Формирование познавательных УУД через организацию словарной работы на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку

Работа будет полезна учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Формирование познавательных УУД через организацию словарной

                            работы на уроках русского языка

        Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются  УМК, требования к образовательным программам и учебным планам. Изменения также распространились на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность обучения  складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка.  В профессиональную жизнь педагога постепенно входит понятие- универсальных учебных действий.

       В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        В более узком психологическом значении "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

          В связи с внедрением в учебный процесс ФГОС у нас возникло противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью форм, методов и способов их формирования.

         Как повысить уровень эффективности формирования познавательных УУД?

          Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Одним из вербальных средств общения является речь. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

              Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. Исходя из этого, мы предположили, что организация словарной работы на уроках русского языка с учетом новых требований является одним из эффективных способов формирования познавательных УУД.

          В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это  познавательные УУД.

         Развитие познавательных универсальных учебных действий в начальной школе проходит в три основных этапа.

1 этап - «Представление» – выполнение действий по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий.

2 этап - «Способ» – осознанное применение способа при выполнении учебного действия. На этом этапе ученик знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы:

1.     Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы (цель и объекты сравнения)?

2.     По каким признакам я их сравниваю? (выделенные признаки сравнения)

3.     Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (сопоставление)

4.     Что я узнал, сравнивая объекты? (вывод)

3 этап – «Универсальные учебные действия».

На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями и её структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини – проекта, является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнивать этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, и на основании этого сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини – проекта. То есть, на этом этапе овладения УУД ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.

       Михаил Ростиславович Львов писал: "Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее"

Андрей Николаевич Кохичко говорил, что  «в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный». Руководствуясь этими факторами,  мы все изученные приемы работы со словарным словом  разбили на следующие группы:

- стихи-опоры и рифмы-подсказки

- задания на замену развернутого определения одним словом

- упражнения с использованием пословиц

- кроссворды, ребусы, шарады, изографы

- упражнения фонетического характера

- морфологические упражнения

- синтаксические упражнения (составление предложения)

- упражнения лексического характера

- словообразовательные упражнения (сложные слова)

- наблюдение за фразеологизмами и др.

Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к следующим выводам:

- словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

- одним из путей рационализации словарно-орфографической работы в школе является применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания "трудных" слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся;

- приёмами запоминания орфографии слова являются:

1) опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание,

2) мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика "трудных" слов путём образования ассоциаций,

3) подбор однокоренных сложносокращённых слов,

4) этимологический анализ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоконтроля на уроке русского языка в 4-м классе.

Дан фрагмент урока, на котором показаны виды самоконтроля учащихся....

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...

Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.

Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и с...

Возможности учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка

Статья о возможностях учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка...

«Использования метода «interactive notebooks (inbs)для формирования познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках английского языка посредством »

Из множества современных технологий и методов преподавания иностранного языка для решения данного вопроса считаю целесообразным использование  интерактивных методов обучения (строится на схеме вз...