Профессиональная деятельность учителя при организации обучения на основе деятельностного подхода
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Бутарева Ольга Александровна

Деятельностный подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_deyatelnost_uchitelya.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность учителя при организации обучения на основе деятельностного подхода

Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в Федеральных государственных образовательных стандартах, а главным условием реализации является системно - деятельностный подход. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования, нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

В своей профессиональной деятельности каждый педагог выполняет определённые трудовые функции в обучении, воспитании и развитии. Он должен обладать умениями и знаниями, которые определены «Законом об образовании в РФ» и Профессиональными стандартами.

Чтобы обучать, воспитывать и развивать детей учитель должен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий.

Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метода обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебнопознавательной деятельности. Сейчас нам нужно уйти от традиционных методик в режим деятельностного подхода. И здесь мы видим такие изменения:

-на уровне контроля  учащиеся осуществляют контроль, применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля по предложенному эталону;

-коррекция знаний  ученик сам выявляет пробелы в знаниях, формирует затруднения и осуществляет коррекцию самостоятельно;

-оценивание – учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей);

-итог урока  проводится рефлексия;

-домашнее задание – учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетов индивидуальных возможностей.

В китайской мудрости есть слова: «…я делаю — я усваиваю». Именно мы должны включить ученика через действия в учебную деятельность, чтобы они самостоятельно вникли в новую тему, а потом и применили на практике полученные знания.

Учитель направляет деятельность учеников, корректирует, привлекает к самостоятельности. Каждый урок имеет не только образовательную цель, но и деятельностную:

Урок нового знания:

Деятельностная цель: формирование способности  учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятий базы за счёт включения в неё новых элементов.

Урок рефлексии:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

Урок общеметодологической направленности:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Урок развивающего контроля:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Вся эта совместная и самостоятельная учебно-познавательная деятельность учеников может выглядеть как некий алгоритм:

изучает, значит, понимает,

понимая – моделирует,

моделируя – прогнозирует,

ставит цели, планирует,

организует, контролирует,

а, значит, управляет,

управляя – изучает.

Используя на уроках системно - деятельностный подход, учитель:

-предлагает дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

-осуществляет личностно-ориентированную направленность;

-помогает ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

-включает в образовательный процесс ИКТ;

-использует методы проекты, которые помогают эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

-развивает творческие способности;

побуждает детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Например, математика

Учитель: Что можно сказать о названиях этих произведений?

Дети: В названиях встретилось число 7.

Учитель: Где еще можно встретить это волшебное число?

Дети: Это число можно встретить в пословицах и поговорках, например: «семь раз отмерь – один отрежь», «семеро одного не ждут», «семь пятниц на неделе».

На доске изображены объекты.

Учитель: Распределите линии на группы

Дети предлагают  разделить  линии на замкнутые (2,4) и незамкнутые (1,3,5,6,7)

-на три группы: прямые (3,6,7), кривые (4,5), ломаные (1,2)

-по цвету: 1,3 красные, 2,6 зеленые, 4,5,7, синие

Учитель: Кто же прав?

Дети приходят к выводу, что все по-своему правы.

Окружающий мир

Задачи:

•формировать у детей знания о росте и потребности растений;

•формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

•учить ребенка оформлять результаты наблюдений, участвовать в презентации;

•развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Сбор, рассматривание и проращивание семян. Идет самостоятельное открытие детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учеников личную значимость, расширение представлений детей о природе, условиях, необходимых для роста растений. Дети смогут различить растения по внешнему виду, строению, семенам. Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о росте растений. Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания. Обучение, построенное на основе системно-деятельностного подхода, опирается на теорию учебной деятельности, а значит, включает в себя мотив, проблемную ситуацию, учебную задачу и учебные действия (УУД).

Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Этот принцип учитель должен взять за основу своей педагогической деятельности. Именно в действии порождается знание.

Все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

В нашей работе есть принцип Всё в наших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогического опыта Организация учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения на основе компетентностного подхода

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России.В эпоху Интернета и электронных средств...

Программа экспериментальной площадки по теме «Построение об-разовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»

Программа экспериментальной площадки по теме  «Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»...

Самостоятельная работах в парах на основе деятельностного подхода к обучению.

Я работаю по УМК  «Планета Знаний», учебники этого комплекта содержат много  разнообразных заданий, связанных с работой в паре. Но надеюсь, что описанный мною приём не помешает р...

«Использование системы согласованного обучения для реализации деятельностного подхода обучения при обеспечении ФГОС в начальной школе»

Система согласованного обучения – это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую, т.е. обучение  школьни...

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

"Деятельностный подход в обучении начальных классов. Построение образовательного пространства на основе деятельностного подхода"

любоУсвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться (усва...