Выступление на педагогическом совете
учебно-методический материал

Тихонюк Марина Павловна

На методическом  объединении  учителей начальных классов мы решили предложить тему  выступления «Технология проблемного диалога»  (по Мельниковой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихонюк Марина Павловна

Выступление на педагогическом совете Школы.

Тема «Технология проблемного диалога».

1СЛАЙД  На метод объединении  учителей начальных классов мы решили предложить вашему вниманию тему  выступления «Технология проблемного диалога»  (по Мельниковой).

2 СЛАЙД  На уроке изучения нового материала прорабатываем  два звена: постановка проблемы  и поиск решения,  используя  два вида диалога: побуждающий и подводящий.

3 СЛАЙД  В таблице представлены классификация методов обучения проблемного диалога  в сравнении с традиционным типом  обучения.

4СЛАЙД   Рассмотрим некоторые  приемы создания проблемной ситуации.

5 СЛАЙД       Прием 1. Проблемная ситуация создается с помощью  противоречивых фактов, теорий, мнений.

Анализ

Учитель

Ученики

предъявление первого факта

предъявление второго факта

побуждение к осознанию

побуждение к проблеме

вопрос

– Ребята! У кого есть собака?

 – Какой породы ваши собаки?

– Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак.

 – А сколько было пород собак у древних людей?

 

– Так что вас сейчас удивило?

 Что интересного заметили? – Какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске.

Поднимают руки. Называют. – Думаем, одна! (Проблемная ситуация.)

 

– Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.)

 – Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)

6. СЛАЙД    Прием 2. Проблемная ситуация создается вопросом или практическим заданием на новый материал.

Анализ

Учитель

Ученики

задание на новый материал

проверка задания

побуждение к осознанию

побуждение к проблеме

тема

– Прочитайте слова на доске. Объясните орфограммы.

– Теперь я загадаю вам загадку. (Читает загадку о березе.)

– Напишу слово «береза» на строке. (Продолжает запись.) – Что же мне делать, ребята? – А что значит перенести?

 – Какой знак нужен? – Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. –

Посмотрим, что вы пред лагаете. (Фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне.)

 – Задание было одно? – А выполнили вы его как? –

Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

– Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов». (Фиксирует тему на доске.)

– Соль, Анна, майка, объявил. Объясняют. – Это береза!

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается – Надо перенести. – Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. – Знак переноса. Пары добавляют знак пере носа в слово «береза» на своем листе.

Видят варианты: б-ерёза берёз-а  бер-ёза  бе-рёза (Проблемная ситуация.)

– Да. – Мы выполнили поразному. (Осознание противоречия.) –

Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы.)

7. СЛАЙД    Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским  представлением учеников и научным фактом создается в два шага.

Анализ

Учитель

Ученики

практическое задание «на ошибку»

предъявление научного факта

сообщением побуждение к

осознанию побуждение к проблеме тема

– Я диктую словосочетания с наречиями, а вы записы ваете: один человек у доски, остальные на листочках. –

Посмотрите, я выписала для вас из словаря все эти наречия. (Открывает доску.)

 – Вы как написали сначала? –

А как надо на самом деле? –

Значит, какая тема урока? Фиксирует тему на доске.

Ученик у доски пишет без дефиса наречия помедвежьи, позимнему, вопервых и др. (Житейское представление.)

Видят дефисное написание слов. (Проблемная ситуация.) –

Мы написали наречия слитно.

– Эти наречия пишутся через дефис. (Осознание противоречия.) – Дефис в наречиях. (Тема.)

8. СЛАЙД    Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием.

Анализ

Учитель

Ученики

П о с т а н о в к а п р о б л е м ы задание на известный материал

 задание на новый материал

побуждение к осознанию

проблемы побуждение к

проблеме

 тема

– Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 и 3 см. Работайте в тетради.

 – На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см.

 – Смогли выполнить задание?

 – В чем затруднение? – Чем это задание не похоже на предыдущее?

 – Какова сегодня тема

 урока?

Фиксирует тему на доске.

Легко выполняют задание.

Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.)

– Нет, не смогли

. – Это новое умножение. – Надо умножить на дву значное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.)

 – Умножение на двузначное число. (Тема.)

9. СЛАЙД   Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий.

Анализ

Учитель

Ученики

подводящий к теме диалог

тема

– О каких странах мы говорили на прошлом уроке?

 – Если есть развитые страны, то существуют и …?

– Значит, тема урока

 сегодня?

Фиксирует тему на доске.

– О развитых странах.

– Развивающиеся страны.

– Развивающиеся страны. (Тема.)

Суть приёма  «яркое пятно» или «актуальность»  заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы  интересным  материалом,  либо значимости темы для самих учащихся.

Анализ

Учитель

Ученики

подводящий к теме диалог

тема

– Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал так: Такой падеж как … Я с детства не терплю. Давать, делиться чем -нибудь

С друзьями не люблю.

 – Кто догадался, о каком падеже идет речь?

 – Значит, тема нашего урока? Фиксирует тему на доске.

– О дательном

. – Дательный падеж

10. СЛАЙД    Таким образом, применение методов и приемов проблемно –диалогического обучения позволяет обеспечивать  самостоятельное усвоение  знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

 

11. СЛАЙД   Литература.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ по Мельниковой Е. Л. Лауреат премии Правительства РФ в области образования кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования Академии ПКиППРО (г. Москва) Учитель начальных классов- Тихонюк М.П. 15.02.2021

Слайд 2

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» постановка проблемы поиск решения «диалог» побуждающий подводящий

Слайд 3

Методы Проблемно- диалогические Традиционные постановки проблемы побуждающий от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приемом сообщение темы поиска решения побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог подводящий от проблемы диалог подводящий без проблемы диалог сообщение знаний Классификация методов обучения

Слайд 4

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Слайд 5

1 прием проблемная ситуация создается Противоречивые факты Противоречивые теории Противоречивые мнения

Слайд 6

2 прием проблемная ситуация со столкновением мнений создается Вопросом Практическим заданием

Слайд 7

3 прием проблемная ситуация с противоречием Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью

Слайд 8

4 прием проблемная ситуация с противоречием Необходимость выполнить задание Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Невозможность выполнить задание

Слайд 9

Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока? Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» « актуальность »

Слайд 10

Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.

Слайд 11

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с. 2. Мельникова Е.Л. Проблемнодиалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180. 3. Мельникова Е.Л. Технология проблемнодиалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное обра зование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90. 4. Мельникова Е.Л. Проблемнодиалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286 Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...