Методика организации и проведения уроков мужества, торжественных мероприятий, посвящённых юбилею Победы
методическая разработка (4 класс) на тему
Тема работы: «Системный подход в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 70-летию Победы в ВОВ».
В данной работе раскрываются основные системные факторы, определяющие педагогические действия в процессе подготовки и проведения мероприятий военно-исторической тематики, характеризуется их специфика и даётся классификация; чётко прослеживается главная педагогическая идея: воспитание патриотизма нельзя свести к трансляции информации, этот процесс возможен лишь в эмоционально-чувственной сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhatelnaya_chast.doc | 40.5 КБ |
rastim_patriotov_rossii.doc | 35.5 КБ |
organizatsionnye_formy_meropriyatiy.doc | 26 КБ |
soldatushki-rebyatushki.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
В организации и проведении мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы исходим из ряда системных факторов: содержательного компонента мероприятия, концептуальной основы в виде педагогических принципов, организационных форм и методики проведения.
Содержательный или информационный компонент - это, безусловно, события, факты, явления, освещающие историю Великой Отечественной войны. При отборе исторического материала особый акцент делался на события военного периода, происходившие на территории Кубани. История всегда становится ближе и понятнее, когда рассказ о ней преломляется в судьбах земляков, трагедии и героики войны родного края, города. В этом смысле воспитательный потенциал истории Кубани достаточно объемен, но при подготовке мероприятий мы старались выбирать самые яркие, драматические эпизоды, не оставляющие равнодушными рационально мыслящих современных подростков. Нашей целью при этом было вполне осознанное стремление всколыхнуть душевное равновесие, заставить сердца биться в унисон с тем временем, ощутить боль и сострадание, испытать эмоциональное потрясение.
Это история армянской девочки Аршалуйс в местечке Поднависла, не только спасавшей раненных солдат лесного военного госпиталя, но и до глубокой старости охранявшей могилы погибших, трагичная история кубанской Хатыни - Михизеевой поляны, высокий пафос самопожертвования краснодарских мальчишек - защитников Пашковской переправы. Такие эпизоды истории войны на территории нашего края складывались в единую величественную картину, становились мостиками в прошлое, и исчезала временная пропасть между поколениями.
Информационная составляющая при подготовке и проведении мероприятий, посвященных годовщине Победы, безусловно, важна, но при этом следует учитывать: если целью является не только передача информации, а сверхзадача – воспитание патриотизма через эту информацию, ориентироваться необходимо, прежде всего, на эмоционально-чувственную сферу личности. Чувство патриотизма невозможно формировать, основываясь на рационализме и логике. Отсюда вытекает основной педагогический принцип в воспитании патриотизма – опора на эмоционально-чувственную сферу личности. Содержание исторического материала непременно должно быть пропитано эмоциональным фактором. Решая эту задачу, не обойтись без изобразительных средств искусства: музыкально-художественных, поэтических образов, видеоряда. Отсюда вытекает следующий принцип – опора на изобразительные средства литературы и искусства.
Событиям Великой Отечественной войны посвящено немало талантливых стихов, силою художественных образов пробуждающих ощущения сопереживания. Музыка Шостаковича, Прокофьева, Артемьева и других композиторов, включенная в мероприятия, позволяет усилить эти ощущения. Ситуация сопереживания как педагогический принцип, таким образом, тщательно продумывается, создается и целенаправленно организовывается в ходе подготовки.
Разумеется, исполнителями-чтецами, ведущими являются не профессиональные артисты, а учащиеся, и здесь не обойтись без приемов театральной педагогики. Ни в коем случае недопустим излишний пафос, фальшивые нотки, поэтому в ходе подготовки юные актеры тоже по-своему не просто переживают, а проживают те события войны, о которых ведут рассказ.
При выборе организационных форм мероприятий, посвященных годовщине Победы, мы, безусловно, опирались на принцип учета возрастных особенностей. Так, для младших школьников приоритетными были утренники, праздники с элементами игры, конкурсов. Например, «Парад мальчишей-кибальчишей», «Конница Буденного, вперед!» Военно-спортивный праздник «А ну-ка, парни!» для старшеклассников и такого же типа праздник, посвященный памяти ветерана Великой Отечественной войны, Почетного гражданина
города Краснодара Г.К.Казаджиева относятся к типу массовых мероприятий, в которых участвуют школьники нескольких поколений.
Митинги, посвященные различным событиям, связанным с годовщиной Победы, тоже относятся к массовым торжественным мероприятиям. Особе значим для нас митинг в честь Дня освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков – 12 февраля, на котором обязательно присутствуют приглашенные ветераны.
