«Использование системы согласованного обучения для реализации деятельностного подхода обучения при обеспечении ФГОС в начальной школе»
статья на тему
Система согласованного обучения – это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую, т.е. обучение школьников основам мыслительных операций и методам научного познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sso_vystuplenie.doc | 463 КБ |
sso_vystuplenie.ppt | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. «Использование системы согласованного обучения для реализации деятельностного подхода обучения
при обеспечении ФГОС в начальной школе»
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала учащихся. Актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Деятельностный подход в обучении один из основных требований ФГОС в начальной школе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, необходимыми для решения любых (не только учебных) задач и формирования умения обосновывать свои результаты.
Деятельностный подход в обучении - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Слайд 2. Деятельностный подход в обучении предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,
научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно
нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, для применения
приобретённых знаний;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия –
как после их завершения, так и по ходу.
Слайд 3.
В рамках деятельностного подхода учителя нашей гимназии используют технологию согласованного обучения, автором которой является Б.А. Комаров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики физики РГПУ им. А.И. Герцена.
Слайд 4.
Система согласованного обучения – это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую, т.е. обучение школьников основам мыслительных операций и методам научного познания.
Слайд 5.
В рамках системы согласованного обучения определены 6 основных мыслительных операций: - сравнение
- анализ.
- синтез
- обобщение
- абстрагирование
- перенос
Эти операции не существуют изолированно друг от друга. Между ними существуют внутренние взаимоотношения. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и подчеркивает, выделяет существенное. Абстракция – это, по существу, тоже одна из форм анализа, которую он приобретает при переходе к абстрактному мышлению в понятиях. Синтез – это соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами. Единство синтеза и анализа проявляется в сравнении. Сравнение – это анализ, который осуществляется посредством синтеза и ведет к обобщению, к новому синтезу.
Приведем в качестве примера фрагмента урока математики 3 класс («Школа России») по теме: «Площадь прямоугольника» с использованием мыслительной операции – сравнение.
- Процесс сравнения начинается с получения первичной информации в виде условия
- Что значит узнать площадь прямоугольника?
(сколько квадратных сантиметров может
поместиться в прямоугольнике)
- Далее выдвигается требование, являющееся
вместе с условием своеобразным побудительным
мотивом к выполнению данной операции:
- Как можно вычислить площадь прямоугольника?
- Затем у учащихся формируется некое информационное
поле, в результате которого происходит систематизация
информации на основе критериев и строится вывод.
-Давайте вспомним, как мы уже умеем
вычислять площадь геометрических фигур. (палеткой)
- Какова единица измерения площади
с помощью палетки? (кв. см)
- Из конверта достаньте палетку и прямоугольники
- Найдите площадь зелёного прямоугольника (4см и 5см)
- Какова его площадь? (Приблизительно 20 см)
-Почему приблизительно? (возможно неточное
наложение палетки, сама палетка неточно расчерчена)
- Вывод: Измерение палеткой даёт
приблизительный результат
- Достаньте и измерьте площадь (большого) красного
прямоугольника (длина 11см, ширина 3см)
- Необходима палетка большего размера или
необходимо перекладывать её.
- Вывод: Измерение площади палеткой неудобно для определения площади больших прямоугольников (поэтапное заполнение таблицы)
- На этом этапе выдвигается еще одно условие:
- Хотите ли узнать ещё один способ вычисления площади прямоугольника?
- Давайте вернёмся к прямоугольнику и разобьём наш прямоугольник на квадратные сантиметры.
- Посчитайте квадратные см. Как вы это делали? (S= 3*4=12 (кв.см); S= 4*3=12(кв.см))
- Что значит число 3 в прямоугольнике? (ширина)
- Что значит число – 4? (длина)
Вывод: Чтобы узнать площадь прямоугольника, надо измерить длину и ширину и найти произведение этих чисел.
- Давайте, используя этот способ, узнаем площадь красного прямоугольника.
- Что для этого надо знать (длину и ширину) Длина – 11см, ширина – 3см.
- Найдем площадь. (S= 11*4=44(кв.см))
- Дополните предложение «Чтобы вычислить площадь прямоугольника, надо измерить _________ и ________и найти _________________ этих чисел.»
Слайд 7 – 8. В ходе урока заполняется таблица
Заполнение таблицы
палетка | правило | |
назначение | Вычисление площади | Вычисление площади |
результат | приблизительный | точный |
затраченное время | Достаточно долго для больших фигур | Быстро для любых прямоугольников |
Всегда ли удобно? | Неудобна для вычисления площади большой фигуры | Всегда удобно использовать |
Вывод: Второй способ более точен, можно определить площади больших
прямоугольников, можно сделать это достаточно быстро.
По мере того, как в процессе мышления складываются определенные операции, формируется мышление, как способность к интеллектуальному развитию.
Работа ведется поэтапно. На первом этапе работы используются лишь элементы данных операций. Далее - использование на уроке мыслительных операций ведется под руководством учителя.
Слайд 9.
Формируя мышление ученика, для его интеллектуального развития, проводится работа по формированию некоторых методов научного познания.
- Гипотеза - обоснованное, не противоречащее научно установленным данным
предположение о причине, вызывающей определенный факт, явление.
- Аналогия – такой метод познания, при котором из сходства некоторых признаков
двух или нескольких предметов, явлений действительности делается
вывод о сходстве других признаков этих предметов или явлений.
