Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации
учебно-методическое пособие на тему
Одним из инструментов, позволяющих решить задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной школы, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального обучения.
В проекте раскрыто содержание понятия «исследовательская деятельность», которое является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Применение принципа уровневой дифференциации в процессе исследования позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов:
включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации
В концепции Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального обучения.
Требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов предусмотрено создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие способностей обучающихся, организацию интеллектуальных и творческих соревнований, использование в образовательном процессе современных образовательных технологий (СОТ) деятельностного типа. Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; внедрение в образовательные учреждения модели обучения на основе свободного выбора содержания, форм и темпов обучения. Младшие школьники отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умелое руководство со стороны учителя. Для развития исследовательской деятельности педагогу можно и нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие профессиональных компетенций учителя, повышает его педагогическое мастерство.
Несмотря на основательную научную представленность аспектов формирования исследовательских умений у школьников, выявлено противоречие между необходимостью организации исследовательской деятельности младших школьников с учётом принципов дифференциации и недостаточным научно-методическим и организационно-педагогическим обеспечением данного процесса.
Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Проиллюстрирую применение описанных приёмов из опыта работы на уроках в первом классе – на начальном этапе формирования навыков учебно-исследовательской деятельности.
В течение первого полугодия в первом классе я стараюсь предлагать ребятам посильные творческие задания, которые:
- Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
- Развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Примером подобных творческих заданий может служить изготовление (при подготовке к «Празднику осени») детьми осенних листочков, которые затем представляли (в танце, стихотворении, песней и т.д.) или представляли бабочку в ходе творческого конкурса «На цветочек я похожа, только он летать не сможет!»
Прежде чем непосредственно перейти к введению элементов проектной деятельности, мною было проведено в игровой форме тренировочное занятие («Буква в имени моём…»), посвящённое знакомству с техникой проведения проекта.
Элементы коллективного проекта использовались при подготовке «Календаря ожидания Нового года» (встал вопрос: как лучше и интереснее подготовиться к новому году?), где в течение последних десяти дней декабря каждый день был посвящён изучению традиций встречи нового года и сопутствующих ему событий. Это задание было усложнено, так как вводились элементы сбора необходимой информации.
Например, мы с детьми готовили поздравление для родителей (к тому времени дети научились писать) в виде праздничной гирлянды. Нужно было узнать, почему сапожок и колокольчик являются новогодними символами, подобрать слова для поздравления родителей.
Дели разделились на группы в соответствие с тем, какую информацию они хотели представить (дифференциация по интересам), например, с 18 на 19 декабря к детям в некоторых странах приходит Святой Николай, поэтому 20 декабря говорили о Святом Николае (прообразе деда Мороза), 21 декабря - ставили и наряжали елку, а заодно вспоминали, как эта новогодняя красавица появилась в России, 22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день в году и т.д. В другие дни раскрашивали новогодние картинки, решали головоломки, разгадывали новогодние загадки, делали новогодние поделки, поздравления в почтовый ящик Деда Мороза, учили новые и повторяли старые новогодние песни, слушали новогодние и рождественские песни и мелодии (групповая дифференциация в зависимости от склонности детей к тому или иному роду занятий).
Готовились дети к выступлениям (своеобразной презентации) вместе с родителями.
Цель проектно-исследовательской деятельности я вижу в том, чтобы активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий, дифференцированный характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ о внедрении и результатах использования современных образовательных технологий.
В моём самоанализе я описываю свою работу по использованию современных образовательных технологий. Это очень повышает качество обучения....
Самоанализ о внедрении и результатах использования современных образовательных технологий.
В моём самоанализе я описываю свою работу по использованию современных образовательных технологий. Это очень повышает качество обучения....
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "
Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...
Современные образовательные технологии как условие достижения нового качества образования (материал вебинара)
Технологизация образовательного процесса на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, которые напрямую связаны с содержанием образовательного процесса и могут быть решены за счёт реализации нов...
Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»
Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....
Использование современных образовательных технологий как условие успешности педагогов и учащихся
Рассматриваются современные образовательные технологии, используемые в начальной школе. Показаны их особенности использования в учебном процессе....