Разработка методики организации и проведения урока создания писем (с презентацией).
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Номинация:
«Первый в космосе»,
посвящается 80-летию со Дня рождения Ю.А. Гагарина
Цели:
- Познакомить учащихся с историей развития почтовой связи.
- Возродить традиции эпистолярного жанра.
- Привить навыки правильного написания письма, оформления конверта.
- Развить речь и мышление учащихся путём рассуждения на заданную тему.
- Нравственное воспитание школьников.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с историей письма.
2.Возрождать российские традиции эпистолярного жанра.
3.Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
4.Научить грамотному оформлению писем.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные способности учащихся.
2. Развивать речь, внимание, мышление учащихся.
3. Развивать творческие способности и навыки.
Воспитательные:
1.Воспитание уважения к истории и традициям русской письменной культуры.
2. Воспитывать культуру речи, уважительное отношение к старшему поколению, гордость за свой народ.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка методики организации урока создания писем | 177.97 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
«Побединская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области
Разработка методики организации
и проведения урока создания писем (с презентацией).
Номинация:
«Первый в космосе»,
посвящается 80-летию со Дня рождения Ю.А. Гагарина
Автор: Терёшина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «Побединская СОШ»
- учебный год
Цели:
- Познакомить учащихся с историей развития почтовой связи.
- Возродить традиции эпистолярного жанра.
- Привить навыки правильного написания письма, оформления конверта.
- Развить речь и мышление учащихся путём рассуждения на заданную тему.
- Нравственное воспитание школьников.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с историей письма.
2.Возрождать российские традиции эпистолярного жанра.
3.Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
4.Научить грамотному оформлению писем.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные способности учащихся.
2. Развивать речь, внимание, мышление учащихся.
3. Развивать творческие способности и навыки.
Воспитательные:
1.Воспитание уважения к истории и традициям русской письменной культуры.
2. Воспитывать культуру речи, уважительное отношение к старшему поколению, гордость за свой народ.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
- Ребята, наше занятие я хочу начать вот с этих строк:
«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем?»…
- Как вы думаете, что я вам сейчас прочитала? (Да, это отрывок письма)
- Кто сможет назвать автора этого письма? (Я с вами полностью согласна - это Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт нашей страны).
- Сегодня я предлагаю соединить две темы в одну:
История жанра письма и 80-летие со Дня рождения Ю.А. Гагарина.
3. История жанра письма. Эпистолярный жанр.
Из истории письма известно, что самое древнее письмо написал, вернее, вырубил на стене своего жилища - пещеры первобытный человек. На Земле много мест, где на скалах, валунах, стенах пещер сохранились выдолбленные знаки и рисунки. Их называют петроглифами. Они передавали информацию, а значит, были первыми письмами.
Со временем люди поняли, что удобнее писать на сырых глиняных плитках. А для закрепления текста их сушили на солнце или обжигали на огне.
В Афинах тексты государственных знаков вырезали на больших деревянных цилиндрах.
Китайцы выжигали свои петроглифы раскаленной иглой на бамбуковых палочках.
А наши предки – славяне оставили нам в наследство «Велесову книгу» - таинственную летопись, нанесенную на тридцать пять деревянных дощечек.
Папирус служил древним египтянам более четырех тысяч лет. Папирус быстро завоевал весь мир, но со временем у него появился соперник – пергамент. Существовали и так называемые «типу» - письма, которые писали с помощью веревочек.
Затем люди изобрели бумагу. И на ней стали писать письма. В 19 веке переписка между образованными людьми приобрела очень большое значение. Разнообразные поездки и путешествия рождали потребность в обмене информацией, в духовном общении людей. Письма тщательно хранили, их читали родным и знакомым, их переписывали и т.д.
