Статья "Психолого-педагогическая диагностика в воспитательном процессе"
статья

Макарова Елена Владимировна

В статье обобщен опыт по организации мониторинга в воспитательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_v_vosp._protsesse.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                             МОБУ СОШ № 16, г. Благовещенск.

                                        Учитель начальных классов Макарова Е.В.

                                 Психолого-педагогическое сопровождение

                   воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ННО

          Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. Становятся важными такие качества ребенка, которые будут способствовать укреплению здоровья, творческой самореализации, позитивности  мышления, активности, адекватной самооценке,  преобразованию мотивационных факторов, а также социальные и межличностные отношения.  

       Среди факторов, влияющих на развитие личности, можно выделить внешние   и внутренние.

        Внешняя среда – один из важнейших факторов становления личности. Особенно это касается семьи: «Каковы батьки, таковы и детки». Поэтому изучение предпосылок успешного развития детей надо начинать с изучения семьи.

        Формами диагностик здесь будут являться: беседы, педагогическое наблюдение, анкетирование родителей.    

        Необходимо отметить, что изучение семьи дело тонкое, деликатное, диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.        

         Анкетирование – один из очень распространенных способов. При разработке анкет важно, чтобы в них нашла отражения такая информация:

 - социально-демографический портрет семьи;

- организация и принципы семейного воспитания;

- отношение и взаимоотношения родителей со школой;

- правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания;

- наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей.

         К другим внешним факторам относится детская среда, коллектив, в котором развивается ребенок.  

        Самый первый и достаточно несложный метод диагностики, применяемый уже впервые дни нахождения ребенка в школе –  микропрактикум «Мой класс», Н.И.Гуткина. Анализ полученных данных позволит сделать выводы о благополучии -неблагополучии  социально-психологической позиции ребенка в классе.  

       Следует отметить, что данная, и все остальные приведенные далее методики – «сквозные », проводятся на протяжении 4-х лет, что собственно и подразумевает под собой термин «сопровождение».

        Одним из эффективных способов диагностики межличностных отношений является социометрия. Метод трудоемкий, но  представляющий информацию сразу по многим показателям: социометрический статус ученика, соотношение реального положения с официальным, межличностные отношения между мальчиками и девочками, межличностную приемлемость.  

         Объемную, достаточно полную картину классного коллектива в целом может дать карта-схема психолого-педагогического изучения коллектива, которая может быть использована как программа наблюдения и изучения.  Карта включает 4 шкалы: направленность деятельности коллектива, организованность класса, психологическое единство класса, психологический климат класса. Шкалы можно использовать отдельно, или в комплексе.  Давать оценку может, как учитель, так и ученики совместно с родителями.  

        К внешним факторам влияния на личность относятся и отношения с учителем. Традиционной сквозной методикой может являться  тест Рене Жиля «Эмоциональная близость ребенка к учителю», тест «Каким я вижу своего учителя».

          В отдельную группу факторов, влияющих на развитие личности, я бы выделила  мотивацию.  Именно мотивация определяет направленность личности.

         В качестве примеров можно привести методику «Мотивы учения» М.Р.Гинзбург, «Школьная мотивация" Н.Г.Лускановой, методики «Что важнее?», «Что нам интересно?», методику неоконченных предложений.

         Следующей группой факторов влияющих на развитие личности являются внутренние, или личностные факторы. Для диагностики мы выбрали следующие:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Качества личности

                Методики

1

Физическое здоровье

Изучение медицинской документации, анкетирование родителей

2

Самооценка

Методика выявления самооценки

3

 Эмоциональная удовлетворенность

Диагностическая диаграмма «Эмоциональная удовлетворенность школьника» Дембо-Рубинштейна

4

Тревожность

Тест школьной тревожности Филлипса ,                          « Шкала явной тревожности CMAS» А.Кастанеда  

5

Самостоятельность

Метод наблюдения для оценки волевых качеств   Справочник психолога начальной школы. Т.В.Эксакусто

6

Активность

 ---//---//---//---

7

Ответственность, дисциплина.

Включенное наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий

8

Воспитанность

 Методика Н.П.Капустина «Определение воспитанности школьников»

9

Ощущение успешности

Методика «Лесенка успеха»

          По всем указанным параметрам создаются сводные таблицы. Данные наблюдений   фиксируются и систематизируются в «Листах динамики развития ученика», «Индивидуальных картах развития учащихся».  

          В заключение хочется сказать, что психолого-педагогическая диагностика и сопровождение не самоцель, а руководство к действию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО ДИАГНОСТИКЕ, КОРРЕКЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА ПО  ДИАГНОСТИКЕ, КОРРЕКЦИИ  И  РЕГУЛИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА НА УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ-ДЕТСКОГО САДА....

Диагностика удовлетворенности родителей воспитательным процессом

Цель: получение количественно выраженной информа­ции об оценке родителями помощи образовательного уч­реждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем....

Диагностика воспитательного процесса во 2 классе

В течение учебного года с обучающимися 2 класса проводилась диагностика воспитательного процесса. Работа велась по следующим методикам:   1.Психологическая атмосфера в коллективе....

диагностика и анализ воспитательного процесса

в помощь классному руководителю...

Диагностика эффективностисти воспитательного процесса в ОУ

Диагностика эффективностисти воспитательного процесса в ОУ...