Формирование познавательных УУД через организацию словарной работы на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку

Работа будет полезна учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Формирование познавательных УУД через организацию словарной

                            работы на уроках русского языка

        Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются  УМК, требования к образовательным программам и учебным планам. Изменения также распространились на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность обучения  складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка.  В профессиональную жизнь педагога постепенно входит понятие- универсальных учебных действий.

       В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        В более узком психологическом значении "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

          В связи с внедрением в учебный процесс ФГОС у нас возникло противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью форм, методов и способов их формирования.

         Как повысить уровень эффективности формирования познавательных УУД?

          Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Одним из вербальных средств общения является речь. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

              Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. Исходя из этого, мы предположили, что организация словарной работы на уроках русского языка с учетом новых требований является одним из эффективных способов формирования познавательных УУД.

          В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это  познавательные УУД.

         Развитие познавательных универсальных учебных действий в начальной школе проходит в три основных этапа.

1 этап - «Представление» – выполнение действий по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий.

2 этап - «Способ» – осознанное применение способа при выполнении учебного действия. На этом этапе ученик знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы:

1.     Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы (цель и объекты сравнения)?

2.     По каким признакам я их сравниваю? (выделенные признаки сравнения)

3.     Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (сопоставление)

4.     Что я узнал, сравнивая объекты? (вывод)

3 этап – «Универсальные учебные действия».

На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями и её структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини – проекта, является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнивать этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, и на основании этого сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини – проекта. То есть, на этом этапе овладения УУД ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.

       Михаил Ростиславович Львов писал: "Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее"

Андрей Николаевич Кохичко говорил, что  «в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный». Руководствуясь этими факторами,  мы все изученные приемы работы со словарным словом  разбили на следующие группы:

- стихи-опоры и рифмы-подсказки

- задания на замену развернутого определения одним словом

- упражнения с использованием пословиц

- кроссворды, ребусы, шарады, изографы

- упражнения фонетического характера

- морфологические упражнения

- синтаксические упражнения (составление предложения)

- упражнения лексического характера

- словообразовательные упражнения (сложные слова)

- наблюдение за фразеологизмами и др.

Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к следующим выводам:

- словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

- одним из путей рационализации словарно-орфографической работы в школе является применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания "трудных" слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся;

- приёмами запоминания орфографии слова являются:

1) опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание,

2) мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика "трудных" слов путём образования ассоциаций,

3) подбор однокоренных сложносокращённых слов,

4) этимологический анализ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...

Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.

Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и с...

Возможности учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка

Статья о возможностях учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка...

«Использования метода «interactive notebooks (inbs)для формирования познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках английского языка посредством »

Из множества современных технологий и методов преподавания иностранного языка для решения данного вопроса считаю целесообразным использование  интерактивных методов обучения (строится на схеме вз...

Методическая разработка "Формирование познавательных умений у младших школьников на уроках русского языка с помощью технологии универсального педагогического дизайна"

Методическая разработка   представляет собой обобщение инновационного педагогического опыта по использованию технологии универсального педагогического  дизайна.В данной работе представл...

"Развитие навыков чтения через развитие памяти на уроках русского языка и чтения"

Скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников. В арсенале учителей начальных классов немало методик по развитию техники чтения. Часто технику чтения то...