А ещё я хочу рассказать о почтовых голубях, которые тоже хорошо послужили почтовому делу. Это необыкновенная птица! Куда голубя ни завези - всё равно домой вернётся. Так вот, голубиная почта возникла ещё у древних греков и египтян. В 12-13 веках почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский скакун. У голубей немало заслуг перед человечеством. В 1871 году во время осады Парижа они доставили более миллиона писем, в благодарность парижане поставили голубю памятник. А в Англии почтовый голубь № 888 за геройские заслуги во время Первой Мировой войны получил звание полковника. И таких историй великое множество, всех и не расскажешь…
В результате такой публичности, гласности переписки складывался свой особый этикет письма (этикет переписки). Письменному слову, обращению начинают уделять огромное внимание.
В XXI веке эпистолярный жанр (эпистолярный - имеющий форму письма, переписки) утратил былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)
- Правильно, на смену обычной почте пришла электронная, а также Интернет-форумы, sms.
Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее. Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма. Только традиционные письма позволяют увидеть почерк дорогого человека, ощутить настроение, которое владело им во время написания послания. Кроме того, письма – одна из наиболее романтичных форм общения между влюблёнными людьми.
Написание письма – это целое искусство и сознательное творчество. Не у всех получается одинаково легко и глубоко, грамотно и тактично, внимательно и естественно, деликатно и трепетно преподнести важную информацию. К бумаге ведь не прикрепишь свой голос, улыбку, взгляд, жесты. К той форме, в которой мы застали бумажное написание, шло оно не одно тысячелетие. В настоящее время такой способ общения становится всё более редким, возможно даже вымирающим. Было бы неправильно «похоронить» в забытьё столь богатую историю, сложенную веками культуру и оригинальные традиции. И может быть, иногда стоит написать бумажное письмо тем, кого нет сейчас рядом с вами, но кто вам очень-очень дорог, а в память о прошлом хранить те письма, которые когда-то кто-то вам прислал.
- Ребята, а вы умеете правильно написать письмо и оформить конверт?
- Это вы мне и покажете в конце нашего занятия?
4. - Давайте вернёмся к письму - заявлению Ю.А. Гагарина перед стартом. Оно было им написано 12 апреля 1961 года:
«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если, тем не менее, я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников - советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа.
Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма - общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле.
Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!
До скорой встречи!
12 апреля 1961 года».
5. - Прошло уже 53 года, а это письмо не потеряло своей актуальности. Почему?
Потому что в детстве многие мальчишки и девчонки мечтают стать космонавтами. Эта профессия кажется им чрезвычайно романтичной и интересной. Со временем детские мечты обычно забываются, а подростки выбирают себе более приземленные профессии. Впрочем, некоторые энтузиасты продолжают четко и уверенно идти к своей цели, но покорителями космоса становятся лишь единицы.
- А кем мечтаете стать вы?
- Что нужно для того, чтобы стать космонавтом?
Основное условие, необходимое для того, чтобы стать космонавтом – идеальное здоровье. Но даже абсолютно здоровый и физически выносливый человек не всегда имеет шанс пройти строгий отбор. Итак, какими же основными качествами должен обладать будущий космонавт? Во-первых, в центрах отбора космонавтом принимают анкеты только от действующих лётчиков военной авиации, налетавших не менее 350 часов (и не менее 160 раз совершивших прыжок с парашютом). Кроме того, для будущих космонавтов действуют строгие ограничения по возрасту (от 27 до 30 лет) и физическим показателям – кандидат должен быть не выше 175 сантиметров
и весить менее 75 килограмм.
Ещё одно качество, необходимое для полётов в космос – безупречная репутация: полное отсутствие негативных характеристик в личном деле, судимостей, вспышек агрессии и любых других проявлений психической неуравновешенности.
Если вы считаете, что соответствуете всем вышеперечисленным критериям, можете попробовать стать космонавтом и осуществить свою мечту.
