.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Копильцива Виктория Викторовна ,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №491

Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя начальных классов)

Каждому из нас приходилось принимать множество решений: простых и сложных, по-разному влияющих на ход течения нашей жизни. Способность сознательно принимать решения – одна из характерных человеческих черт. И независимо от того, решает ли человек бытовую задачу или ломает голову над труднейшей проблемой, опирается ли он на определенный метод или действует интуитивно – в процессе решения он, как правило, проходит следующих пять основных этаповвыбор целипостановка задачи, поиск, анализ, оценка и выбор вариантов решения.

Цель – желаемый результат. Определить задачу – значит ответить на вопрос: «Что мы будем иметь в результате решения?» Поставить задачу – это значит уточнить исходную проблемную ситуацию, определив цель, ограничения и критерии выбора

решения.

Мозговой штурм  – это метод активизации творческого мышления. Достоинства мозгового штурмасравнительная простота и доступность; возможность работы в условиях неопределенности; быстрота генерирования идей, способных стать основой для серьезного поиска решения; воспитательные функции и др. Но есть и недостатки у этого метода. Главный недостаток – невысокая сложность решаемых задач. Мозговой штурм – это способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель метода мозгового штурма – поиск нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе и во внеурочной деятельности позволяет решить следующие задачи: творческое усвоение школьниками учебного материала, связь теоретических знаний с практикой, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи, формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги: определение цели занятия, конкретизация учебной задачи; планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия; подбор вопросов для разминки; разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия. Существуют определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мозговой штурм: во время сессии есть ведущий и участники; категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки; следует воздерживаться от действий, жестов; идея должна быть встречена с одобрением; попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас большое значение; проблема может быть решена не только известными способами; чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи; до начала работы ответьте на следующие вопросы: «Заслуживает ли проблема моего внимания? Что дает ее решение?».

Методика организации и проведения мозгового штурма.

Организационный этап проводится с одним классом. До начала занятия, когда учащиеся входят в аудиторию и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у учащихся. В начале занятия учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма. После этого формируется несколько рабочих групп по 4 человека. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учеников. Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать, и чтобы учащиеся могли видеть друг друга. На этот этап в среднем затрачивается около 10 минут. Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа – помочь школьникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Для разминки важен быстрый темп работы. Время разминки – 15–20 минут. Не бойтесь легкого шума и оживления в классе – непринужденность обстановки способствует активизации мысли. Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Время основной сессии – 10–15 минут. На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, экспертам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов в 15–20 минут. Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др. На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику. Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает учеников. Даже если успехи группы не блестящие, все равно нужно опираться на положительное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем. По времени заключительный этап самый продолжительный (10–15 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, ее осмысление и активное усвоение .

        Креативная педагогика не только является современной эффективной формой работы, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию учеников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Проведённая в начальной школе работа, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т. к. именно оно помогает решить задачу формирования универсальных учебных действий. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ, решить эту задачу можно именно через организацию различных методов в деятельностно-ориентированном обучении. Метод мозгового штурма эффективен и интересен, полезен и важен как для учителя, так и для учащихся начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка методики организации и проведения урока создания писем (с презентацией).

Номинация:  «Первый в космосе»,посвящается 80-летию со Дня рождения Ю.А. ГагаринаЦели:Познакомить учащихся с историей развития почтовой связи.Возродить традиции эпистолярного жанра.Привить навыки...

Методика организации и проведения уроков мужества, торжественных мероприятий, посвящённых юбилею Победы

Тема работы: «Системный подход в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 70-летию  Победы в ВОВ».В данной работе раскрываются основные системные факторы, определяющие педагогические дейс...

Методика организации и проведения спортивного часа в группах продлённого дня

Методический материал подобран в помощь студентам педагогических коллелжей и молодым специалистам....

Тема: «Методика организации и проведения внеклассных мероприятий».

При формировании первого класса педагогу начальной школы необходимо познакомиться с материалами, которые предоставляет детский сад. Педагогу важно знать, какое мнение о ребенке сложилось у воспитателя...

Работа в группе на уроке в начальной школе: методика организации и проведения.

В статье рассматривается методика организации и проведения работы в группе на уроке в начальной школе....

Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя начальных классов)

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся....