Диагностика эффективностисти воспитательного процесса в ОУ
статья

Суббота Раиса Егоровна

Диагностика эффективностисти воспитательного процесса в ОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района

Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении

(доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)

Информацию подготовила:

воспитатель

Суббота Раиса Егоровна

Самбург, 2021 год

Содержание

Введение

1. Изучение эффективности воспитательного процесса.

1.1 Сущность процесса воспитания.

1.2 Характерные особенности воспитательного процесса.

1.3 Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания.

2. Методики изучения эффективности воспитательного процесса.

2.1 Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося.

2.1.1 Методика «пословицы».

2.1.2 Методика «Цветик-семицветик».

2.2 Методики диагностики сформированности коллектива.

Используемая литература

Введение

Вопросу изучения эффективности воспитательного процесса посвящено большое количество публикаций. Однако до сих пор остается немало белых пятен в теории, методике и практике диагностики результативности воспитательной деятельности. В последнее десятилетие существенно изменилась практика воспитания ребенка. С каждым годом обогащается теоретический, методический и практический арсенал психолого-педагогической диагностики, что позволяет усовершенствовать диагностический инструментарий исследования эффективности воспитательного процесса. Если ранее диагностика результативности воспитания строилась чаще всего на основе педагогического наблюдения и экспертной оценки, то сейчас существует обширная палитра диагностических методик.

1. Изучение эффективности воспитательного процесса

Большинство педагогов стремятся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный. Руководители и педагоги образовательных учреждений пытаются выявить эффективность процесса воспитания учащихся. У одних эти попытки оказываются удачными, у других - безуспешными. К сожалению, преобладают неудачные.

Нередко педагогические работники не могут точно и убедительно ответить на такие вопросы:

1) Что такое эффективность воспитательного процесса и как можно ее определить?

2) Какие диагностические средства следует использовать?

3) Каким образом анализируется и хранится полученная в ходе изучения информация?

В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые предлагают ее определять как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они советуют произвести и еще одну операцию - соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений.

Таким образом, эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов не с целями, а с прошлыми достижениями в воспитательной практике.

1.1 Сущность процесса воспитания

Процесс воспитания - это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания включает в себя этапы:

- диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;

- проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);

- организация педагогического взаимодействия (реализация планов);

- проверка, оценка результатов.

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

1.2 Характерные особенности воспитательного процесса.

К особенностям воспитательного процесса можно отнести:

1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) - сотрудничество, взаимодействие.

2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ).

3. Непрерывность - воспитание - не отдельный процесс.

4. Многогранность (соответствие потребности личности той деятельности, которую дают. Соотношение между той деятельностью, которую предлагают и в которой он живёт).

5. Длительность.

6. Комплексность - единство целей, задач, содержания, форм и методов.

7. Вариативность и неопределённость (разные личности).

8. Двусторонность.

Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны:

цель воспитателя - подарить ребёнку всю прелесть и глубину окружающего мира, ориентировать его в системе ценностных отношений к нему;

цель воспитанника - продуктивное присвоение этих ценностей, саморегуляция своих потенциальных возможностей. Но растущий человек обладает меньшим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его миропринятие нуждается в корректировке, в выращивание системы ценностей подлинных и в отказе (добровольно!) от ценностей мнимых.

Воспитание - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.

1.3 Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:

* определение цели и задач изучения;

* подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

* выбор методик изучения;

* подготовка диагностического инструментария;

* исследование испытуемых;

* обработка и интерпретация результатов исследования;

* анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Определение цели и задач изучения. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот.

В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:

* выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения;

* выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;

* получить информацию о результативности работы классных руководителей;

* определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.

Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. Субъектами диагностического исследования могут быть директор и его заместители, школьный психолог, классные руководители, социальный педагог, библиотекарь, школьный медработник, учитель физкультуры, музыки, изобразительного искусства, руководители кружков и секций, некоторые родители и старшеклассники.

2. Методики изучения эффективности воспитательного процесса

В качестве основных критериев эффективности воспитательного процесса необходимо избрать следующие:

1) развитость личности ребенка;

2) сформированность коллективов образовательного учреждения и его структурных подразделений;

3) удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей процессом и результатами воспитательной деятельности.

Первые два критерия позволяют оценивать продуктивность воспитательной деятельности, а третий - психологическое состояние ее участников.

В соответствии с этими критериями руководителям и педагогам образовательных учреждений нужно подобрать диагностические методики. Чтобы оказаться полезными практическим работникам в создании диагностического инструментария, считаем целесообразным представить в данной главе несколько методик, которые можно использовать при выявлении эффективности воспитательного процесса.

Согласно названным критериям они разделены на три группы. Первую группу составили методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, вторую - методики диагностики сформированности коллектива, а третью - методики для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.

2.1 Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося.

2.1.1 Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1 балл - согласен в очень незначительной степени;

2 балла - частично согласен;

3 балла - в общем согласен;

4 балла - почти полностью согласен;

5 баллов - совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1.

 а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

9.

а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать -- жертвою стать;

г) никто мне не указ.

2.

 а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

10.

а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело - сторона

3.

 а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить - не поле перейти.

11.

а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

4.

 а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги - дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

12.

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все - соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет - приятели откажутся.

5.

а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

13.

а) ученье - свет, неученье - тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

6.

а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу - половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

14.

а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

7.

а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

15.

а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон - паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон - что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

8.

а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди - всё, а деньги - сор;

г) деньгам все повинуются.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1) а, в - духовное отношение к жизни, б, г - бездуховное отношение к жизни;

2) а, в - незначимость материального благополучия в жизни, б, г - материально благополучная жизнь;

3) а, в - счастливая, хорошая жизнь, б, г - трудная, сложная жизнь;

4) а, в - оптимистическое отношение к жизни, б, г - пессимистическое отношение к жизни;

5) а, в - решительное отношение к жизни, б, г - осторожное отношение к жизни;

6) а, в - самоопределение в жизни, б, г - отсутствие самоопределения в жизни;

7) а, в - стремление к достижениям в жизни, б, г - отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8) а, в - хорошее отношение к людям, б, г - плохое отношение к людям;

9) а, в - коллективистическое отношение к людям, б, г - индивидуалистическое отношение к людям;

10) а, в - эгоцентрическое отношение к людям, б, г - эгоистическое отношение к людям;

11) а, в - альтруистическое отношение к людям, б, г - паритетное отношение к людям;

12) а, в - значимость дружбы, б, г - незначимость дружбы;

13) а, в - значимость ученья, б, г - незначимость ученья;

14) а, в - значимость труда, б, г - незначимость труда;

15) а, в - значимость соблюдения законов, б, г - незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".

Основной принцип оценивания полученных результатов - сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» -- об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

2.1.2 Методика «Цветик-семицветик» (составлена И. М. Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.

Обработка и интерпретация результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу

Фамилия, имя

Желание

для себя

для родных и близких

для класса и школы

для всех людей

Антонова Аня

3

1, 2, 6

4,5

7

2.2 Методики диагностики сформированности коллектива

2.2.1 Методика «Наши отношения» (составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть, выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

2.2.2. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (подготовлена Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому педагогу, школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Увлеченность

Равнодушие

Результативность

Нерезультативность

Теплота взаимоотношений

Холодность взаимоотношений

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Занимательность

Скука

Успешность

Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Используемая литература:

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1997.

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.

3. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. - М., 1981.

4. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.,1996.

5. Степанова П.В. Мониторинг воспитательной системы школы: возможности и ограничения//  Педагогическая диагностика. - 2006. - №4. С.33-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО ДИАГНОСТИКЕ, КОРРЕКЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА ПО  ДИАГНОСТИКЕ, КОРРЕКЦИИ  И  РЕГУЛИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА НА УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ-ДЕТСКОГО САДА....

Диагностика удовлетворенности родителей воспитательным процессом

Цель: получение количественно выраженной информа­ции об оценке родителями помощи образовательного уч­реждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем....

Диагностика воспитательного процесса во 2 классе

В течение учебного года с обучающимися 2 класса проводилась диагностика воспитательного процесса. Работа велась по следующим методикам:   1.Психологическая атмосфера в коллективе....

Статья "Психолого-педагогическая диагностика в воспитательном процессе"

В статье обобщен опыт по организации мониторинга в воспитательном процессе...

диагностика и анализ воспитательного процесса

в помощь классному руководителю...