Звёздный городок, в котором будет проходить обучение, располагается в Московской области. Здесь космонавты будут жить и проходить обучение в течение шести лет. Процесс обучение интересен, но в то же время довольно-таки сложен. Будущим космонавтам придётся сдавать множество зачётов, заниматься на тренажерах и центрифугах. Поскольку полёты в космос сопряжены с колоссальными перегрузками, космонавт должен быть подготовлен к ним. Полететь в космос способен только человек, который не боится ни перегрузок, ни риска.
6. В этом году Ю́рию Алексе́евичу Гага́рину исполнилось бы 80 лет. Он родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске (ныне Гагарин), Гжатского (ныне Гагаринского) района, Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района.
- Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.
- Кто знает, когда произошло это событие? Правильно, 12 апреля 1961 года Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур.
После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса.
Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос, был объявлен праздником — Днём космонавтики.
Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около
30 стран.
27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день.
Память
- Город Гжатск и Гжатский район переименованы в город Гагарин
и Гагаринский район (Смоленская область)
- Именем Гагарина названы бульвары, улицы, проспекты, площади, районы
- Мемориал в селе Смеловке, недалеко от места приземления первого космонавта Земли
Учреждения
- Объединённый Мемориальный музей Ю. А. Гагарина,
г. Гагарин Смоленской обл.
- Центр Подготовки Космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Звёздном городке
- Комсомольское-на-Амуре — Авиационно-Производственное Объединение им. Ю. А. Гагарина в городе Комсомольск-на-Амуре
- Военно-воздушная Краснознаменная ордена Кутузова академия имени Ю. А. Гагарина (затем — Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина и профессора Н. Е. Жуковского)
- В 2011 году именем Юрия Гагарина был назван Международный аэропорт Оренбурга
- Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина
- За стартовым комплексом на площадке № 1 космодрома Байконур закрепилось название «Гагаринский старт»
- Аэропорт имени Юрия Гагарина в городе Намибе, Ангола
Суда и самолёты
- Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин», работавшее в Атлантическом океане
- Самолёт с бортовым номером EK-95015 «Юрий Гагарин»
Награды и знаки
- В космонавтике вручается Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина космонавтам и астронавтам за вклад в освоении космоса. Федеральным космическим агентством учреждена награда — знак Гагарина
- Высшая награда Континентальной хоккейной лиги, созданной в 2008 году, носит название «Кубок Гагарина»
- На Луне американские астронавты оставили памятные медали с изображением людей, отдавших жизнь освоению космоса, в том числе одна из двух медалей, посвящённым советским космонавтам, с изображением Ю. А. Гагарина
В космосе
- Именем Юрия Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны
- В честь Юрия Гагарина назван астероид.
Почтовые марки и монеты
Почтовая марка к 75-летию со дня рождения Ю. А. Гагарина с не публиковавшейся ранее фотографией, сделанной 12 апреля 1961 года сразу после приземления корабля «Восток» | Юбилейная монета, номиналом в 10 рублей 2001 года, отчеканенная к 40-летию первого полёта человека в космос | Юбилейная золотая монета, номиналом в 1000 рублей 2011 года, отчеканенная к 50-летию первого полёта человека в космос |
9. Практическое занятие: оформление конверта.
- В жизни нам часто приходится писать письма друзьям, родным, знакомым, дорогим и близким людям. Умеем ли мы сочинять их так, чтобы принести своим посланием радость, согреть душу?
- Умеете ли вы правильно оформлять конверт?
Инструкция:
1. Заполнение конверта начните с указания данных отправителя. В графе "От кого" укажите свое имя, фамилию и отчество. Далее необходимо заполнить ваши адресные данные. Адрес заполняется в следующем порядке: название улицы, номер дома, номер квартиры, область/край/республика, город, страна (для писем за рубеж). В графе "Индекс" укажите индекс вашего почтового отделения.
2. Для того, чтобы подписать конверт, также необходимо заполнить данные получателя. Они указываются в правой нижней части конверта. Правила оформления адресных данных получателя аналогичны с заполнением информации об отправителе.