«Уроки мужества» занимают особое место среди организационных форм для учащихся средних и старших классов, где собственно и реализуются вышеперечисленные педагогические принципы и приемы.
Они подразделяются на три вида: сценарные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, режиссерские уроки-концерты и «Уроки мужества», подготовленные с использованием методики художественно-педагогической драматургии.
Зачастую «Уроки мужества» проводятся в школах просто как встреча с ветеранами. Мы сочли это недостаточным и ввели как обязательные элемент урока-сценария, предусматривающий использование стихов о войне, музыкальных фрагментов и видеоряда. Так, во время встречи с поэтом-фронтовиком Кронидом Обойщиковым звучали стихи, музыка, создающие особую атмосферу теплоты и искренности. Проникновенные поэтические строки очевидца данных событий рождали эффект сопереживания.
Уроки мужества в форме концертов военной тематики для ветеранов – не камерное, а массовое мероприятие, поэтому при разработке сценария особое внимание уделялось прописыванию логических связок между номерами, оттачиванию исполнительского мастерства ведущих, интонации.
«Урок мужества», подготовленный с использованием методики художественно-педагогической драматургии наиболее отвечает задачам чувственно-эмоционального воздействия. Методика Л.И.Предтеченской была разработана в 80-е годы для уроков МХК. Успешно применяемая на уроках гуманитарного цикла в нашей школе, она оказалась удивительно органичной применительно к «Урокам мужества». Согласно этой методике этапы урока выстраиваются по законам театральной режиссуры: экспозиция, завязка, постановка проблемы, разработка проблемы, кульминация и развязка. Тщательно подбирается музыкальный ряд, продумывается самая высокая точка эмоционального напряжения – кульминация.
Так, в «Уроке мужества» «Краснодарские мальчишки, шагнувшие в бессмертие» такой кульминацией является композиционный этап «Юность Краснодара на дорогах войны», содержащий исполнение проникновенных поэтических строк кубанского поэта И. Варравы на фоне лиричной мелодии песни «Эх, дороги».
Уроки, выстроенные по методике художественно-педагогической драматургии, наиболее полно соответствуют целям воспитания чувства патриотизма, так как с помощью драматургии, художественно-музыкальных образов пробуждают эмоционально чувственные переживания, вызывают душевный отклик.
Таким образом, разнообразные по формам мероприятия, посвященные годовщине Победы, массовые и камерные, насыщенные художественно-драматургическим материалом, яркими музыкальными образами через обращение к эмоционально-чувственной сфере личности позволяют воспитывать и развивать патриотические чувства учащихся. Системность в работе, заключающаяся в гармоничном сочетании необходимых факторов содержательного компонента, педагогических принципов, организационных форм и методики художественно-педагогической драматургии обеспечивает успешность педагогических действий коллектива школы.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к методическим материалам МБОУ СОШ № 42.
Номинация: «Методика организации и проведения уроков мужества, торжественных мероприятий, посвящённых юбилею Победы».
Тема работы: «Системный подход в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 70-летию Победы в ВОВ».
В данной работе раскрываются основные системные факторы, определяющие педагогические действия в процессе подготовки и проведения мероприятий военно-исторической тематики, характеризуется их специфика и даётся классификация; чётко прослеживается главная педагогическая идея: воспитание патриотизма нельзя свести к трансляции информации, этот процесс возможен лишь в эмоционально-чувственной сфере.
Цель:
Определить организационно-педагогический вектор деятельности учителей школы в юбилей Победы.
Задачи:
- Установить приоритеты в организации и проведении мероприятий.
- Сформулировать концептуальную основу патриотического воспитания.
- Определить последовательность действий.
Данную работу можно использовать заместителям директоров по ВР, организаторам внеклассной работы, учителям истории и кубановедения, классным руководителям, занимающимся вопросами патриотического воспитания.
Использование данной работы возможно как на уровне педагогических идей, так и на уровне методологическом. Содержательный компонент материалов приложения будет особенно интересен Кубанским учителям. Российские учителя могут успешно применять методику художественно-педагогической драматургии на «Уроках мужества». Учителей начальной школы могут заинтересовать игровые конкурсные формы, содержащиеся в методических разработках приложения.
Данная работа адресована всем возрастным категориям. Приведённая классификация организационных форм мероприятий достаточно чётко определяет: уроки мужества и митинги предназначены для учащихся старшего и среднего возраста; утренники, игры, праздники – учащимся младших классов; концерты, парады и военно-спортивные мероприятия – для учащихся всех возрастов.
