«Формирование познавательных УУД с использованием обратного словаря на уроках русского языка в 4 классе»
статья (4 класс)

Филиппова Светлана Сергеевна

Методическая статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnyh_uud_.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование познавательных УУД с использованием обратного словаря

                                           на уроках русского языка в 4 классе»

 «Единственный путь,

 ведущий к знаниям –

это деятельность»

 Бернард Шоу

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности  младших школьников.

Учитывая сложность изучения грамматического материала необходимо так строить учебную деятельность, что бы учащиеся не только не потеряли интереса к изучаемой программе, но и постоянно были заинтересованы в изучении родного языка, отражающего их интеллектуальное развитие.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний.

Я несколько лет работаю по УМК «Перспективная начальная школа».Основной идеей  этого УМК является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

 Работа со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим) является главной инструментальной проблемой второго класса.  А в 3-м и 4-м классах эта работа продолжается и совершенствуется. На уроках и дома создаются учебные ситуации, требующие от учащихся обращения к словарям различного типа.

Ценно то, что все словари включены в особый том учебника и используются  в  системе.

       Использование обратного словаря на уроках русского языка является необычным. Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.

Чем же замечателен обратный словарь для преподавания  русского языка?

Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно, таким словарём является “Обратный словарь”. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.

Учебник русского языка предлагает учащимся множество различных заданий с использованием обратного словаря. Как используется обратный словарь в  четвёртом классе?

Рассмотрим задания,   направленные  на формирование познавательных УУД  по  правописанию окончаний глаголов.

После того как  прошли  тему «Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям» стали изучать тему «Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов», где познакомились с инструкцией   «Определение спряжения глагола»

Сначала проверьте, какими являются окончания личных форм глагола – ударными или безударными.

  1. Если личные окончания ударные, спряжение определите  по букве окончания: если Е ( Ё) и У( Ю),  значит, это глагол 1 спряжения; если И и А(Я) – 2 спряжения.
  2. Если личные окончания безударные, поставьте  глагол в начальную форму и посмотрите,  какой у него глагольный суффикс. Если – И- , значит, глагол (как правило!) 2 спряжения; если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1 спряжения.

Давайте поработаем и выполним несколько заданий.

Русский язык, 4 класс, часть 1 , с.  64,  упр. 41 Откройте Обратный словарь на . Среди глаголов  на –ить (2 часть, с. 146 - 148) найдите  глаголы на цветном фоне (бить, вить, жить, лить, пить, шить). К какому спряжению они относятся? Чтобы не ошибиться, обратите внимание на их личные окончания! ( Ты …., ты….. . )

- Покажите веером,  к какому спряжению относятся эти глаголы? ( 1 спр. т. к.  ударные  окончания - ёшь )

А теперь вспомните, в чём особенность состава этих глаголов. Маша уверена, что в них нет глагольного суффикса – и-. Поднимите руку, кто с ней соглашается? (- и- входит в корень слова)

А к какому спряжению относятся глаголы, которые образованы от глаголов на цветном фоне с помощью приставки? Проверьте, являются ли их личные окончания ударными? ( ты заживёшь, ты наживёшь, ты доживёшь, ты поживёшь – 1 спр.)

Какой вывод мы можем сделать?

Глаголы, образованные от глаголов с помощью приставки,  (не сохраняют, сохраняют)  спряжение глаголов-родителей.

 Откройте учебник на с. 65 и сверьте  правила. Совпали   правила?

А теперь выполним  упр. 42.Откройте  Обратный словарь на , найдите  глаголы  на –ти. (с. 132) Читайте по цепочке только подчёркнутые глаголы ( везти, ползти, пойти, расти, вести, цвести, мести, нести, грести, трясти) и ставьте каждый глагол в форму 2 лица ед. ч.

У них ударные личные окончания? (да)  Какого спряжения все эти глаголы? Покажите веером.( 1 спр.) А какого спряжения,  все глаголы с приставками, которые от них образованы? Проверьте это, поставив их в форму 2л. ед. ч. (работа  в парах:  1 парта работает с 1  группой слов, 2 – со 2 гр. сл. 3 – с 3гр.  сл., 4 – с 4гр.  сл., 5 – с 8гр. сл., 6 – с 9 гр. сл.)

Что - то заметили? (Миша заметил, что все глаголы с приставками ведут себя нормально и только глаголы с приставкой вы – ведут себя странно: личные окончания глаголов – безударные.)

Проверьте Мишино наблюдение. Действительно ли личные окончания глаголов этой группы с приставкой – вы безударные?

Что же поможет  нам написать их правильно? Миша ссылается на правило на с. 65, а Маша – на правило на с. 55. Кто же из них прав? ( Миша)

  При изучении темы  «Определение спряжения глагола с глагольным суффиксом –а-» были предложены задания:

с. 67, упр. 45 Откройте  Обратный словарь на -ь, на –ать. (с. 143)  Какой глагольный суффикс является общим для этих глаголов?  (- а) Какой вывод вы сделаете об их спряжении? (1 спр.)

Подтвердите свой вывод: проспрягайте устно любой из первых пяти  подчёркнутых глаголов (шагать, бегать, трогать, пугать, гадать)  - я шагаю,  мы шагаем, ты шагаешь, вы шагаете, он шагает, они шагают.

