"Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"
материал
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО учителей начальных классов
Использование приёмов
технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Подготовила:
учитель начальных классов
Залеских Л.А.
2021 год
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
Л.С. Выготский
Работая с детьми младшего школьного возраста, всегда находишься в поиске таких методов и приёмов, которые помогли бы совершенствовать мыслительные способности учащихся и позволили бы им мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является «Технология развития критического мышления». Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель данной технологии - развить мыслительные навыки учащихся, необходимых ему не только в учёбе, но и в обычной жизни, развить интеллектуальные способности ученика для самостоятельного освоения знаний.
Базовая модель урока по данной технологии состоит из трёх стадий:
1 стадия – Вызов.
2 стадия –Осмысление.
3 стадия–Рефлексия.
Первая стадия (фаза) - вызов.
Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Я остановлюсь на тех приемах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.
На 1 стадии Вызова я использую такие приемы:
1.Приём «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании. Например, на уроке окружающего мира по теме "Разнообразие растений» урок начинается с разгадывания кроссворда, где на пересечении слов появляется ключевое слово - тема урока.
2. Прием «Знаю, хочу узнать, узнал» (ЗХУ). Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
3.Приём «Таблица «тонких и толстых» вопросов».
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Этот прием я использую на уроке литературного чтения.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
4.Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Учитель задаёт вопросы или читает высказывания, а учащиеся если согласны с ними, то в первой строке таблицы ставят «+», а если не согласны – то «-», вторая строка остаётся пока пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.
5.Приём «Да –нетка»
Самый распространённый приём, применяющийся с первых уроков первого класса. Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов, ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификацию по различным основаниям, развивает умения ориентироваться в пространстве. Можно проводить в виде игры в парах.
5.Приём «Корзина идей»
Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Учащиеся высказывают свое мнение по теме, приводят свои знания или высказывают идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске, где прикрепляется значок корзины.
Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.
Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться верные.
На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.
Благодаря использованию данного приема у ребят формируются важные качества: умение высказывать свое мнение, слушать товарищей, запоминать сказанное и удерживать произвольное внимание.
Вторая стадия (фаза) – осмысление.
На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
На 2 стадии Осмысления я использую такие приемы:
1.Приём «Пометки на полях»
Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения делать в тексте пометки.
- Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
- Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
- Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
2.Приём «Ромашка Блума »
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
3.Приём «Чтение с остановками»
Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока, учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. На 3 стадии Рефлексии я использую на своих уроках приём «Синквейн» . |
Применение данного приёма позволяет научить учащихся осмысленно пользоваться новыми понятиями, анализировать и синтезировать, обобщать понятия и информацию, определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.
В чём ещё я вижу плюсы от использования данного приёма?
Данный приём позволяет:
1.Обогатить словарный запас учащихся;
2.Подготовить учащихся к краткому пересказу;
3.Учит формулировать идею (ключевую фразу);
4.Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
5.Получается у всех;
6.Можно использовать на разных фазах урока;
7.Можно использовать как индивидуальную работу, работу в паре, групповую работу.
«Синквейн» - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по определённому алгоритму:
1 строка - Одно существительное (тема, ключевое слово).
2строка - Два прилагательных, описывающих тему.
3строка - Три глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.
4сторка - Короткое предложение или фраза (4-5 слов), раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5сторка - Итог (одно слово-синоним или ваша ассоциация, связанная с темой)
Приём «Синквейн» я использую на разных уроках. Но, чаще на уроках русского языка , литературного чтения и окружающего мира.
Практикую составление синквейнов учащимися на уроках русского языка во время работы со словарными словами.Эта работа даёт возможность ребятам ещё раз закрепить и запомнить правописание слов с непроверяемым написанием.
Примеры синквейнов со словарными словами, составленные учащимися.
На уроках литературного чтения и окружающего мира на стадии рефлексии использую приём «синквейн» для возможности увидеть, как учащиеся поняли тему текста.
Данные приемы ТРКМ позволяют детям лучше понимать информацию, легче запоминать правила, при самостоятельной работе с любым текстом ребенку легче выделять главное, а графическое оформление текстового материала позволяет прочно запоминать информацию и пересказывать текст.
Ученик научиться:
1. Работать самостоятельно.
2. Задавать вопросы.
3. Выслушивать чужое мнение.
4. Иметь своё мнение и защищать его.
5. Критически относиться к мнению оппонентов.
6. Осуществлять рефлексию своей деятельности.
7. Анализировать и классифицировать.
Таким образом, включение в уроки приёмов ТРКМ создают возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания такого характера побуждают учащихся к самостоятельности, учат ставить цели, достигать результатов, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Применение ТРКМ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на желание изобретать, мыслить, а значит, ТВОРИТЬ, а не созерцать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...
Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, о...
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Мастер класс по теме...
Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"
Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...
Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. В стат...