Ожидаемый результат – воспитание чувства патриотизма, как и всякий результат воспитательного характера в отличие от учебного – отдалён во времени. Его трудно диагностировать и фиксировать. Мы можем лишь улавливать реакцию детей, их впечатление от увиденного и услышанного, и это тоже достаточно значимый показатель, учитывая то, что эмоции – основа возникновения чувств.
Главная педагогическая идея, пронизывающая всю работу красной нитью, проводится мысль, что воспитание патриотизма – не в когнитивно-знаниевой области, а в чувственно-эмоциональной.
Воспитываем патриотов
Системные факторы.
- Содержательный (информационный) компонент
- Концептуальная основа (педагогические принципы)
- Организационные формы
- Методика художественной драматургии.
Педагогические принципы:
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу личности.
- Принцип опоры на художественно-изобразительные средства литературы и искусства
- Создание ситуации сопереживания
- Учёт возрастных особенностей
- Акцент на историю Кубани в содержательном компоненте.
- Принцип педагогической театрализации.
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ГОДОВЩИНЕ ПОБЕДЫ.
Предварительный просмотр:
К 65-летию Великой Победы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЖЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42
СЦЕНАРИЙ
конкурса-викторины для 3 классов
«Солдатушки – бравы ребятушки»
Разработан
старшей вожатой Зайцевой Н.Е.
и зав. библиотекой Маруняк С.В.
КРАСНОДАР 2010
Цель:
Формирование навыков дисциплины, чувства коллективной ответственности, уважения к воинской профессии, гордости за наши вооружённые силы.
ПРАЗДНИК НАЧИНАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ.
Уч-ся: День нашей армии сегодня,
Сильней ее на свете нет,
Привет защитникам народа,
Российской Армии – привет.
Уч-ся: Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Уч-ся: Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Уч-ся: Нашей Армии любимой
День рожденья в феврале!
Слава ей непобедимой!
Слава миру на земле!
Уч-ся: 23 февраля 1918 года первые полки нашей Армии вступили в первое сражение с врагами и одержали победу, поэтому 23 февраля мы отмечаем День Защитника Отечества.
Уч-ся: Трубы громкие поют,
Нашей Армии –
Все: Салют!
Уч-ся: В космос корабли плывут,
Нашей армии -
Все: Салют!
Уч-ся: На планете мир и труд,
Нашей армии
Все: Салют!
На сцену строем поднимаются пять мальчиков одетых в элементы военной формы.
Дети поют песню «Бравые солдаты».
1-й: Мы пока еще ребята,
А шагаем как солдаты!
Будем в Армии служить,
Будем Родину хранить,
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
2-й: Я танкистом смелым буду,
Поведу свой танк повсюду.
3-й: Я своей ракетой грозной
Цель достану в небе звездном!
4-й: Я, ребята, непременно
Буду летчиком военным!
5-й: Я – бесстрашным капитаном
Поплыву по океанам.
1-й: Мы играем, мы играем,
Мы – танкисты,
Моряки,
Мы ракеты запускаем,
Любим звонкие клинки.
2-й: Мы мечтаем, мы мечтаем,
Что когда мы подрастем,
То танкистами мы станем
И во флот служить пойдем.
3-й: На границу. И в саперы.
В летчики.
В подводный флот
Все: Подрастем мы очень скоро, а пока игра идет.
Маршируя, мальчики уходят со сцены.
Уч-ся: Мой брат уехал на границу.
Он пограничник. Он солдат.
Когда нам дома крепко спится,
В ночной дозор идет мой брат.
Идет он в темноту ночную
И автомат с собой берет
Он бережет страну родную,
Семью родную бережет.
Он слышит самый тихий шорох,
Он замечает каждый след.
В глухих лесах, в степных просторах –
Нигде врагам дороги нет!
Домой нескоро возвратится, не скоро он обнимет нас,
Но знаю где-то на границе
О нас он думает сейчас.
Исполняется «Песня о пограничнике» С Богославского, сл. О. Высотской.
Уч-ся: Российский воин бережет
Родной страны покой и славу.
Он на посту – и наш народ
Гордится Армией по праву.
Уч-ся: Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат
Чтоб жили люди, города…
Все: Мир нужен на земле всегда.
Участники композиции уходят со сцены.
Ведущий: Сейчас вы еще дети, но время летит быстро, и через несколько лет наши мальчики тоже станут солдатами. А сегодня мы проверим, кто из них лучше готов к этому трудному и ответственному делу.
