Формирование познавательных УУД через организацию словарной работы на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку
Работа будет полезна учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_uud_cherez_organizatsiyu_slovarnoy.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных УУД через организацию словарной
работы на уроках русского языка
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются УМК, требования к образовательным программам и учебным планам. Изменения также распространились на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность обучения складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога постепенно входит понятие- универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком психологическом значении "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В связи с внедрением в учебный процесс ФГОС у нас возникло противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью форм, методов и способов их формирования.
Как повысить уровень эффективности формирования познавательных УУД?
Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Одним из вербальных средств общения является речь. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. Исходя из этого, мы предположили, что организация словарной работы на уроках русского языка с учетом новых требований является одним из эффективных способов формирования познавательных УУД.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это познавательные УУД.
Развитие познавательных универсальных учебных действий в начальной школе проходит в три основных этапа.
1 этап - «Представление» – выполнение действий по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий.
2 этап - «Способ» – осознанное применение способа при выполнении учебного действия. На этом этапе ученик знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы:
1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы (цель и объекты сравнения)?
2. По каким признакам я их сравниваю? (выделенные признаки сравнения)
3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (сопоставление)
4. Что я узнал, сравнивая объекты? (вывод)
3 этап – «Универсальные учебные действия».
На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями и её структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини – проекта, является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнивать этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, и на основании этого сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини – проекта. То есть, на этом этапе овладения УУД ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.
Михаил Ростиславович Львов писал: "Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее"
Андрей Николаевич Кохичко говорил, что «в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный». Руководствуясь этими факторами, мы все изученные приемы работы со словарным словом разбили на следующие группы:
- стихи-опоры и рифмы-подсказки
- задания на замену развернутого определения одним словом
- упражнения с использованием пословиц
- кроссворды, ребусы, шарады, изографы
- упражнения фонетического характера
- морфологические упражнения
- синтаксические упражнения (составление предложения)
- упражнения лексического характера
- словообразовательные упражнения (сложные слова)
- наблюдение за фразеологизмами и др.
Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к следующим выводам:
- словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
- одним из путей рационализации словарно-орфографической работы в школе является применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания "трудных" слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся;
- приёмами запоминания орфографии слова являются:
1) опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание,
2) мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика "трудных" слов путём образования ассоциаций,
3) подбор однокоренных сложносокращённых слов,
4) этимологический анализ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самоконтроля на уроке русского языка в 4-м классе.
Дан фрагмент урока, на котором показаны виды самоконтроля учащихся....
Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.
Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...
Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...
Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.
Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и с...
Возможности учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка
Статья о возможностях учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка...
«Использования метода «interactive notebooks (inbs)для формирования познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках английского языка посредством »
Из множества современных технологий и методов преподавания иностранного языка для решения данного вопроса считаю целесообразным использование интерактивных методов обучения (строится на схеме вз...