3. Далее необходимо заполнить поле кодового штампа, которое расположено в левой нижней части конверта. В этом поле указывается индекс получателя с помощью специальных стилизованных цифр. Образец заполнения кодового штампа обычно расположен на обратной стороне конверта.
- Итак, следуя этой несложной инструкции, можно быстро и правильно подписать конверт, однако это еще не все. Перед тем, как отпустить письмо в почтовый ящик, вы должны наклеить на конверт почтовую марку.
- Домашнее задание:
- Ребята, дома я предлагаю вам написать письмо Космонавту.
11. Рефлексия.
- Что интересного вы узнали с сегодняшнего занятия?
- Что вам особенно запомнилось? Понравилось?
- Как вы оцените наш урок?
- Спасибо за урок!
Здравствуй, Космонавт!
Именно так, с большой буквы, по-моему, нужно писать это героическое слово «космонавт». Ведь это нечто большее, чем просто профессия или звание!
Космос, космодром, космические корабли, стратосфера – всё это какое-то холодное, недосягаемое, действительно, космическое. А вот ты, Космонавт, живой человек, с тобою можно пообщаться, хотя бы так, как сейчас в письме.
Уже полвека назад ты впервые побывал в космосе. За это время многое изменилось и в нашей стране, и в мире в целом, но как здорово, что именно ты, наш соотечественник, стал космическим первооткрывателем! Изменился политический строй государства, президенты передают друг другу власть, а ты, Космонавт, был и остаёшься первым!
Как много мальчишек, и мой папа в том числе, воспитаны твоим примером. Занятия спортом, отсутствие вредных привычек, здоровый образ жизни, стремление к изучению точных наук – вот приоритеты будущего Космонавта.
А может быть, и мне стать Космонавтом? Ведь это ничего что я – девочка. Вот и космодром «Восточный» построили на моей родине, в Амурской области, может быть, специально для моего первого полёта? Как ты думаешь, Космонавт?
Сейчас не шестидесятые, и не одной идеей, к счастью или к сожалению, живёт человек. Достойное ли у тебя денежное довольствие, Космонавт? Не наносят ли непоправимый вред твоему здоровью полёты? Заботится ли о нём государство? А о твоей семье, о твоей безбедной старости? Есть ли перспективы или в космосе уже всё, что было возможно, сделали?
Советуешь ли ты мне, Космонавт, мечтать быть Космонавтом?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка технологической карты проведения урока математики во 2 классе
1.Рассмотреть табличные случаи умножения числа 3, составить таблицу умножения числа 3 на однозначные числа; учить вычислять значения произведений; повторить и закрепить знание и умение применять перем...
Организация современного урока в условиях ФГОС. Презентация.
Требования к содержанию учебных программ определяется деятельностным подходом. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств решения, которая, обеспечила бы высокую мотивацию ...
Методика организации и проведения уроков мужества, торжественных мероприятий, посвящённых юбилею Победы
Тема работы: «Системный подход в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 70-летию Победы в ВОВ».В данной работе раскрываются основные системные факторы, определяющие педагогические дейс...
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ"
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Основой программы здоровьесбережения...
Работа в группе на уроке в начальной школе: методика организации и проведения.
В статье рассматривается методика организации и проведения работы в группе на уроке в начальной школе....
«Методика организации и проведения уроков по подготовке учащихся к написанию сочинений (с учетом особенностей типов текста)»
ВведениеГлава 1 Теоретические основы методики организации и проведения уроков по подготовке учащихся к написанию сочинений (с учетом особенностей типов текста)1.1.Исторический аспект обучения младших ...
Рекомендации для учителя РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Данная разработка рекомендаций для учителей по работе с компьютерными приложениями такими как: Сolorscheme, Stripe Generator, BG Patterns, Noise Texture Generator, Corel Painter, поможет проведе...