Проводится серия конкурсов, в которых участвует команда каждого класса. Состав команды – 4 мальчика и 2 девочки.
1-й конкурс.
- В армии каждый военнослужащий имеет звание. А какие воинские звания знаете вы? (Командам дается 3 минуты, они пишут звания на листке)
- Каких выдающихся военачальников вы знаете? (команда отвечает на листке в течении 3 минут)
- Продолжите фразы: «Тяжело в учении…(легко в бою)»,
«Кто с мечом на русскую землю придет… (тот от меча и погибнет)»
(ответы команды дают письменно)
2-й конкурс
Бинтование раненого.
Девочки – участницы команд получают бинт и накладывают повязки на голову и предплечье. Оценивается скорость бинтования и качество повязки.
3-й конкурс
Транспортировка раненного.
По сигналу ведущего 2 участника команды несут раненного в намеченный пункт. Побеждает команда, первой доставившая раненного.
4-й конкурс
«Дарц»
два участника команды демонстрируют меткость. Каждому участнику дается 3 мячика для метания. Побеждает команда, у которой больше попаданий в мишень.
5-й конкурс
Конкурс капитанов.
Капитаны команд поднимаются на сцену. К ноге каждого привязывают воздушный шар. Задача – сохранить свой шар и лопнуть шар противника.
6-й конкурс
Конкурс болельщиков.
Болельщики разгадывают кроссворд.
Горизонталь:
- Исход битвы в нашу пользу (победа)
- То, чем солдат думает и из чего ест (котелок)
- Тот, кто в армии всегда прав (командир)
- Приспособление, которое моряки заняли у слона (хобот)
- Главный морской начальник (адмирал)
- Военный корабль (крейсер)
Вертикаль:
- Бац, бац и мимо (молоко)
- Специальность пехотинца (стрелок)
- Боевая машина (танк)
- Морской повар (кок)
- За неё и умереть не страшно (родина)
- «Слухач» и «стукач» в армии (радист)
Жюри подводит итоги конкурсов. Звучит поздравление для мальчиков.
Выступают девочки.
- Драчливой нашей половине
Мы поздравленья шлём свои.
Для поздравленья есть причины
Ура! Защитникам страны.
- Когда на ваши потасовки
На переменах мы глядим,
Мы верим с вашей подготовкой
Страну всегда мы защитим.
- Пускай под глазом зацветает
Синяк пурпурно-голубой.
В ученье тяжело бывает,
Гораздо легче будет бой.
- Врагам там будет не до смеха:
Так угостят их молодцы!
Что, побросав свои доспехи,
Подрапают во все концы.
- А мы под вашею защитой,
Вполне спокойно можем жить.
Покуда крепки ваши спины
Нам будет нечего тужить.
- Поэтому, друзья, давайте
От всей души, без лишних слов,
От всех невзгод нас защищайте,
Но только, чур, без синяков.
Жюри объявляет итоги соревнований. Победители получают призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий торжественной линейки, посвящённой Дню Победы
Цели и задачи: формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной войны; раскрыть сущность героизма воина-победителя; воспитывать патриотическую готовнос...
Разработка методики организации и проведения урока создания писем (с презентацией).
Номинация: «Первый в космосе»,посвящается 80-летию со Дня рождения Ю.А. ГагаринаЦели:Познакомить учащихся с историей развития почтовой связи.Возродить традиции эпистолярного жанра.Привить навыки...
Урок Мужества ( внеклассное мероприятие, посвящённое 73- годовщине Сталинградской битвы)
Методическая разработка представляет собой материал для проведения классных и внеклассных мероприятий по теме " Великая Отечественная война. Сталинградская битва" для 1-4 классов начальной школы.Учени...
Тема: «Методика организации и проведения внеклассных мероприятий».
При формировании первого класса педагогу начальной школы необходимо познакомиться с материалами, которые предоставляет детский сад. Педагогу важно знать, какое мнение о ребенке сложилось у воспитателя...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»
В статьерассматриваютсяметодика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравственн...
«Методика организации и проведения уроков по подготовке учащихся к написанию сочинений (с учетом особенностей типов текста)»
ВведениеГлава 1 Теоретические основы методики организации и проведения уроков по подготовке учащихся к написанию сочинений (с учетом особенностей типов текста)1.1.Исторический аспект обучения младших ...
«Методика организации и проведения внеклассных мероприятий».
laquo;Методика организации и проведения внеклассных мероприятий»....