Какие глаголы располагаются между глаголами, которые подчёркнуты? ( глаголы с приставками)  Сохраняют ли глаголы с приставками спряжение того глагола, от которого они образованы? (да)  Подтвердите  это письменно, используя любой глагол на с. 143 (до глагола бежать)

с. 68, упр. 48   Откройте  Обратный словарь на -ь, на –ать (с. 143 - 145) Найдите глаголы, напечатанные КРУПНЫМ шрифтом. Выпишите столбиком те из них, которые НЕ выделены жирным шрифтом. Их должно быть четыре (держать, гнать, дышать, слышать). Проверьте, какие личные окончания у этих глаголов: ударные или безударные. К какому же спряжению должны относиться  эти глаголы согласно правилу? ( 1 спр.)

- Откройте учебник на с. 69. и прочитайте правило.

Глаголы гнать, держать, дышать и слышать относятся ко 2 спряжению!

Что узнали из правила? (Эти  глаголы- 2 спр.)

Как изменяются глаголы 2 спряжения? ( по лицам и числам)  Какая буква повторяется в личных окончаниях ед. ч.? (и) А  какое окончание у глаголов  3 л. мн. ч.? (-ат,  - ят)

Проспрягайте все четыре глагола-исключения сначала в ед. ч., а потом во мн. ч. Окончания глаголов выделите.

 Какой вывод мы можем сделать о глаголах с глагольным суффиксом – а?  ( Глаголы на – ать относятся к 1 спр., кроме глаголов –исключений ( гнать, держать, дышать, слышать)

 А теперь выполним задания по теме «Определение спряжения глагола с глагольным суффиксом –е- »

с. 71, упр. 51    Откройте   Обратный словарь на -ь, на –еть.(с. 145)  К какому спряжению должны относиться  глаголы с суффиксом – е -,если у них  безударные личные окончания? ( 1 спр.)  А если личные окончания ударные? ( смотрим по окончаниям)

Выпишите столбиком все подчёркнутые глаголы, отмеченные слева звёздочкой            (сидеть, глядеть, лететь) Какого они спряжения? Покажите это письменно, написав рядом с ним формы 2л. ед. ч. и 3л. мн. ч. (ты сидишь, они сидят, …- 2 спр. )

А  какое спряжение у всех глаголов с приставками, которые образованы от этих глаголов? (2 спр.)

 А что вы скажете  о глаголах с приставкой вы- ? У них ведь безударные личные окончания? К какому спряжению они относятся? Почему? ( 2 спр.- т.к. сохраняют спряжение глаголов- родителей)

с. 72, упр. 52  Откройте   Обратный словарь на -ь, на –еть (с. 145) К какому спряжению относятся все подчёркнутые глаголы без звёздочки?( слабеть, робеть, болеть, греть) Почему вы так думаете? ( У них окончания безударные, значит смотрим на суффикс –е – 1 спр.)

А какого спряжения родственные им глаголы с приставками? Докажите  своё мнение: выпишите  некоторые из них в начальной форме и запишите  рядом с каждым несколько личных форм. Выделите окончания.

с. 74, упр. 54  Откройте   Обратный словарь на -ь, на –еть (с. 145). Найдите  глаголы, напечатанные КРУПНЫМ шрифтом. Выпишите столбиком те из них, которые НЕ выделены жирным шрифтом. Их должно быть семь  (обидеть, видеть, ненавидеть, терпеть, смотреть, зависеть, вертеть)  Проверьте, какие - ударные или безударные - личные окончания у этих глаголов.  К какому спряжению должны относиться  эти глаголы согласно правилу? ( 1 спр.)

- А  теперь рассмотрите таблицу.

я

обижу, терплю

мы

обидим, терпим

ты

обидишь, терпишь

вы

обидите, терпите

он

она

оно

обидит, терпит

они

обидят, терпят

- Какого спряжения эти глаголы, если судить по их личным окончаниям? (2 спр. )

Эти два и другие пять- все семь глаголов, которые вы выписали  в тетрадь – это глаголы-исключения.

- Запишите рядом с каждым глаголом форму 2л. ед. ч. и 3л. мн. ч. Выделите окончания.

Какой вывод мы можем сделать о глаголах с глагольным суффиксом – е? ( Есть  среди них  глаголы –1 спр., есть глаголы – 2 спр. )

Сколько теперь глаголов – исключений вы знаете? (11)

- Откройте учебник на с. 75 и прочитайте  правило, которое поможет запомнить все 11 глаголов -  исключений.

Гнать, держать, дышать, зависеть,

 Видеть, слышать и обидеть,

А потом смотреть, вертеть,

Ненавидеть и терпеть.

В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик осознаёт  «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». 

Таким образом, формирование познавательных  универсальных учебных действий на уроках русского языка является целенаправленным и  системным процессом. А это обеспечивает грамотность младших школьников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование толковых словарей на уроках русского языка"

Работа с толковыми словарями на уроках русского языка. Примеры упражнений для работы со словарями....

Обратный словарь на уроках русского языка в начальной школе

Данный материал содержит презентацию о применении обратного словаря на уроках русского языка в начальной школе....

Конспект урока русского языка.1 класс.Использование алфавита при работе со словарями.

Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник В.П.Канакина...

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

«Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе»       Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за с...