Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации
учебно-методическое пособие на тему

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального обучения.

   В  проекте раскрыто  содержание  понятия  «исследовательская деятельность», которое является  одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Применение принципа уровневой дифференциации в процессе исследования  позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов:

 включение  младших школьников  в учебно-исследовательскую деятельность на основе  принципа дифференциации

В концепции Федеральных государственных  образовательных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий.  Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

 Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального обучения.

   Требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов предусмотрено  создание комфортной  развивающей образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие способностей обучающихся, организацию интеллектуальных и творческих соревнований, использование в образовательном процессе современных образовательных технологий (СОТ) деятельностного типа. Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность  дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; внедрение в образовательные учреждения модели  обучения на основе свободного выбора содержания, форм и темпов обучения.   Младшие школьники отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо  умелое руководство со стороны учителя. Для развития исследовательской деятельности педагогу можно и нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие профессиональных компетенций  учителя, повышает его педагогическое мастерство.

     Несмотря на основательную научную представленность аспектов формирования исследовательских умений у школьников,  выявлено противоречие между необходимостью организации исследовательской деятельности младших школьников с учётом принципов  дифференциации  и недостаточным научно-методическим и организационно-педагогическим обеспечением данного процесса.

Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Проиллюстрирую  применение описанных  приёмов из опыта работы  на  уроках   в  первом  классе – на начальном этапе формирования навыков учебно-исследовательской деятельности.

В течение первого полугодия в первом классе я стараюсь предлагать ребятам посильные творческие задания, которые:

  • Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
  • Развивали бы  общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

  Примером подобных творческих заданий может служить изготовление (при подготовке к «Празднику осени») детьми  осенних листочков, которые затем представляли (в танце, стихотворении, песней и т.д.)  или представляли бабочку в ходе творческого конкурса «На цветочек я похожа, только он летать не сможет!»

Прежде чем непосредственно перейти к введению элементов проектной деятельности, мною было проведено в игровой форме  тренировочное занятие («Буква в имени моём…»), посвящённое  знакомству с техникой проведения проекта.

 Элементы коллективного проекта использовались при подготовке «Календаря ожидания Нового года» (встал вопрос: как лучше и интереснее подготовиться к новому году?), где в течение последних десяти дней  декабря каждый день был посвящён изучению традиций  встречи нового года и сопутствующих ему событий. Это задание было усложнено, так как вводились элементы сбора необходимой информации.

  Например, мы с детьми готовили поздравление для родителей (к тому времени дети научились писать) в виде праздничной гирлянды. Нужно было узнать, почему  сапожок и колокольчик являются новогодними символами, подобрать слова для поздравления родителей.

   Дели разделились на группы в соответствие с тем, какую информацию они хотели представить (дифференциация по интересам), например, с 18 на 19 декабря к детям в некоторых странах приходит Святой Николай, поэтому 20 декабря говорили о Святом Николае (прообразе деда Мороза), 21 декабря - ставили и наряжали елку, а заодно вспоминали, как эта новогодняя красавица появилась в России, 22 декабря  -  день зимнего солнцестояния, самый короткий день в году и т.д.   В другие дни раскрашивали новогодние картинки, решали головоломки, разгадывали новогодние загадки,  делали новогодние поделки, поздравления в почтовый ящик Деда Мороза, учили новые и повторяли старые новогодние песни, слушали новогодние и рождественские песни и мелодии (групповая дифференциация в зависимости от склонности детей к тому или иному роду занятий).

Готовились дети к выступлениям (своеобразной презентации) вместе с родителями.

 Цель проектно-исследовательской деятельности я вижу в том, чтобы  активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий, дифференцированный  характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о внедрении и результатах использования современных образовательных технологий.

В моём самоанализе я описываю свою работу по использованию современных образовательных технологий. Это очень повышает качество обучения....

Самоанализ о внедрении и результатах использования современных образовательных технологий.

В моём самоанализе я описываю свою работу по использованию современных образовательных технологий. Это очень повышает качество обучения....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Современные образовательные технологии как условие достижения нового качества образования (материал вебинара)

Технологизация образовательного процесса на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, которые напрямую связаны с содержанием образовательного процесса и могут быть решены за счёт реализации нов...

Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения  ФГОС НОО. Технология  сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....

Использование современных образовательных технологий как условие успешности педагогов и учащихся

Рассматриваются современные образовательные технологии, используемые в начальной школе. Показаны их особенности использования в учебном процессе....