- Индуктивный и дедуктивный методы познания
Индуктивный – общий вывод делается из частных посылок, т.е. сущность состоит в переносе свойств с известных фактов на неизвестные.
Дедуктивный - это такой метод познания, при котором формулируется частный вывод из общего положения.
- Элементы формальной логики
Формальная логика – наука, изучающая формы мысли – понятия, суждения, умозаключения, доказательства – со стороны их логической структуры, т.е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания.
- Моделирование – основано на способности человека вычленять сходные признаки
или свойства у различных предметов, явлений и устанавливать
определенное соотношение между ними.
- Метод наблюдения и познание окружающей действительности
- это целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира,
доставляющее первичный материал для научного исследования.
Рассмотрим один из методов научного познания на примере фрагмента урока русского языка во 2 классе. («Школа России») по тема «Однокоренные (родственные) слова»
- Гипотеза - обоснованное, не противоречащее научно установленным данным
предположение о причине, вызывающей определенный факт, явление.
Т.е. это система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления. При этом данный вывод носит не достоверный, а вероятный характер. В силу этого гипотеза требует проверки, доказательства. После этого гипотеза либо переходит в разряд теорий, либо отбрасывается или претерпевает некую корректировку.
- Ребята, пока мы выполняли задание, на лесной полянке произошла такая встреча. Давайте внимательно послушаем
Гусеница: Здравствуйте! Вы кто?
Гусь: Я - Гусь, это – Гусыня, а это наш сынок - Гусёнок. А вы кто?
Гусеница: А я ваша родственница – тётка-гусеница.
- Ребята, как вы думаете, выскажите своё мнение, действительно ли гусеница является родственницей гусям? (Нет, гусеница не является родственницей гусям.)
- Ребята, мы сейчас с вами выдвинули предположение. В науке это называется – гипотеза. Слово «гипотеза» пришло к нам с греческого языка (от др.-греч. ὑπόθεσις —«основание»,«предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.
- Сегодня на уроке мы попробуем доказать, верно или нет наше предположение, или, по-научному, верна ли наша «гипотеза».
- Давайте подумаем, какие полученные сегодня знания могут помочь доказать верность нашей гипотезы? Нашего предположения? (Знания о родственных словах)
- Что самое главное мы узнали о родственных словах?
Родственные слова
Общая часть Близкие по смыслу
- Рассмотрим наших героев с точки зрения полученных знаний.
- Выпишем героев в два столбика (как они встретились)
- Прочитайте еще раз определение родственных слов.
- Какое главное условие вы нашли?
- Есть ли в этих словах общая часть? Выделим ее.
- Что же у нас получилось? В этих словах есть общая часть, значит эти слова родственные.
- Все согласны с этим?
- Давайте еще раз внимательно прочитаем правило. Может в нем есть еще одно условие, по
которому определяются родственные слова?
- Близки ли эти слова по смыслу, одно ли лексическое значение у этих слов? (Нет, эти слова
не близки по смыслу)
- Ребята, доказали ли мы верность нашей гипотезы, что гусь, гусыня, гусёнок и гусеница не
родственники? (да).
Слайд 10.
Формируя ту или иную мыслительную операцию или любой метод научного познания, на уроках ведется систематическая работа по формированию универсального словаря науки. Ведь мыслительная деятельность человека объективно и неразрывно связана с языком, выражающим возникающую мысль. Умение точно определить понятие имеет огромное значение, как для науки, так и для людей, изучающих эту науку. При формировании языка науки в центре внимания учителя постоянно находится работа над понятиями, которая включает введение названий их терминов. Итак, вводится термин, раскрывается содержание понятия, далее работа строится по осмыслению этого содержания, используя приемы, вовлекающие учеников в активную мыслительную деятельность.
Выделяются единые понятия, используемые в разных учебных предметах.
Слайд 11. В качестве примера рассмотрим схему, как понятие «сила» может использоваться в различных областях знания, на различных учебных предметах.
Таким образом, Система согласованного обучения – это метотехнология, которая помогает организовать учебный процесс, где главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени познавательной деятельности школьника и является одной из технологий, которая позволяет сохранить высокую мотивацию к учебе, способствует интеллектуальному развитию ребенка, хорошему восприятию учебного материала.
Формируемые у учащихся универсальные способы действия в результате использования технологии Система согласованного обучения, являются обязательным требованием деятельностного подхода к обучению. Следовательно, используя данную технологию, мы выполняем одно из основных требований ФГОС.
Данная система активно используется в нашей гимназии уже 13 лет. Гимназия являлась городским центром по методологии образовательного процесса, где активно рассматривалась ССО. Сейчас, на базе нашей гимназии, проходит обучение педагогов по ССО. Поэтому, если кого заинтересовал данный подход к образовательному процессу, приглашаем в наш учебно-методический центр для обучения основам данной системы обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.
В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....
Презентация на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ".
Данная презентация содержит алгоритмы по основным орфограммам....
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.
Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....
Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе
Цель - рассмотрение дифференцированного подхода к проведению уроков математики...
Использование системы согласованного обучения в начальной школе как фактор человекосберегающего образования.
Данная статья помогает сохранить здоровье младших школьников при постоянно увеличивающейся нагрузке....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Я под Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...